ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН Российский патент 1995 года по МПК E21B4/00 

Описание патента на изобретение RU2030536C1

Изобретение относится к буровой технике, а именно к гидравлическим забойным двигателям.

Известен переливной клапан забойного винтового двигателя, включающий корпус с радиальными отверстиями и размещенные в его осевом канале подпружиненный поршень с осевым каналом и седлом [1] . Основным недостатком конструкции является низкая надежность клапана, обусловленная поломками пружины.

Известен также переливной клапан винтового забойного двигателя, включающий верхний переводник с радиальными отверстиями, седло, манжету, нижний переводник. Эластичная манжета взаимодействует с седлом, коническая рабочая поверхность которого имеет систему отверстий, сообщающих внутреннюю поверхность с затрубным пространством [2]. Основным недостатком конструкции является то, что манжета расположена в проточной части клапана и постоянно подвержена воздействию рабочего потока промывочной жидкости. Перепад давления между внутритрубным пространством и затрубным воспринимается манжетой.

Цель изобретения - повышение надежности клапана путем предотвращения попадания крупных частиц выбуренной породы на рабочую поверхность седла.

Достигается это, тем, что в корпусе известной конструкции переливного клапана размещено сопло, резиновая манжета, взаимодействующая с седлом, коническая рабочая поверхность которого имеет систему отверстий, сообщающих внутреннюю поверхность с затрубным пространством.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый переливной клапан отличается тем, что ниже седла размещена кольцевая камера, концентрично разделенная фильтром на две полости - наружную и внутреннюю, причем внутренняя полость сообщена отверстиями седла с внутриклапанным пространством, а в корпусе на уровне крайних верхних и нижних частей наружной полости выполнены отверстия, сообщающие наружную полость с клапанным пространством.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области, т. е. буровой техники, а именно гидравлические забойные двигателя, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом переливном клапане, и признать заявляемое решение соответствующим критерию "существенные отличия".

На чертеже представлен предлагаемый клапан.

Он включает корпус, состоящий из переводников 1 и 2. В корпусе размещено сопло 3, седло 4, резиновая манжета 5. В седле 4 выполнены отверстия 6. Корпус, седло 4, втулка 7, втулка 8 образуют камеру, разъединенную фильтром 9 на две полости; наружную А и внутреннюю Б. Внутренняя полость Б сообщена отверстиями седла с внутриклапанным пространством. Наружная полость А сообщена отверстиями 10 и 11 в корпусе с заклапанным пространством. Отверстие 10 выполнено в верхней части полости А, а отверстие 11 - в нижней части полости А.

Устройство работает следующим образом. Клапан переливной с помощью замковых резьб устанавливается в бурильную колонну выше забойного двигателя. При спуске в скважину бурильной колонны жидкость из затрубного пространства поступает во внутритрубный проход через отверстия 10 и 11, фильтр 9 и отверстие 6. Причем крупные частицы выбуренной породы отфильтровываются на фильтре 9 и не поступают во внутриканальную полость и не попадут на рабочую поверхность седла. Отфильтрованные твердые частицы скапливаются в полости А и при каждом наращивании инструмента вымываются через отверстие 11. Частицы, которые не вымываются при спуско-подъемных операциях, вымываются при подъеме клапана из скважины. При этом в отверстие 10 подается жидкость, пар и они вымывают скопившиеся твердые частицы через отверстие 11. При прямой подаче жидкости за счет гидродинамического напора манжета 5 прижимается к седлу 4, разобщая внутриклапанное пространство с заклапанным. Такое выполнение переливного клапана позволяет повысить его надежность.

Похожие патенты RU2030536C1

название год авторы номер документа
ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН 1989
  • Шайдаков В.В.
  • Кравцов А.И.
SU1834343A1
ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН 1989
  • Шайдаков В.В.
  • Кравцов А.И.
  • Мавлютов М.Р.
  • Акчурин Х.И.
  • Шарипов Н.Б.
SU1797293A1
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Кравцов А.И.
  • Асеев Е.Г.
RU2057882C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКАНЧИВАНИЯ БУРОВЫХ СКВАЖИН 1989
  • Шамов Н.А.
RU2011803C1
Устройство для ступенчатого цементирования обсадной колонны 1990
  • Петров Николай Александрович
  • Агзамов Фарит Акрамович
SU1779741A1
ОТКЛОНИТЕЛЬ 1989
  • Шайдаков В.В.
  • Ишемгужин Е.И.
  • Кравцов А.И.
  • Сафиуллин Р.Р.
RU1648097C
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Шайдаков В.В.
  • Кравцов А.И.
  • Ишемгужин Е.И.
  • Конюхов И.Н.
RU2011776C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ СТЕНОК СКВАЖИНЫ 1989
  • Шамов Н.А.
SU1736223A1
ЦЕНТРАТОР ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ 1992
  • Левинсон Л.М.
  • Гаррис О.В.
  • Болезин Б.К.
RU2034128C1
СКВАЖИННЫЙ ПЕРФОРАТОР 1990
  • Еникеев М.Д.
  • Ситдыков Г.А.
  • Мавлютов М.Р.
  • Акчурин Х.И.
RU2007549C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 030 536 C1

Реферат патента 1995 года ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН

Использование: в буровой технике, в частности в гидравлических забойных двигателях. Сущность изобретения: переливной клапан включает корпус с радиальными отверстиями, установленное в корпусе седло с конической поверхностью и осевыми периферийными каналами и эластичную манжету, установленную с возможностью перекрытия периферийных каналов седла. Для предотвращения попадания крупных частиц выбуренной породы на рабочую поверхность седла клапан снабжен втулкой, размещенной в корпусе под седлом с образованием замкнутой кольцевой полости, и фильтром, делящим кольцевую полость на две концентрические части. Периферийные отверстия седла сообщаются с частью кольцевой полости, образованной наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью фильтра, а радиальные отверстия корпуса - с частью кольцевой полости, образованной внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью фильтра в ее верхней и нижней частях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 030 536 C1

1. ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН,содержащий корпус с радиальными отверстиями, закрепленное в корпусе седло с конической поверхностью с отверстиями, эластичную манжету, взаимодействующую с конической поверхностью седла, отличающийся тем, что он снабжен втулкой, размещенной в корпусе под седлом с образованием замкнутой кольцевой полости, и фильтром, размещенным в корпусе и делящим кольцевую полость на две концентрические части, причем отверстия седла сообщаются с частью кольцевой полости, образованной наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью фильтра, а радиальные отверстия корпуса сообщаются с частью кольцевой полости, образованной внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью фильтра в ее верхней и нижней частях. 2. Переливной клапан, содержащий корпус с радиальными отверстиями, закрепленное в корпусе седло с конической поверхностью с отверстиями, эластичную манжету, взаимодействующую с конической поверхностью седла, отличающийся тем, что он снабжен обратным клапаном, размещенным в корпусе и установленным под седлом с возможностью ограниченного осевого перемещения, причем запорный элемент обратного клапана выполнен в виде сердечника с конической упорной поверхностью в верхней части и эластичной манжеты, закрепленной на сердечнике с возможностью перекрытия проходного сечения между корпусом и сердечником, а наружная поверхность сердечника и внутренняя поверхность корпуса образуют кольцевое сопло, при этом минимальное проходное сечение сопла лежит в плоскости, перпендикулярной к оси клапана и проходящей через нижний торец сердечника в его крайнем нижнем положении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2030536C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Гусман М.Т
и др
Забойные винтовые двигатели для бурения скважин, М.: Недра, 1981, с.21, рис.8.

RU 2 030 536 C1

Авторы

Шайдаков В.В.

Кравцов А.И.

Асеев Е.Г.

Хрусталев А.К.

Руденко Ю.М.

Даты

1995-03-10Публикация

1990-07-16Подача