Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве взлетно-посадочной полосы (ВПП) для летательных аппаратов с шасси лыж.
Известна конструкция взлетно-посадочной полосы со снеговым покрытием для летательных аппаратов с шасси лыж.
Недостатком известных (ВПП) является то, что их строительство и эксплуатация возможны только в зимних условиях, и при взлете летательные аппараты преодолевают по снегу значительную силу трения.
Известна конструкция валиковых устройств для перемещения по ним различных предметов (Лысяков А. Г. Вспомогательное оборудование для перемещения грузов. М.: Машиностроение, 1977, с. 49).
Недостатком валиковых устройств для перемещения грузов является то, что валики имеют цилиндрическую форму, позволяющую смещать предметы в стороны. В валиковых дорожках отсутствуют промежуточные опорные точки, что ограничивает перемещение объемных тяжелых предметов. Перемещение грузов осуществляется под действием тянущих (толкающих) сил или собственного веса тела с учетом наклонного устройства валиковой дорожки без принудительного вращения валиков.
Устройство валиковых дорожек известно как функционально самостоятельный объект, но в сочетании, в частности, с самолетом проявляет новую функциональность, т. е. используется по неизвестному для нее назначению как взлетно-посадочная полоса.
Наиболее близким к данному изобретению техническим решением является площадка для аварийного торможения летательного аппарата, включающая двухслойную конструкцию, нижний слой которой является основанием, а верхний слой - деформируемым покрытием (Авт. св. N 1029659, кл. Е 01 C 9/00, 1981).
Недостатком такой конструкции является то, что она предусматривает лишь торможение летательного аппарата, исключает возможность использовать ее как взлетную полосу и устраивается вне зоны взлетно-посадочной полосы.
Целью изобретения является повышение устойчивости летательного аппарата и улучшение взлетно-посадочных характеристик полосы.
Поставленная цель достигается тем, что ВПП состоит из основания и валикового вращательного покрытия. Это придает летательным аппаратам с шасси лыж устойчивое положение на ВПП, предотвращает смещение в стороны за счет боковой поверхности валиков в виде катеноида, делает возможными взлет и посадку летательных аппаратов с шасси лыж в условиях отсутствия снежного покрова; увеличивает грузоподъемность самолетов за счет увеличения скорости разбега и уменьшения сил трения при взлете. Улучшение посадочных характеристик полосы осуществляется за счет возможности устройства тормозов, гасящих вращение валиков при движении по ВПП летательных аппаратов.
На фиг. 1 изображена схема взлетно-посадочной полосы; на фиг. 2 - боковая поверхность валика в виде катеноида, соединенного через муфту с электродвигателем; на фиг. 3 - валиковая дорожка ВПП.
В железобетонном корпусе 1 устраивается валиковая дорожка 2 взлетно-посадочной полосы, причем для устойчивости летательного аппарата 8 на ВПП валики выполнены в виде катеноида и установлены поперек полосы на подшипниках 3 опорной станина 4 на прикрепленных к корпусу подшипниковых опорах 5.
Валики взлетно-посадочной полосы соединены одним концом через муфту 7 с электродвигателем 6, причем электродвигатели смежных валиков расположены по разные стороны полосы.
При движении летательного аппарата по ВПП валиковая дорожка приводится во вращательное движение как за счет тяги воздушного судна, так и за счет принудительного вращения валиков при помощи электродвигателей. Обратное вращение полосы при необходимости приводится путем перемены фаз электродвигателей. Диаметр валиков ВПП подбирается в зависимости от длины и прогиба лыж летательного аппарата.
Предложенное устройство валиковой ВПП может быть широко использована при строительстве аэродромов для летательных аппаратов с шасси лыж, взлет и посадка которых может осуществляться в условиях отсутствия снежного покрова и стесненной по длине местности.
Использование валиковых ВПП целесообразно для воздушных судов, следующих по маршрутам из теплых районов в районы со снежным покрытием, а также для эксплуатации их на кораблях и в других стесненных условиях.
Устройство валиковых ВПП открывает перспективную область тяжелого самолетостроения, что, в свою очередь, сокращает парк самолетов и разгружает воздушные авиалинии, а также заменяет в самолетостроении быстроизнашивающиеся шины на лыжи, требующие меньшего ухода при эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Временная плавучая взлетно-посадочная полоса | 2023 |
|
RU2824218C1 |
ЛЫЖНО-КОЛЕСНОЕ ВЫДВИЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2021 |
|
RU2769263C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА АЭРОДРОМА | 2010 |
|
RU2477767C2 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
Взлетно-посадочная полоса на мерзлых грунтах | 2017 |
|
RU2675133C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ "ГАДКИЙ УТЕНОК" | 2009 |
|
RU2474515C2 |
МОРСКОЙ МОБИЛЬНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2545140C2 |
СПОСОБ АЭРОДРОМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2408504C2 |
Сущность изобретения: во взлетно-посадочной полосе покрытие выполнено в виде железобетонного корпуса, в котором на опорном стане установлена валиковая дорожка, валики которой имеют боковую поверхность в виде катеноида и установлены поперек полосы на прикрепленных к корпусу подшипниковых опорах. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Раев-Богословский | |||
Жесткие покрытия аэродромов | |||
Судно | 1925 |
|
SU1961A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1988-12-05—Подача