Изобретение относится к устройствам точной механики и может быть использовано в робототехнике, станкостроении, оптике.
Известен пьезоэлектрический двигатель в виде пьезопакета из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно, поляризованных по толщине пьезоэлектрических пластин.
Недостатками устройства являются малая чувствительность и диапазон перемещений, температурная нестабильность.
Наиболее близким по технической сути к предлагаемому является выбранный в качестве прототипа пьезоэлектрический двигатель, содержащий пьезопакет из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно - поляризованных по толщине пьезоэлектрических пластин, зажатый между коническими опорными элементами с конической внешней поверхностью, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете. Недостатком устройства является температурная нестабильность.
Целью изобретения является повышение температурной стабильности.
На чертеже показан вариант конструкции пьезоэлектрического двигателя. Он состоит из пьезопакета 1 с осевым отверстием 2, с которым сопряжены опорные элементы 3 и 4, с коническими внешними поверхностями. Опорный элемент 3 связан с упругим корпусом 5, а опорный элемент 4 - с винтом 6, обеспечивающим зажатие пьезопакета 1 между опорными элементами 3 и 4.
Устройство работает следующим образом. На пьезопакет 1 подается управляющее напряжение, в результате чего он удлиняется по оси и сжимается по диаметру. Уменьшение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1 приводит при этом к выжиманию опорных элементов 3 и 4 из отверстия 2 благодаря конической форме их поверхностей. При изменении знака управляющего напряжения пьезопакет 1 уменьшается в длину и расширяется по диаметру. Увеличение при этом диаметра отверстия 2 приводит к тому, что опорные элементы 3 и 4 входят в него под действием упругости корпуса 5. Величина дополнительного смещения пьезодвигателя определяется простым соотношением Δ z = Δ d/tg β, где Δ d - изменение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1, β - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов 3 и 4. При изменении температуры, например при увеличении, увеличивается как длина пьезопакета 1, так и диаметр отверстия 2. При этом опорные элементы 3 и 4 втягиваются в отверстие 2 под действием упругости корпуса 5, так как их ТКР меньше, чем у материала пьезопакета 1, что приводит к компенсации линейного температурного расширения пьезодвигателя. При снижении температуры процесс идет в обратном направлении.
Изменение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1 при изменении температуры на Δ t
Δ Dпт = Do αп - Δ t, где Do - исходный диаметр отверстия 2, αп - ТКР материала пьезопакета 1.
Изменение диаметра опорных элементов 3 и 4
Δ Doт = Do αoп - Δ t, где αoп - ТКР материала опорных элементов 3 и 4.
Начальные диаметры отверстия 2 и опорных элементов 3 и 4 считаем одинаковыми.
Изменение длины устройства за счет изменения диаметров пьезопакета 1 и опорных элементов 3 и 4
Δ Lo = - (Δ Dпт - Δ Dот)/tg β =
= - Do Δ t (αп-αоп)/tg α, где α - угол при вершине конических опорных элементов 3 и 4.
Изменение длины устройства за счет продольного расширения пьезопакета 1 при нагреве
Δ Lп = L αп Δ t.
Изменение длины устройства за счет выступающих справа и слева от пьезопакета 1 частей пьезодвигателя суммарной длиной l и с ТКР αк
Δ Lк = lαк Δ t.
При полной компенсации температурной деформации устройства
Δ Lo + Δ Lп + Δ Lк = 0, следовательно,
β = arctg ., (1)
Пьезопакет 1 может быть изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23, а опорные элементы 3 и 4 - из инвара или плавленного кварца.
П р и м е р. Пусть пьезопакет 1 изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23 (αп = 3˙10-6 град-1), имеет длину L = 3˙10-2 м и диаметр отверстия 2 Do= 1,6˙10-2 м. Опорные элементы 3 и 4 изготовлены из плавленного кварца (αоп = 0,5˙10-6 град-1), а выступающие вправо и влево от пьезопакета 1 части корпуса 5 и гайки 6 изготовлены из инвара и имеют суммарную длину l = 0,02 м (αк = =0,9˙10-6 град.-1).
Тогда в соответствии с выражением (1) полная компенсация температурных деформаций пьезодвигателя достигается при β = 20,3о.
Таким образом, заявляемое устройство позволяет резко снизить температурные погрешности пьезодвигателя, вызванные температурной деформацией как пьезопакета, так и выступающих частей корпуса, а также элементов, подключенных к пьезодвигателю.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU2030087C1 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU1829863C |
ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫЙ СФЕРОМЕТР | 1992 |
|
RU2037768C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И УПРАВЛЯЕМАЯ ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 1991 |
|
RU2012911C1 |
ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛИНЗ И ИНТЕРФЕРЕНЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2078305C1 |
ТРУБКА ДЛЯ ЭНДОСКОПИИ | 1992 |
|
RU2093063C1 |
ГИБКАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ ТРУБКА | 1993 |
|
RU2068229C1 |
СВЕТОСИЛЬНЫЙ ДЛИННОФОКУСНЫЙ ОБЪЕКТИВ | 1991 |
|
RU2010271C1 |
ОКУЛЯР ОПТИЧЕСКОГО ПРИБОРА | 1990 |
|
RU2028650C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНЗОРА ИНЕРЦИИ ТЕЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2200940C2 |
Использование: в устройствах точной механики, в робототехнике, станкостроении, оптике. Сущность: в пьезоэлектрическом двигателе, содержащем пьезопакет, состоящий из набора пьезоэлектрических пластин, поляризованных по толщине, соединенных механически последовательно, и зажатый между опорными элементами с конической боковой поверхностью, сопряженными с осевым отверстием в пьезопакете. Опорные элементы выполнены из материала с температурным коэффициентом расширения, удовлетворяющим соотношению: αоп= αп-(Lαп+lαк)tgβ/Do, где L,lк -длина пьезопакета и выступающих за него частей пьезоэлектрического двигателя соответственно, αп,αк - температурные коэффициенты расширения материала пьезопакета и выступающих за него частей пьезодвигателя соответственно, β - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов, Do - диаметр отверстия в пьезопакете. 1 ил.
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий пьезопакет, состоящий из набора пьезокерамических пластин, поляризованных то толщине, и зажатый в корпусе между опорными элементами с конической боковой поверхностью, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете, и элемент стыковки с объектом перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения температурной стабильности, опорные элементы выполнены из материала, температурный коэффициент расширения которого удовлетворяет соотношению
где αп, αк - температурные коэффициенты расширения материала соответственно пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;
L, l - соответственно длина пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;
D0 - диаметр отверстия пьезопакета;
β - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов к оси устройства.
Авторское свидетельство СССР N 1632321, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-02-09—Публикация
1990-04-09—Подача