Изобретение относится к медицине и может быть использовано для улучшения функций организма в целом и его отдельных органов.
Способ не может быть отнесен к какой-либо определенной области медицины, поскольку представляет собой особое направление в ней, получившее в последнее время интенсивное развитие, так называемую бихевиористскую медицину, объединяющую ряд разделов, основанных на использовании психических сил пациента в процессе лечения. При этом пациент является не просто хорошо проинформированным потребителем медицинских услуг, а человеком, способным применить новые методы контроля сознания над физиологией для того, чтобы активно помогать процессу своего лечения.
Способ включает ауто- и гетеросуггестивное воздействие в состоянии бодроствования и аутогенного погружения, а также комплекс физических упражнений и воздействие на биологически активные точки (БАТ). Он разработан на основе восточной медицины.
Известно, что психотерапия и аутогенная тренировка многие годы с успехом применяются для лечения многих соматических заболеваний. Так, например, при использовании этих методов отмечено явное клиническое улучшение функции слуха у пациентов с нейросенсорной тугоухостью. Показано, что в состоянии саморегуляции значительно улучшается общее самочувствие, оно позволяет снизить нервно-мышечное напряжение и утомляемость с достижением устойчивого артериального давления. Отмечено значительное улучшение зрительных функций, т.е. увеличение возможности продолжительной напряженной зрительной деятельности и повышение остроты зрения.
Известно, что психотерапевтическое воздействие способствует улучшению микроциркуляции в мягких тканях, что, в конечном итоге, может привести к ускорению заживления ран, рассасыванию рубцов, шрамов. Известно также, что под влиянием психотерапии улучшаются репаративные процессы во внутренних органах, при этом зафиксировано даже стойкое изменение функции, например, подавления кислотно-пептидной активности у гастроэнтерологических больных.
Все вышеперечисленные способы, являющиеся аналогами предложения, представляют собой отдельно разработанные методики улучшения какой-либо отдельно взятой функции органа или организма и не могут претендовать на универсальность.
Прототипом изобретения может служить способ, основанный на саморегуляции в состоянии аутогенного погружения с вызыванием температурных ощущений и перемещением их в заданную анатомическую область для улучшения функции органа. При концентрации внутреннего внимания на каком-либо органе от отвечает расширением сосудов и даже появлением пульсаций, что и обеспечивает лечебный эффект.
Способ довольно универсален, однако недостаточно эффективен, поскольку не предполагает смену ощущений и их перемещение в заданную область, в то время как последнее является как бы "массажем изнутри" больного органа, увеличивает эффективность воздействия, повышает тонус нервных рецепторов. Кроме того, не учтен фактор необходимости физической подготовки в виде "разминки" с определенным комплексом физических упражнений и воздействия на БАТ, которому придают большое значение, поскольку он как бы облегчает усвоение и управление "внутренними сигналами", воздействующими на орган с ослабленной или патологической функцией.
Способ осуществляют следующим образом.
В аудитории или при индивидуальной беседе пациенту разъясняют принцип предстоящего лечения, предлагают исключить из сознания слово "болезнь", настроиться на полное выздоровление и омоложение, а также на ощущение чувства радости жизни, счастья, душевного полета. Вначале создаваемые искусственно эти ощущения по мере проведения занятий и тренировок начинают проходить самопроизвольно. Здесь могут пригодиться разные формулы самовнушения, например я здоров..., я счастлив..., я молод..., я неуязвим...; я все могу... В зависимости от состава, численности аудитории и поставленных задач продолжительность и эмоциональная окраска беседы могут варьироваться.
Далее переходят к точечному массажу головы. Массаж проводят круговыми движениями 15-20 раз по часовой стрелке и обратно. Палец ставят перпендикулярно костному образованию той области, где проводят массаж и при установлении точки чувствуется болезненность. Сила воздействия - до появления чувства неприятной болезненности. Выбор точек может быть индивидуален. Пользуются следующим набором точек: на лбу между бровями, по краям крыльев носа, по средней линии лица на нижней челюсти между нижней губой и нижним краем подбородка, в височной ямке, у основания черепа сзади (три точки), у козелка уха.
После точечного массажа переходят к массажу ушной раковины, который включает следующие действия: потягивания с умеренной силой и массаж ушной раковины сверху вниз, затем от слухового прохода вверх, от слухового прохода кнаружи и круговые движения ушной раковины по и против часовой стрелки. Заканчивают успокаивающим массажем лица.
Затем выполняют упражнения на позвоночнике, развивающие его гибкость. Основные движения - сгибание, разгибание и вращение вокруг собственной оси. Используется определенная последовательность упражнений, позволяющая получить максимальный эффект в короткое время, но эта последовательность может меняться с сохранением главного условия: разминку начинают с верхнего отдела, заканчивают нижним, при этом по возможности сохраняют неподвижными те отделы позвоночника, которые на данный момент времени не подвергаются разминке.
После разминки больному предлагают сесть, расслабиться, вводят в состоянии аутогенного погружения одним из известных способов и обучают вызывать в заданной области тела локальное в виде комка ощущение тепла, усиливая его появлением ощущения покалывания, жжения или аналогичных парастезий (Т+П). Аналогично вызывают локальное ощущение холода с усилением ощущения покалывания. Пациент должен научиться в течение 6-10 с рассеивать эти ощущения, а также "передвигать" комочек в заданном направлении по прямой и спиралевидно. В процессе обучения предлагается следующая методика: мысленно собрав и ощутив комочек тепла, например, в правой стороне, пациент "передвигает" его вверх по ноге, как бы проходя ногу мысленно изнутри, по ходу костей, мышц, через коленный сустав, по бедру вверх, через тазобедренный сустав на копчик, через левый тазобедренный сустав вниз до левой стопы. После кратковременной остановки и мысленного прогревания всей стопы комок тепла перемещают в обратном направлении. Аналогично вызывают и перемещают ощущение холода. Со временем к ощущениям тепла и холода присоединяют ощущение покалывания (или аналогичные парастезии). Упражнения в процессе обучения можно проводить с перемещением ощущений через пояс верхних конечностей. Упражнения повторяют несколько раз (до 10), обучаются собирать и рассеивать (сбрасывать) их, перемещать по прямой и спирали, неоднократно в разных направлениях в заданной области, осуществляя как бы "протирку" ее.
Усвоив навыки саморегуляции с помощью "внутреннего массажа" можно переходить непосредственно к улучшению функций организма и работе с больным органом, последовательно ежедневно проводя предварительную разминку с массажем БАТ, массажем ушной раковины, с комплексом упражнений на позвоночнике, заканчивая повторным "массажем" комком вызванных ощущений тепла и холода, сопровождающихся парастезиями, при этом перед сменой ощущения его передвигают в области тела или зоне анатомического расположения органа в заданном направлении и обратно сначала по прямой, потом спиралевидно, в ряде случаев произвольно усиливая или ослабляя ощущения.
Наблюдения свидетельствуют о том, что описанный способ позволяет значительно улучшить функцию зрения, слуха, работу почек, кишечника. Хорошие результаты получены при лечении язвенной болезни. В то же время в каждой конкретной ситуации имеются некоторые особенности методики, позволяющие получить наилучшие результаты. Так, например, при коррекции функции зрения комок ощущений собирают в области затылка, удерживают в течение 20 с, повторяют 2-3 раза и перемещают к глазам и обратно, затрачивая примерно по 5 с на каждое передвижение. Упражнение повторяют 5-10 раз сначала с закрытыми, потом с открытыми глазами и переходят к работе с ощущением холода, затем повторяют те же управления с передвижением комка по спирали, производя вращение в любом направлении - по или против часовой стрелки. Работая на улучшение зрения можно чередовать ощущения, один день начиная с тепла, следующий с холода. Сразу после проведения упражнений следует провести упражнения на тренировку аккомодации. Выбирают предмет на таком расстоянии, где имеющаяся острота зрения без коррекции линзами не позволяет его видеть в деталях. У кого зрение "+" смотрят в книгу на определенной величины шрифт, у кого "-" выбирают, например, рисунок на обоях и т.п. Выбранный заранее зрительный объект рассматривают, вглядываясь в него, но без напряжения в течение 30 с, при этом перемещая взгляд по горизонтали вправо и влево под углом 5-10о. Упражнение повторяют неоднократно, оборачиваются в противоположную сторону и еще раз рассматривают выбранный объект. Кратность повторений можно варьировать.
П р и м е р 1. Пациентка А., 38 лет, в течение последних 15 лет страдала близорукостью, в последний год пользовалась очкам - 7 д. Посещала занятия в течение 10 дн. Освоила основу данной методики (умение вызывать ощущения комка, тепла, покалывания и холода, его передвижение по прямой и спирали) в течение 2 дн. Дома ежедневно выполняла упражнение на передвижение ощущений от затылочной области к глазам и обратно по данной методике: ощущения концентрировала в затылочной области легко, без напряжения, умеренной интенсивности. На занятиях после проведения комплекса разминки, массажа БАТ и ушной раковины передвигала по прямой как бы насквозь одновременно к обоим глазам в течение 2-3 с (не доходя до самого глаза), затем обратно к затылочной области также в течение 2-3 с. Таких передвижений выполняла по 5-6 раз на каждом ощущении сначала с закрытыми, затем с открытыми глазами. Когда этот вид передвижений был освоен (через 2 дня от начала занятий), были добавлены передвижения по спирали от затылка к глазам и обратно, выполняемые аналогично и в том же объеме.
После короткого отдыха (10-15 мин) выполняла следующее упражнение: выбранный объект представлял собой таблицу с определенными словами, набранными буквами разного размера, - сверху такие, которые можно рассматривать, не напрягаясь, затем мельче, еще мельче. Расстояние от пациентки до таблицы выбрано 5 м. Упражнение начиналось с рассматривания той строчки, где четкость была чуть ниже оптимальной, без напряжения, не щурясь, а главное с желанием это просто получше рассмотреть, при этом взгляд не был фиксирован, а слегка смещался по горизонтали вправо-влево примерно на 5-10о. Зрение улучшалось сначала кратковременно (на несколько секунд), затем более продолжительно и стойко. Так, к концу первого дня занятий улучшения зрения носили почти постоянный характер, возвращаясь к исходному состоянию на несколько минут 3-4 раза (к вечеру), и по сравнению с исходным состоянием пациентка оценивала улучшение примерно на 10-15%. В последующие для улучшение зрения носило постоянный характер и ежедневно улучшалось на 10-15 или 15-20% (по оценке пациентки). Подобные упражнения проводились ежедневно в течение 10 дн в описанном выше порядке.
Рекомендовано было делать эти упражнения при достаточной освещенности и следить за самочувствием (ни в коем случае не должно появляться головной боли, чувства тяжести в голове и других неприятных ощущений).
В течение этих 10 дн. занятий было рекомендовано отвыкать от очков, т. е. по возможности обходиться без них, в первые несколько дней пользуясь старыми, менее мощными и то при острой необходимости. По окончании курса практически отпала необходимость носить очки.
Коррекцию слуха производят аналогично. Освоив методику упражнений и массажа, обучившись вызывать комок ощущений с их сменой и передвижением, переходят к основным упражнениям. Комок ощущений собирают в области носоглотки, мягкого неба, передвигают одновременно к обоим ушам и обратно в течение 3-5 с на каждое перемещение. Сохраняют рекомендованную последовательность смены ощущений и линии передвижения. Упражнения повторяют неоднократно, в среднем 5-10 раз с открытыми и закрытыми глазами. Передвижение по спирали производят по или против часовой стрелки. После 5-10-минутного отдыха подают звуковые сигналы определенной силы (чтобы не очень хорошо слышать и различать их) - можно включить радио или просить кого-либо проговаривать текст из книги или газеты. В течение 30 с пациент старается лучше расслышать (но без значительного напряжения). Упражнение повторяют до 10 раз, делая небольшие до 5-7 с паузы между ними. Очень важно во время выполнения упражнения ощущать желание лучше слышать. Улучшение слуха наступает волнообразно, по возрастающей, как и при коррекции зрения. Для достижения и закрепления успеха пациенту внушают запоминать, воспроизводить и стараться продлить миг повышения остроты слуха.
П р и м е р 2. Пациентка Д., 40 лет. В течение 12 лет страдала снижением слуха на оба уха (после перенесенного воспалительного заболевания и применения в связи с этим больших доз стрептомицина), пользуется слуховым аппаратом.
Посещала 10-дневный курс занятий по данной методике. Освоила основные упражнения в течение 3 дн, научилась самостоятельно применять соответствующие приемы массажа (БАТ головы, ушные раковины).
На занятиях после проведения описанного комплекса разминки и массажа ежедневно выполняла вспомогательные упражнения по передвижению ощущений тепла и холода, сопровождающиеся покаливанием, от носоглотки одновременно к обоим ушам и обратно по 2-3 с в одном направлении. Каждое ощущение (особенно тепло) доводилось по силе ощущения до (разумного максимума) достаточной яркости. Такие передвижения выполняла по 10 раз на каждое ощущение (с закрытыми глазами). Когда этот вид ощущений был достаточно хорошо освоен (через 2 дн), аналогично выполняла перемещения по спирали в том же объеме, в той же последовательности.
Следующее упражнение выполнялось через 5-10 мин отдыха следующим образом: все внимание на желание лучше слышать (как бы расслышать то, что очень любопытно узнать) должно направляться на голос преподавателя, который считает от 1 до 3 (примерно один раз в секунду). Вначале наступает незначительное улучшение, которое с каждым разом (под счет от 1 до 30) чуть увеличивается и становится более продолжительным и стойким. Все это делается без слухового аппарата. С первого дня занятий больной предлагалось отвыкать от слухового аппарата, т.е. пользоваться им лишь в случаях крайней необходимости, постепенно снижая уровень его мощности. К концу занятий слух практически восстановился, что было подтверждено данными аудиограммы.
Хорошие результаты достигаются с помощью описанного способа при работе с функцией восстановления структуры или дефектов мягких тканей. Некоторой особенностью методики в этих случаях является рекомендуемая максимальная яркость ощущений - до ощущения пламени горячей печки или при работе с ощущением холода - льда вплоть до потери чувствительности.
П р и м е р 3. Пациентка Б., 50 лет. Перенесла холецистэктомию по поводу желчекаменной болезни 15 лет назад. Рана в центре заживала вторичным натяжением, имела достаточно широкий рубец до 3 см в месте, где в течение нескольких дней находился дренаж, длина рубца составляла 10 см.
Пациентка посещала занятия в течение 10-дневного курса. Освоила методику в течение 3 дн. После выполнения комплекса разминки и массажа работала с печенью как с нездоровым органом (делала передвижение ощущений последовательно по 5 раз каждое по прямой и по спирали. После небольшого отдыха выполняла упражнения по удалению послеоперационного рубца следующим образом: все внимание направлялось на область рубца, вызывалось ощущение тепла вокруг рубца - из глубины, с краев, с боков, т.е. как создавалась блокада из ощущения тепла и рубец оказывался как бы изолированным от окружающих его здоровых тканей (примерно в течение минуты). Затем ощущение тепла увеличивалось, добавлялось покаливание (все это также примерно в течение 2 мин). Образ сильного тепла, жара и покалывания усиливался, не сдерживаясь, до максимума и удерживался в течение примерно 1-2 мин. При этом пациентка отмечала также субъективные ощущения поддергивания, жжения, зуда. Затем эти ощущения сбрасывались. После небольшого отдыха проводились аналогичные упражнения на ощущение холода.
Такие упражнения выполнялись ежедневно в течение 5 дн. К концу пятого дня от рубца осталась "ниточка" по краям (примерно по 3 см с каждой стороны), в центре ширина его уменьшилась до 1,5 см. Весь рубец стал мягким.
При применении способа для улучшения функции внутренних органов лучшие результаты были достигнуты при включении в комплекс упражнений элементов сбора и рассеивания ощущений, которые могут быть продемонстрированы на примере лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
П р и м е р 4. Пациент С., 32 г, страдает язвенной болезнью желудка в течение 8 лет. Неоднократно лечился в стационаре консервативными методами. По данным гастроскопии, сделанной на кануне начала занятий, язва на малой кривизне желудка имела размеры 0,6х0,8 см. Пациент посещал занятия в течение всего 10-дневного курса. Освоил методику за 3 дн., т.е. основные упражнения - умение вызывать температурные ощущения и их перемещение по прямой и по спирали. Работал с областью желудка как с нездоровым органом в следующей последовательности: сбор-рассеивание ощущений - тепла-покалывания, а также холода-покалывания по 10 раз каждое ощущение при его удержании в течение 5-6 с; передвижение ощущений по прямой через нездоровый орган в трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной по 5-7 раз каждое ощущение; передвижение ощущений по спирали в любом направлении также в трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной, в каждом направлении упражнение выполнялось 5-7 раз. Передвижение выполняется с такой скоростью, чтобы ощущение не "проскакивало", не "терялось" и было по возможности равномерным. Такие упражнения выполнялись в течение 7 дн. На 3-4-й день пациент отмечал обострение болей в эпигастральной области, но необычного характера - с чувством зуда, покалывания, к 5-6-му дню боли прекратились. На 10-й день от начала занятий и на 7-й день от начала специальных упражнений была сделана гастроскопия, по результатам которой отмечался лишь след от заэпителизировавшейся язвы (практически без рубца). Повторная гастроскопия, сделанная через 2 мес. подтвердила эти данные.
Способ является универсальным и может быть использован для улучшения функций и других органов и систем - при заболеваниях почек, кишечника, легких, сердечно-сосудистых и нервных заболеваниях. Особенностями в этих случаях могут являться лишь направление и кратность перемещения комка ощущений, которые разрабатываются в каждом конкретном случае. В процессе занятий пациенты вели дневники. Им было рекомендовано проходить контрольное обследование у специалистов. Окончательные результаты и динамику их фиксировали в специальной анкете, на основании анализа которых представлена таблица непосредственных результатов.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии. Способ позволяет осуществлять коррекцию различных функций организма. Для этого проводят массаж общеукрепляющих биологически активных точек головы, массаж ушных раковин, комплекс физических упражнений, направленных на улучшение гибкости позвоночника, затем осуществляют суггетистивное воздействие, вводят пациента в состояние аутогенного погружения, вызывают ощущение комка тепла, потом комка холода, локализуют его в заданной части тела, перемещают в различных направлениях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскостях по краям и по спирали, ощущение комка рассеивают и снова собирают и меняют его температурную интенсивность. 6 з.п. ф-лы, 1 табл.
Васютин А.М | |||
Азбука саморегулирования | |||
Йошкар-Ола, 1988, с.12-48. |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1993-06-21—Подача