Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах быстровращающихся валов.
Известна гидростатическая опора, содержащая цапфу вала, втулку с несущими камерами, ограниченными торцовыми перемычками, и размещенные в зонах торцовых перемычек дросселирующие каналы, соединяющие несущие камеры со сливом. Данная конструкция обеспечивает уменьшение нагрева рабочей жидкости, увеличение интенсивности теплоотвода из опоры и уменьшение потерь мощности на трение в зонах торцовой перемычки. Однако это достигается только за счет выполнения торцовой перемычки втулки специальной формы.
Целью изобретения является уменьшение нагрева рабочей жидкости, увеличение интенсивности теплоотвода и уменьшение потерь мощности на трение в зонах торцовых перемычек.
Это достигается тем, что гидростатическая опора, содержащая цапфу вала, втулку с несущими камерами, ограниченными торцовыми перемычками, и размещенные в зонах торцовых перемычек дросселирующие камеры со сливом, снабжена выполненными на участках поверхности цапфы вала в зонах обеих торцовых перемычек канавками, образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек упомянутые дросселирующие каналы и оси которых расположены под острым со стороны несущих камер углом к образующим поверхности цапфы вала, при этом оси противоположно расположенных по оси вала двух канавок расположены с возможностью их пересечения в направлении вращения вала в точке на оси симметрии опоры.
Кроме того, упомянутые углы между осями канавок и образующими поверхности цапфы вала могут составлять 30...60о, упомянутые канавки в плане могут быть выполнены сужающимися в направлении к несущим камерам, с углом при вершинах 8. ..12о и с размещением последних в точках пересечения осей противоположно расположенных по оси вала соответствующих канавок.
На фиг. 1 изображен гидростатический подшипник, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
Гидростатическая опора имеет втулку 1 с несущими камерами 2, 3, которые в осевом направлении ограничиваются торцовыми перемычками 4, 5 и в которые через компенсаторы расхода 6, 7 подается рабочая жидкость от постороннего источника питания (не показан). Втулка охватывает цапфу вала 8, которая снабжена в зонах торцовых перемычек 4, 5 канавками 9, 10, равномерно расположенными по поверхности цапфы вала 8 и образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек 4 и 5 втулки дросселирующие каналы 11 и 12, соединяющие камеры 2, 3 со сливом.
Продольные оси канавок 9, 10 составляют с продольной осью вала 8 острые углы, предпочтительно α = 30...60о. Оси попарно взятых канавок 9, 10 в зонах торцовых перемычек 4, 5 пересекаются в точках а, b, с и т.д., смещенных в сторону вращения ω вала 8. Канавки 9, 10 имеют сужающуюся форму в плане с углом β, предпочтительно 8...12о при вершинах, расположенных в точках а, b, с, и т.д. пересечения осей этих канавок.
Гидростатическая опора работает следующим образом.
При смещении вала 8 его взвешивание в радиальном направлении осуществляется за счет изменения давления в несущих камерах 2, 3, в которые рабочая жидкость поступает через компенсаторы расхода 6, 7 от внешнего источника питания (например, насоса). Вращение вала 8 с угловой скоростью ω и смещение точек пересечения а, b, c и т.д. осей попарно взятых канавок 9, 10, в зонах обеих торцовых перемычек 4, 5 в сторону вращения вала наклоненных под углом α= 30...60о к продольной оси обеспечивает беспрепятственный вход рабочей жидкости из камер подшипника в дросселирующие каналы 11 и 12. При таком расположении каналов 11 и 12 в них не возникает противодавления, вызванного скоростным напором окружающего воздуха, и не возникает "запирания" рабочей жидкости в камерах подшипника.
Такое явление может возникнуть, если точки пересечения a, b, с и т.д. осей канавок 9, 10 расположить в сторону, противоположную угловой скорости ω. При углах α меньше 30о и больше 60о вход рабочей жидкости в кольцевую торцовую щель мало чем отличается от входа в щель с гладкими стенками, не обеспечивающими дополнительный значительный прирост скорости истечения. Канавки 9, 10 имеют сужающуюся в плане форму с углом β = 8...12о при вершине, что позволяет получить увеличение скорости истечения рабочей жидкости из камер подшипника, обеспечивая уменьшение нагрева жидкости и увеличение интенсивности теплоотвода.
Выполнение угла β меньше 8о не создает эффекта работы плоского диффузорного сопла, т.е. увеличение скорости истечения рабочей жидкости из камер практически не происходит. Выполнение угла β больше 12о сокращает число канавок, что при большом количестве камер не обеспечивает равномерного истечения рабочей жидкости одновременно их всех камер.
Наличие канавок 9, 10 уменьшает в зоне торцовых перемычек 4, 5 площадь контакта жидкости в узком зазоре жидкости о твердую поверхность и увеличивает площадь контакта жидкости о жидкость, что снижает коэффициент трения, а следовательно, и потери мощности на трение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидростатический подшипник | 1987 |
|
SU1581899A1 |
Радиально-упорный гидростатический подшипник | 1987 |
|
SU1479742A1 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1141242A1 |
Гидростатодинамическая опора | 1987 |
|
SU1530856A1 |
РЕНТГЕНОВСКАЯ ТРУБКА С ВРАЩАЮЩИМСЯ АНОДОМ | 1993 |
|
RU2091900C1 |
Гидростатическая опора | 1979 |
|
SU794269A1 |
Радиальная гидростатическая опора шпиндельного узла | 1984 |
|
SU1175610A1 |
Гидростатодинамический подшипник для прокатных валков | 1990 |
|
SU1724402A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА | 1990 |
|
RU2015427C1 |
Гидростатическая опора | 1985 |
|
SU1291745A1 |
Использование: в опорах быстровращающихся валов для уменьшения нагрева рабочей жидкости, увеличения интенсивности теплоотвода и уменьшения потерь мощности на трение в зонах торцовых перемычек. Сущность: гидростатическая опора состоит из втулки с несущими камерами, в осевом направлении ограниченными торцовыми перемычками. В несущие камеры через компенсаторы расхода подается рабочая жидкость от постороннего источника питания. Втулка охватывает цапфу вала, снабженного в зонах торцовых перемычек канавками, равномерно расположенными по поверхности цапфы вала, образующими с цилиндрическими поверхностями торцовых перемычек дросселирующие каналы, соединяющие камеры со сливом. Продольные оси канавок составляют с продольной осью вала острые углы и имеют клиновидную форму. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Гидростатический подшипник | 1973 |
|
SU486158A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1991-07-08—Подача