Изобретение относится к средствам лечебной гимнастики, в частности, дыхательных органов для диагностических и лечебных целей и может быть широко использовано в медицине для лечения и улучшения общего состояния организма человека.
Известен способ психофизиологической саморегуляции, описанный в п. РФ №2063248
"Способ коррекции психосоматических дисфункций" по кл. А 61 М 21/00, з. 15.09.94, оп. 10.07.96.
Известный способ заключается в следующем.
Психотерапевтическую программу составляют с учетом репрезентативной системы восприятия информации пациентом. В начале сеанса лечения проводят депривацию зрения, устанавливают ритм дыхания с удлиненной экспираторной фазой дыхательного цикла, после чего вводят пациента в состояние легкого транса, предъявляют психотерапевтическую информацию, при этом семантический акцент формулы внушения совмещают с экспираторной фазой дыхательного цикла пациента, а при выведении пациента из состояния транса переключают его внимание на другой канал информации, что обеспечивает амнезию введенной психотерапевтической программы.
Недостаток известного способа заключается в том, что он весьма неэффективен.
Известен способ психофизического самооздоровления человека, описанный в одноименной з. РФ №2001108289 по кл. А 61 В 5/16, А 61 Н 1/00, А 61 М 21/00, з. 29.03.01, оп. 27.02.03.
Известный способ включает выполнение семи статических и дыхательных упражнений хатха-йоги (таких, как полное дыхание йогов стоя или сидя, дыхание "вытягивание", дыхание "вертикальные" или "горизонтальные махи", дыхание "мельница" или "укрепление нервов"), набор упражнений мышечно-суставной гимнастики, семи наборов молитв различных религий и пяти мантр с освоением каждого последующего комплекса после освоения предыдущего.
Недостатком известного способа является сложность его выполнения, доступная не каждому пациенту.
Известен способ регулирования эмоционально-психического состояния, описанный в одноименном патенте РФ №2135223 по кл. А 61 М 21/00, з. 03.11.98, оп. 27.08.99.
Известный способ направлен на расширение эмоционально-психического состояния за счет чередования ритмичных гипервентиляционных дыхательных циклов с гипоксидными паузами (задержками дыхания) и заключается в следующем.
Способ регулирования эмоционально-психического состояния производится путем курса ритмичного глубокого дыхания, осуществляемого сеансами, при которых ритмичное дыхание чередуют с задержками его на выходе, время задержек определяют по появлению значительного дискомфорта при расслаблении, количество дыхательных движений между задержками дыхания во время каждого сеанса сначала увеличивают от одного раза до трех-десяти, затем постепенно уменьшают до 30-39% максимально достигнутого их числа, после чего количество их вновь увеличивают до 60-70% и уменьшают до начальных значений, причем в течение сеанса осуществляют суггестивное воздействие, направленное на релаксацию и стабилизацию, курс включает от 2 до 7 таких сеансов в неделю, а продолжительность курса составляет от 1 до 3 месяцев.
Недостатком известного способа является то, что он использует глубокое дыхание, приводящее к излишнему удалению из организма углекислого газа, что вызывает защитную реакцию организма в виде сужения каналов его выделения и кислородное голодание организма, а также сдвиг внутренней среды в щелочную сторону.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ регулирования эмоционально-психического состояния, описанный в книге Бутейко К.П. "Метод Бутейко. Опыт внедрения в мед. практику.", Киев-Москва-Новосибирск. М.: Патриот, 1990 г., с.148-149, и выбранный в качестве прототипа. Известный способ заключается в следующем.
Пациенту объясняют вред глубокого дыхания, затем проводят пробу на глубину дыхания пациента, при положительной пробе определяют наиболее пораженную глубоким дыханием систему органов, затем, измеряя контрольную, волевую и максимальную паузу в задержке дыхания, определяют уровень содержания углекислого газа в легких и индекс воли пациента и проводят тренировки пациента по постепенному волевому уменьшению глубины дыхания путем расслабления диафрагмы до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки при одновременном усвоении пациентом элементов теории болезни глубокого дыхания и обучают пациента применению волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) при появлениях симптомов болезни и при удовлетворительном состоянии.
Недостатком известного способа является то, что он не очень эффективен, т.к. дает достаточно большой процент рецидивов, поскольку тренировки дыхания ориентированы лишь на ликвидацию глубокого дыхания, ведущего к дефициту углекислого газа, без понимания биомеханики дыхания и физиологической нормы сознательной регуляции дыхания в части управления дыхательными мышцами.
Задачей изобретения является повышение эффективности способа.
Поставленная задача решается тем, что в способе психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания, заключающемся в том, что пациенту объясняют вред глубокого дыхания, затем проводят пробу на глубину дыхания пациента, при положительной пробе определяют наиболее пораженную глубоким дыханием систему органов, затем, измеряя контрольную паузу в задержке дыхания, определяют уровень содержания углекислого газа в легких и проводят тренировки пациента по постепенному уменьшению глубины дыхания путем расслабления диафрагмы до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки при одновременном усвоении пациентом элементов теории болезни глубокого дыхания и обучают пациента применению ликвидации глубокого дыхания при появлениях симптомов болезни и при удовлетворительном состоянии, СОГЛАСНО ИЗОБРЕТЕНИЮ, способ осуществляют последовательно в два этапа: вначале осваивают сознательную регуляцию дыхания, а затем на ее основе осваивают психофизиологическую саморегуляцию, при этом для осуществления сознательной регуляция дыхания пациенту объясняют биомеханику процесса дыхания в покое и при движении и учат при проведении тренировок сознательно управлять дыхательными мышцами, расслабляя последовательно мышцы лица, верхнего плечевого пояса, верхние грудные мышцы и диафрагму, до практического достижения дополнительных физиологических эффектов этой регуляции: ощущения общего разогревания организма и ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения, а освоение психофизиологической саморегуляции начинают с короткого ознакомления с анатомией и физиологией организма, постепенно, изучая на каждом занятии ту систему органов, с которой предстоит оздоровительная работа, затем переходят к сознательному уменьшению глубины дыхания с достижением вышеперечисленных эффектов его регуляции и находятся в таком состоянии до появления мышечного расслабления и полного психического покоя, далее разделяют внимание, направленное на регуляцию дыхания, оставляя часть внимания на релаксации диафрагмы и поддержании ощущения нехватки воздуха, а другую часть направляя на орган, с которым будет осуществляться психическое взаимодействие, до достижения трех психофизиологических эффектов - ощущения присутствия органа в теле, как подтверждения сформированной психофизиологической связи, ощущения усиления кровообращения в органе за счет мысленного расширения сосудов, увеличения притока крови к нему, что должно быть подтверждено появлением тепла и покалывания в органе, и снятия ощущения болезненного синдрома в оздоравливаемом органе.
Смысл психофизиологической саморегуляции состоит в психическом, т.е. мысленном воздействии человека на органы своего тела с целью их естественного оздоровления и восстановления их нормального функционирования.
Использование сознательной регуляции дыхания открывает новую возможность высокоэффективной психофизиологической саморегуляции, т.к. позволяет создать устойчивую нейрофизиологическую связь между сознанием и подсознательным уровнем регуляции внутренних органов.
Это можно объяснить следующим.
Согласно данным нейрофизиологии, увеличение концентрации углекислого газа в крови, происходящее при уменьшении глубины дыхания при его сознательной регуляции, увеличивает производство ацетилхолина в межнейронных синапсах, что облегчает прохождение нервных импульсов от органов к центрам вегетативной иннервации, и наоборот. Поэтому при повышении уровня углекислого газа в крови и сохранении сознания появляется возможность активного взаимодействия между центральным, периферическим и внутриорганным звеньями нервной системы организма, т.е. возникает тот мостик между психикой и физиологией, который дает человеку возможность формирования прямой и обратной связи с миром внутренних органов и физиологических систем.
Привлечение сознательной регуляции дыхания к психофизиологической саморегуляции имеет еще два неоспоримых преимущества:
- в процессе сознательной регуляции дыхания увеличивается потребление кислорода тканями и соответственно увеличивается образование в них энергии, что повышает психический потенциал нервной системы и обеспечивает органы необходимой для оздоровления энергией;
- сознательная регуляция дыхания восстанавливает газовый баланс, кислотно-щелочное и физиологическое равновесие и оздоравливает организм в целом, что усиливает эффективность психофизиологической саморегуляции и позволяет получить потенцированный эффект оздоровления. Поэтому выполнение саморегуляции последовательно в два этапа - освоение сознательной регуляции дыхания, как описано выше, и последующее осуществление на ее основе психофизиологической саморегуляции, проводимой вышеизложенным образом, в совокупности существенно повышает эффективность способа
В сравнении с прототипом заявляемый способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания обладает новизной, отличаясь от него такими существенными признаками как осуществление саморегуляции последовательно в два этапа: освоение сознательной регуляции дыхания с объяснением пациенту биомеханики процесса дыхания в покое и при движении, обучением при проведении тренировок сознательному управлению дыхательными мышцами с расслаблением последовательно мышц лица, верхнего плечевого пояса, верхних грудных мышц и диафрагмы до практического достижения дополнительных физиологических эффектов этой регуляции: ощущения общего разогревания организма и ощущения тепла и тяжести, и последующего освоения на ее основе психофизиологической саморегуляции с проведением короткого ознакомления с анатомией и физиологией оздоравливаемых систем органов и разделением внимания при регуляции на две части - части на дыхание, части - на регуляцию органа до достижения указанных выше эффектов, обеспечивающих в совокупности получение заданного результата.
Хотя часть отличительных признаков, касающаяся действий по выполнению сознательной регуляции дыхания, известна из п. РФ №2225188, однако применение только их само по себе не дает такого эффекта, а использование в совокупности с другими отличительными признаками, обеспечивающее достижение заданного результата, из уровня техники не известно, поэтому заявитель считает, что заявляемый способ соответствует критерию "изобретательский уровень".
Заявляемый способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания может найти широкое применение в медицинской практике, а потому соответствует критерию "промышленная применимость".
Заявляемый способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания заключается в следующем.
Освоение способа проводится последовательно в два этапа: вначале осваивают сознательную регуляцию дыхания, а затем на ее основе осваивают психофизиологическую саморегуляцию. При этом для осуществления сознательной регуляция дыхания пациенту объясняют вред глубокого дыхания и биомеханику процесса дыхания в состоянии покоя и движения. Проводят пробу на глубину дыхания пациента. При положительной пробе определяют наиболее пораженную глубоким дыханием систему органов. Далее измеряют контрольную паузу в задержке дыхания, определяют уровень содержания углекислого газа в легких. Проводят тренировки пациента по постепенному осознанному уменьшению глубины дыхания путем сознательного управления дыхательными мышцами, расслабляя последовательно мышцы лица, верхнего плечевого пояса, верхние грудные мышцы и диафрагму, до практического достижения трех физиологических эффектов этой регуляции: ощущения нехватки воздуха, ощущения общего разогревания организма и ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения. Обучают осознанной ликвидации глубокого дыхания при появлениях симптомов болезни и при удовлетворительном состоянии.
Освоив способ сознательной регуляции дыхания, приступают к психофизиологической саморегуляции, которую начинают с короткого ознакомления с анатомией и физиологией организма, постепенно изучая на каждом занятии ту систему органов, с которой предстоит оздоровительная работа. Затем переходят к сознательному уменьшению глубины дыхания с достижением вышеперечисленных эффектов его регуляции и находятся в таком состоянии до появления мышечного расслабления и полного психического покоя. Далее разделяют внимание, направленное на регуляцию дыхания: часть внимания оставляют на релаксации диафрагмы и поддержании ощущения нехватки воздуха, другую часть направляют на орган, с которым будет осуществляться психическое взаимодействие, до достижения трех психофизиологических эффектов: ощущения присутствия органа в теле, как подтверждения сформированной психофизиологической связи, ощущения усиления кровообращения в органе за счет мысленного расширения сосудов и увеличения притока крови к нему, что должно быть подтверждено появлением тепла и покалывания в органе, и снятия ощущения болезненного синдрома в оздоравливаемом органе.
На практике способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания осуществляется в два этапа и происходит следующим образом.
I этап - освоение сознательной регуляции дыхания.
На первом этапе пациенту объясняют вред глубокого дыхания, заключающийся в чрезмерном удалении из организма углекислого газа, вызывающем защитную реакцию организма в виде сужения каналов его выделения и кислородное голодание организма, и приводящий к сдвигу внутренней среды в щелочную сторону, нарушающему обмен веществ. Затем разъясняют пациенту биомеханику процесса дыхания, рассказывая, что выделяют два вида внешнего дыхания: дыхание в состоянии покоя и дыхание в состоянии движения или нагрузки, различающиеся степенью включения в работу дыхательной мускулатуры. Дыхание в состоянии покоя характеризуется тем, что в работу вовлечена только межреберная мускулатура, что практически не видно при внешнем наблюдении. При небольшом движении или легкой физической нагрузке в работу включается диафрагма, при значительном увеличении нагрузки - верхние грудные мышцы, а при сверхнагрузках - мышцы верхнего плечевого пояса. Пациенту указывают также на то, что поскольку дыхательные мышцы одновременно являются и мышцами двигательными, то как и все двигательные мышцы, они нуждаются в осознанном приучении их путем тренировок к полуавтоматической правильной работе, т.е. неглубокому дыханию в процессе покоя или движения. Пациента заставляют сесть на стул или табурет, поставив его углом между ног, освободить копчик и выпрямить позвоночник. Руки должны лежать на коленях, ноги - опираться на столы, пятки должны соприкасаться, а носки - быть разведены. Голова должна быть на одной линии с позвоночником. Данная поза не должна напрягать, но ее сохранение держит человека в необходимости ощущать тело и его внешние части, т.е. включает необходимый уровень сознания для дальнейших действий.
Далее измеряют контрольную паузу дыхания (КПД) в секундах задержкой дыхания после обычного выдоха. При самостоятельных занятиях пользование секундомером или часами нежелательно. Необходимо обучиться внутреннему счету секунд.
Затем начинается расслабление мышц лица, плечевого пояса, диафрагмы и формируется небольшая нехватка воздуха. Далее достигается ощущение разогрева тела и внимание концентрируется в области солнечного сплетения до ощущения в этой зоне тепла и тяжести. В таком состоянии нужно находиться до появления общего мышечного расслабления и психического покоя. Тренировки дыхания проводятся неоднократно, каждый раз в течение 20-30 минут при постоянном осознании своих действий и поддержании всех трех лечебных моментов.
После каждой тренировки по измеренной с помощью секундомера задержке дыхания до ощущения легкой нехватки воздуха повторно определяют уровень содержания углекислого газа в легких с целью определения эффективности занятия. Пауза задержки каждый раз должна увеличиваться на 4-6 и более секунд, нарастая в процессе тренировок до 20-30 или даже 40 секунд.
Эффективность занятия оценивается изменением КПД до и после тренировки.
Для обучения сознательной регуляции дыхания достаточно трех коллективных занятий в группе от 3 до 7 человек.
II этап - освоение психофизиологической саморегуляции на ее основе.
Освоение психофизиологической саморегуляции начинают с короткого ознакомления с анатомией и физиологией организма. Это делают постепенно, на каждом очередном занятии изучают ту систему, с которой предстоит оздоровительная работа. Затем переходят к сознательному уменьшению глубины дыхания с достижением вышеперечисленных эффектов его регуляции и находятся в таком состоянии до появления мышечного расслабления и полного психического покоя.
Следующее действие состоит в разделении внимания, направленного на регуляцию дыхания, часть внимания оставляют на релаксации диафрагмы и поддержании ощущения нехватки воздуха, другую часть направляют на орган, с которым будет осуществляться психическое взаимодействие.
Психофизиологическая саморегуляция требует обязательного достижения трех психофизиологических эффектов:
- ощущения присутствия органа в теле, как подтверждение сформированной психофизиологической связи;
- ощущения усиления кровообращения в органе за счет мысленного расширения сосудов и увеличения притока крови к нему. Это должно быть подтверждено появлением тепла и покалывания в органе. Данное действие усиливает питание, энергетическое обеспечение и естественное очищение органа;
- ощущение нормализации функции больного органа: исчезновение болей, напряжения и спазмов в органе или достижение ощущения покоя и комфорта в органе. Это психическое усилие позволяет разорвать патологические связи нервной регуляции органов, ставшие причиной формирования вегетативных неврозов, или стать эффективным средством их профилактики.
Психическое воздействие на орган можно усилить следующими приемами:
- мысленной стимуляцией его естественной функции;
- использованием элементов творческого воображения, предопределяющего и усиливающего течение естественного оздоровления.
Примерами подобного воздействия могут быть:
- усиление производства гормонов клетками желез внутренней секреции;
- рассасывание рубцовых и опухолевых тканей, опорожнение кистозных образований, растворение камней и выведение солей из суставов и т.д.
В этом случае необходимо, чтобы психическое воздействие на орган соответствовало течению физиологических и морфологических процессов оздоровления и не превышало естественных возможностей организма. Пренебрежение данными современной науки о функционировании человеческого организма содержит в себе опасность полной разрегулированности в его работе и появление тяжелых невротических и психических состояний. С целью профилактики подобных явлений проводится необходимая коллективная и индивидуальная обучающая работа.
В процессе освоения способа пациент должен полностью изучить внутреннее строение своего организма и научиться сознательно регулировать все его функции и органы.
Максимум усилий и времени отводится работе с больным органом или функционально дезадаптированной системой.
В течение одного занятия работают с органами, принадлежащими одной функциональной системе. Занятие продолжается 30-40 минут, при этом постоянно сохраняется ощущение нехватки воздуха и тепла в теле. Занятие заканчивается повторным измерением КПД, которая должна увеличиться на 4-6 и более секунд.
После занятия необходимо сохранять осознание дыхания и небольшую нехватку воздуха. Это позволяет продлить процесс оздоровления органов, что подтверждается сохранением в них тепла до 1,5-2 часов после занятия.
На полное освоение способа требуется восемь обучающих занятий. Далее пациент продолжает работу по оздоровлению самостоятельно с анализом результатов самооздоровления и занесения их в индивидуальный дневник самонаблюдения. В течение года после освоения способа за пациентами устанавливается активное наблюдение. Как правило, начавшие заниматься психофизиологической саморегуляцией пациенты продолжают ее и по истечении этого периода. В процессе групповой работы формируются отношения ответственности не только за себя, но и за коллектив в целом, что помогает преодолеть совместными усилиями моменты усталости и разочарования в работе.
В процессе работы по оздоровлению достигается постоянная сознательная регуляция дыхания, являющаяся главным условием сохранения здоровья и основой профилактики рецидивов болезни.
Разработанный способ использовался на практике в течение 5 лет. Достигнуты следующие результаты восстановления и улучшения здоровья от его изменения:
- исчезновение хронического нервного напряжения, усталости, бессонницы, улучшение памяти;
- исчезновение болей и восстановление нормальной подвижности и гибкости позвоночника при остеохондрозе;
- улучшение осанки и исчезновение сколиотической деформации позвоночника у детей при сколиозах I-II степени;
- восстановление подвижности суставов и исчезновение в них болей при артритах;
- восстановление носового дыхания при хронической заложенности носа, синуситах, аденоидах I-II степени;
- восстановление мозгового кровообращения и исчезновение головных болей у пациентов с церебральным атеросклерозом, ВСД и мигренью;
- восстановление коронарного кровообращения и исчезновение сердечных болей при ИБС со стенокардией напряжения и покоя;
- безлекарственная нормализация повышенного и пониженного уровня АД;
- восстановление нормального сердечного ритма при тахикардии и брадикардии;
- восстановление дренажной функции бронхов и ликвидации хронических бронхолегочных процессов;
- исчезновение изжоги, отрыжки, болей и спазмов в желудке;
- устранение спазмов в кишечнике и запоров;
- эпителизация язв или язвенной болезни желудке и 12-перстной кишки;
- восстановление нормальной функции почек при хроническом гломерулонефрите;
- устранение болей и напряжения в простате и восстановление потенции;
- исчезновение рецидивирующих кист яичников и нормализация менструального цикла;
- значительное уменьшение фиброматозных узлов в матке;
- полное рассасывание диффузных мастопатий;
- устранение гипергликемии при сахарном диабете II типа с отменой лекарств;
- восстановление функции надпочечников и отмена гормонов при гормонозависимых формах бронхиальной астмы;
- восстановление функции щитовидной железы при ее гипо- и гиперфункции, отмена гормонов и ингибиторов синтеза гормонов;
- улучшение кровообращения в нижних конечностях, устранение болей и перемежающейся хромоты при облитерирующем эндоартрите;
- эпителизация трофических язв нижних конечностей при варикозном расширении вен и облитерирующем атеросклерозе;
- устранение зуда и восстановление нормального кожного покрова при нейродерматитах и аллергических дерматитах.
Данный перечень следует дополнить теми изменениями в сознании человека, которые можно назвать обретением надежды, веры в себя, пониманием справедливости и милости в самом высоком смысле этих слов.
Особенно ярко эти перемены прослеживаются в семьях, где больны дети. Обучение детей психофизиологической саморегуляции проводится на индивидуальных занятиях соместно с родителями. При этом учитывается их возраст, общее развитие и возможности понимания.
Противопоказаниями для освоения способа являются снижение интеллекта, психические болезни с нарушениями критики, болезни в стадии декомпенсации, онкозаболевания без наблюдения и лечения онколога, острые инфекционные заболевания, скептическое отношение к возможностям природного оздоровления и недисциплинированность пациента.
Клинические примеры
1. Больной П., 41 год. DS: язвенная болезнь желудка. Хронический простатит, импотенция. Канцерофобия, астено-депрессивный синдром. Болен в течение 3-х лет. Жалобы на изжогу, отрыжку кислым, боли в желудке, боли и напряжение в простате, затруднения при мочеиспускании. В течение 2-х лет нарушена эректильная функция, в связи с чем ушел из семьи и живет с матерью. За последний год похудел на 10 кг, появился страх развития рака. Общее состояние угнетенное, кожа с землистым оттенком. При росте 175 см вес 57 кг.
Плохо спит, много курит и не может сократить курение. Принимает альмагель, препараты, подавляющие желудочную секрецию, спазмолитики. На ФГС - в области большой кривизны желудка две язвы размерами 1,5×2,0 и 1,5×1 см, слизистая рыхлая, отечная.
На I занятии КПД - 4 сек. В течение недели научился снимать боли в желудке и простате описанным выше способом, отменил лекарства. Рекомендована мысленная эпителизация язв, мысленный массаж простаты опорожнением ее от застойного секрета.
К концу второй недели занятий КПД увеличилась до 12 секунд, исчезла изжога, отрыжка. После занятий из уретры выделяется густая слизь. Нормализовался сон, стал понимать, что страх опухоли желудка не имеет основания. Затем появилось отвращение к дыму сигарет, что помогло при сохранении желания курить значительно сократить курение. Появился аппетит. К концу месяца занятий общая симптоматика болезней исчезла, впервые за много лет начал ощущать радость жизни. Через 3 месяца занятий достиг КПД 20 сек, восстановилась эректильная функция, но в семью возвращаться не хочет, т.к. осознал, что реальной причиной нездоровья был хронический стресс от постоянного конфликта с женой и ее семьей. Занимается названным способом 2 раза в день, постоянно осознает дыхание. Бросил курить.
Через 6 месяцев КПД = 24 сек, на ФГС - эпителизация язв без рубцовых деформаций слизистой. Симптомы болезни простаты исчезли. Через год КПД=28-30 сек. Считает, что в молодости не чувствовал себя более здоровым, чем сейчас. Прибавил в весе и увеличил его до 80 кг занятиями с гантелями. Постоянно осознает дыхание, продолжает заниматься способом саморегуляции с целью стимуляции работы всех внутренних органов, чтобы обеспечить активное долголетие.
2. Больная М., 57 лет. DS: варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит поверхностных вен. Трофическая язва на передней поверхности голени справа. Аллергический дерматит. Гипертоническая болезнь II Б ст.
Расширение вен началось после 40 лет, неоднократно были обострения тромбофлебита, после которых сформировалась трофическая язва, не заживающая в течение 2-х лет. Беспокоит сильный зуд кожи на ногах, напряжение и боль в правой голени. Кожа на голени синюшная, истончена. В области нижней трети - язвенная поверхность размером 10×5 см, мокнутие. Не снимает тугой повязки, т.к. боли усиливаются. Использует мазь с гепарином и витаминные заживляющие кремы, постоянно принимает аспирин, гипотензивные и седативные препараты, снотворные.
При осмотре очень напряжена, постоянно плачет, чувствует себя одинокой, хотя живет с мужем. При I измерении КПД=6 сек. В течение первой недели КПД увеличилась до 10 сек, уменьшилось напряжение и зуд в конечностях. Восстановился сон, успокоилась внутренне. Рекомендована мысленная эпителизация кожи, восстановление проходимости венозных сосудов, укрепление сосудистых стенок вен.
Через месяц регулярных занятий описанным способом саморегуляции началась эпителизация язвенной поверхности. Прекратила прием аспирина и седативных средств, старается снимать подъемы АД названным способом. Через три месяца КПД = 20 сек, лекарства не принимает. Кожа на конечностях приобрела естественную окраску, в области язвы полная эпителизация. Через 1 год занятий чувствует себя здоровой, подружилась с бывшими больными, одинокой себя не считает.
3. Больная К., 38 лет. DS: фибромиома матки 4-6 недель, дисфункциональные маточные кровотечения, двусторонняя диффузная мастопатия, ВСД, депрессивный синдром.
Обратилась по поводу тяжелой депрессии, связанной с прогрессирующим ухудшением здоровья. На учете и консервативном лечении у гинеколога в течение 2-х лет. Улучшений нет. Трижды проводилось выскабливание полости матки в связи с обильным кровотечением во время месячных. Перед месячными боли в грудных железах; нагрубание и необильное водянистое отделяемое из сосков. Постоянно болит голова, тяжелые навязчивые мысли о смерти.
На УЗИ - в теле матки фиброматозный узел с тенденцией роста в полость матки. В анализах крови - легкая анемизация. Принимает препараты железа, успокаивающие средства. При I измерении КПД = 4 сек. В течение первой недели КПД увеличилось до 10 сек, успокоилась внутренне, контролирует психическое состояние и не допускает тяжелых мыслей. Уменьшились головные боли, улучшился сон. Рекомендован мысленный массаж грудных желез с освобождением их от застойных явлений, мысленное рассасывание внутриматочного узла.
Через 2 недели занятий КПД = 10 сек, ощущает постоянное тепло в груди, исчезли головные боли, осознала свое состояние и поняла, что может восстановить здоровье без оперативного вмешательства. К концу месяца КПД = 12 сек, перед месячными болей в груди не было, но сохраняется нагрубание желез. Месячные были обильными, но менее продолжительными.
Через 6 месяцев занятий КПД = 20 сек. Восстановилось нормальное психическое состояние, исчезли боли в грудных железах, месячные обильные, но по срокам приближаются к норме (6-7 дней).
Через 1 год на УЗИ - фиброматозный узел не определялся, при осмотре тело матки несколько уплотнено и увеличено. Нагрубания желез перед месячными нет. Считает себя здоровой, продолжает занятия описанным способом саморегуляции. КПД = 26 сек.
В сравнении с прототипом заявляемый способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания является более эффективным.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ОСНОВЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2004 |
|
RU2276576C1 |
СПОСОБ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2002 |
|
RU2225188C2 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА | 2015 |
|
RU2611888C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗВУКОВ АЛФАВИТА РОДНОЙ РЕЧИ: "ЗВУКОВАЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ" | 2002 |
|
RU2215475C2 |
СПОСОБ ВОКАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ | 2012 |
|
RU2499586C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов с использованием биологической обратной связи (БОС) в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772542C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ЗДОРОВЬЯ | 1996 |
|
RU2141352C1 |
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого ишемического инсульта | 2021 |
|
RU2772400C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ | 1998 |
|
RU2155076C2 |
Изобретение относится к средствам лечебной гимнастики, в частности, дыхательных органов. Способ осуществляют в два этапа: на первом этапе для сознательной регуляции дыхания пациенту объясняют биомеханику процесса дыхания в покое и при движении. Проводят тренировку по последовательному расслаблению мышц: лица, верхнего плечевого пояса, верхних грудных мышц и диафрагмы, вызывая ощущение общего разогревания организма, ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения. На втором этапе переходят к сознательному уменьшению глубины дыхания с ощущением общего разогревания организма, ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения. Находятся в таком состоянии до появления мышечного расслабления и психического покоя. При этом внимание направляют на поддержание ощущения нехватки воздуха с появлением ощущения тепла, покалывания и снятия болезненного синдрома в органе, с которым проводят оздоровительную работу. Способ расширяет арсенал средств психофизиологической саморегуляции.
Способ психофизиологической саморегуляции на основе сознательной регуляции дыхания, включающий проведение пробы на глубину дыхания, проведение тренировок по постепенному уменьшению глубины дыхания до появления недостатка воздуха и постепенного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки, отличающийся тем, что способ осуществляют в два этапа: на первом этапе для сознательной регуляции дыхания пациенту объясняют биомеханику процесса дыхания в покое и при движении, проводят тренировку по последовательному расслаблению мышц: лица, верхнего плечевого пояса, верхних грудных мышц и диафрагмы, вызывая ощущение общего разогревания организма, ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения; на втором этапе переходят к сознательному уменьшению глубины дыхания с ощущением общего разогревания организма, ощущения тепла и тяжести в области солнечного сплетения, находятся в таком состоянии до появления мышечного расслабления и психического покоя, при этом внимание направляют на поддержание ощущения нехватки воздуха с появлением ощущения тепла, покалывания и снятия болезненного синдрома в органе, с которым проводят оздоровительную работу.
БУТЕЙКО К.П | |||
«Метод Бутейко | |||
Опыт внедрения в медицинскую практику», М., Патриот, 1990, стр.148-157 | |||
RU 2002110779 А, 27.11.2003 | |||
СПОСОБ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2002 |
|
RU2225188C2 |
«Лучшие методики дыхания», Ростов на Дону, ФЕНИКС, 20.01.2004, стр.197-203. |
Авторы
Даты
2006-05-20—Публикация
2004-05-31—Подача