Временная плавучая взлетно-посадочная полоса Российский патент 2024 года по МПК B63B35/53 E01C5/16 B64F1/00 

Описание патента на изобретение RU2824218C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству взлетно-посадочных полос аэродрома. Предлагаемое решение можно применить при устройстве запасной взлетно-посадочной полосы (ВПП), используемой в случае разрушения основной взлетно-посадочной полосы в ходе ведения боевых действий или вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заявленное техническое решение относится к мобильным аэродромным комплексам и может быть применено для временного использования для взлета-посадки самолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Известен "Железнодорожный аэродромный комплекс взлета-посадки летательных аппаратов" по патенту на изобретение RU 2356801 от 2009.05.27, МПК B64F 1/00 [1], который содержит силовые тяговые установки, например, локомотивы, ряд связанных железнодорожных платформ - вагонов-модулей. Для посадки используются два железнодорожных состава, размещенных на двух параллельных прямолинейных путях, откидные консоли формируют площадку, а локомотивы ее разгоняют для уменьшения скорости самолета при посадке.

Недостатками железнодорожного аэродромного комплекса взлета-посадки летательных аппаратов конструкции являются то, что платформа имеет небольшие размеры и может принять ограниченное количество летательных аппаратов, также должны быть удовлетворены высокие требования к железнодорожным путям, включая отсутствие опор линий электропитания и освещения, а также съезды/заезды для летательных аппаратов.

Известен "Мобильный железнодорожный аэродромный комплекс" по патенту на изобретение RU 2121451 от 10.11.1998, МПК B64F 1/00, B61D 17/00, B64F 1/22, Е01С 5/16 [2], состоящий из железнодорожной платформы оснащенной бортовыми площадками с устройствами их плавного опускания и опорами-домкратами. На торцевых сторонах откидных бортовых площадок имеются подвижно закрепленные переездные площадки. Изобретение позволяет создать мобильный аэродромный комплекс на базе железнодорожных вагонов грузового парка и железнодорожных станций.

Недостатками "мобильного железнодорожного аэродромного комплекса" является невозможность использования данного решения при наличии на станции опор электрических сетей и платформ, при этом требуется точное соответствие расстояний между железнодорожными путями.

Известно "Сборно-разборное плавсредство" по патенту на изобретение RU 2549725 от 27.04.2015, МПК В63В 35/44 [3], включающее группу отдельных плавучих модулей в форме параллелепипеда, которые связаны между собой размещенными по углам узлами разъемного соединения. Узлы разъемного соединения имеют фиксирующие замковые устройства. Плавучие модули унифицированы по способам их крепления на универсальных транспортных средствах и по габаритам в соответствии с габаритами универсальных грузовых контейнеров. Плавсредство может быть составлено путем стыковки плавучих модулей в продольном, поперечном и вертикальном направлении как с горизонтальной, так и с вертикальной ориентацией модулей в пространстве. Корпуса плавучих модулей выполнены пустотелыми или заполнены наполнителем. В качестве материала корпуса плавучих модулей может быть использован металл, железобетон, стеклопластик или полиэтилен, а в качестве наполнителя пустотелых корпусов плавучих модулей может быть использован пенобетон, пеностекло, пенопласт или пенофлекс.

Недостатком "сборно-разборного плавсредства" является высокая стоимость технического решения и необходимость выполнения модулей в заводских условиях с доставкой к месту использования.

Известен "Плавучий причал для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки" по полезной модели к патенту RU 110062 от 10.11.2011, МПК В63В 35/44 [4], состоящий из модуля причала и модуля для вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, каждый из которых, выполнен в виде железобетонного и/или металлического несамоходного судна понтонного типа, содержащего в своем составе леерное ограждение, днищевое, бортовое и верхнее палубное перекрытия и оборудовано буксирным, швартовым, отбойным и якорными устройствами, причем модуль причала содержит аппарельные съезды с откидными обтекателями и оборудован соединительными мостами с берегом.

Недостатками прототипа является высокая затратность технического решения и невозможность использования для посадки и взлета обычных самолетов из-за отсутствия ВПП.

Известен "Самоходный надводно-подводный остров-гидроаэродром" по патенту на изобретение RU 2410283 от 27.01.2011, МПК B63G 8/22, В63В 35/44 [5] выполненный из пеностекла в виде острова, содержащего два герметичных здания и балластный отсек, с возможностью функциональных устройств вместе со зданиями уходить под воду, передвигаться на - и под водой. Крыша одного из зданий выполнена с оборудованной взлетно-посадочной полосой. Здания имеют производственные и хозяйственные помещения, лаборатории, регулируемые по глубине просторные без волн два бассейна, пляжи, спортивные помещения, площадки, дорожки, четыре фонтана, 15 шлюзовых камер выхода в массив воды и на дно, а также рестораны, кафе, магазины, сауны. Энергообеспечение от солнечных батарей, электродвигатели позволяют перемещаться вертикально и передвигаться горизонтально с пространственной ориентацией по системам ГЛОНАСС и GPS. Обеспечивается многофункциональность самоходного плавучего острова в прибрежных или нейтральных водах.

Недостатками прототипа является высокая стоимость и сложность технического решения.

Известен "Мобильный взлетно-посадочный комплекс" по патенту на изобретение RU 2541608 от 20.02.2015, МПК B64F 5/00 [6], содержащий n-грузовых автомобилей с гидравлическими упорами, выполненными в виде домкратов с цилиндрическими наконечниками. На каждом автомобиле установлена платформа. Автомобили соединяются механически и электрически посредством стыковочных элементов и стыковочных канавок так, что все платформы образуют взлетно-посадочное полотно. На одной из платформ установлен выдвижной трамплин.

Недостатками прототипа является высокая затратность и сложность его реализации, так-как для посадки требуется значительная ширина, которую сложно обеспечить, располагая автомобили в одну колонну. Также не рассмотрены вопросы синхронизации движением большого количества автомобилей и съезда самолета с летной полосы.

Известен «Морской мобильный аэродромный комплекс» по патенту на изобретение RU 2545140 от 27.03.2015, МПК B63G 11/00, В63В 35/00 [7], состоящий из конструктивно соединенных между собой модулей, которые способны соединятся вместе на море в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы и площадки для обслуживания самолетов. При этом используются железобетонные водоизмещающие понтоны. В качестве соединительного элемента понтонов используются троса (канаты). Понтон конструктивно состоит из наружного корпуса, основных поперечных переборок, которые образуют водонепроницаемый объем. В корпусе понтона располагаются «легкие» палубы и переборки, которые образуют помещения. Вдоль корпуса понтона проходят каналы, позволяющие соединять понтоны между собой посредством тросов в единую конструкцию. Средства обеспечения движения платформы могут состоять из поворотных в вертикальной плоскости консолей (аутригеров), в которых размещаются поворотные в горизонтальной плоскости гребные электродвигатели, - прототип.

Недостатками «Морского мобильного аэродромного комплекса» является его дороговизна в постройке и эксплуатации, сложность проведения ремонта при повреждении.

Предлагается заявленная «Временная плавучая взлетно-посадочная полоса» для использования в качестве запасной взлетно-посадочной полосы при разрушении основной взлетно-посадочной полосы в ходе ведения боевых действий или в следствии возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ограничительные признаки заявленного технического решения общие с устройством прототипа следующие: временная плавучая взлетно-посадочная полоса, состоящая из конструктивно соединенных между собой модулей, которые способны соединятся вместе на водной поверхности в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы для обслуживания самолетов. При этом используются железобетонные водоизмещающие понтоны. В качестве соединительного элемента понтонов используются троса (канаты). Понтон конструктивно состоит из наружного корпуса, основных поперечных переборок, которые образуют водонепроницаемый объем.

При этом для его реализации предполагается применить:

- в качестве конструктивно соединенных между собой модулей, которые способных соединятся вместе в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы для обслуживания самолетов -используем понтоны, которые способны соединятся вместе в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы для обслуживания самолетов, выполненную из списанных, бывших в употреблении железнодорожных вагонов - кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн;

в качестве железобетонных водоизмещающих понтонов - используются понтоны, собранные из списанных, бывших в употреблении железнодорожных вагонов, а именно кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн;

- в качестве соединительного элемента понтонов из троса (каната) - использовать рамы цистерн со сцепными устройствами (автосцепками), имеющимися на обеих сторонах рам цистерн;

- в качестве понтона, конструктивно состоящего из наружного корпуса, основных поперечных переборок, которые образуют водонепроницаемый объем - использовать понтоны, собранные из элементов железнодорожных вагонов и имеющие отдельные водонепроницаемые объемы из емкостей цистерн от списанных, бывших в употреблении железнодорожных цистерн.

Сущность заявленного технического решения заключается в том, что временная плавучая взлетно-посадочная полоса формируется из плавучей и береговой частей. Плавучая часть формируется из понтонов. Сборка понтонов в ленту выполняется с использованием сцепных устройств (автосцепок) имеющихся на металлических рамах цистерн. Собранная на воде ВПП крепится к причалу и по длине раскрепляется якорями. Береговая часть, в виде причала и необходимая наземная части аэродрома (рулежные дорожки, ангары и т.д.) устраиваются заблаговременно или параллельно с устройством ВПП на заранее подготовленной площадке. Понтоны собираются из конструкционных элементов от списанных, бывших в употреблении железнодорожных вагонов - кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн.

Техническим результатом изобретения является устройство временной плавучей взлетно-посадочной полосы для самолетов и беспилотных летательных аппаратов с использованием бывших в употреблении, списанных кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн с сокращением времени, трудовых и материальных затрат при ее возведении.

Использование железнодорожных вагонов в конкретном месте позволяет заблаговременно определить необходимые для устройства плавучей взлетно-посадочной полосы материалы и конструкции. При этом значительно сокращаются время возведения, трудовые и материальные затраты.

Заявленное техническое решение иллюстрируется чертежами:

На фиг.1 представлена временная плавучая взлетно-посадочная полоса (плавучая часть) с береговой частью (причалом), рулежными дорожками и стоянками самолетов.

На фиг.2 представлена конструкция понтона и сопряжение взлетно-посадочной полосы (плавучая часть) с береговой частью (причалом) - план.

На фиг.3 представлена конструкция понтона и сопряжение взлетно-посадочной полосы (плавучая часть) с береговой частью (причалом) - вид сбоку.

На фиг.4 представлен первый этап сборки понтона - сплочение емкостей цистерн с рамами цистерн при помощи хомутов.

На фиг.5 представлен второй этап сборки понтона - монтаж настила из боковых стенок кузова полувагона.

На фиг.6 представлены железнодорожные вагоны, используемые для получения конструктивных элементов для сборки понтонов:

а) железнодорожная цистерна (рама, емкость и хомут цистерны);

б) полувагон (борта кузова полувагона).

Дополнительно на фигурах 1…6 обозначены: 1 - взлетно-посадочная полоса (плавучая часть); 2 - понтон плавучей части; 3 - береговая часть (причал); 4 - водная поверхность; 5 - рулежные дрожки; 6 - емкость цистерны; 7 - рама цистерны, 8 - места стоянки самолетов в ангаре; 9 -сцепное устройство (автосцепка); 10 - опора понтона на причал; 11 -открытые места стоянки самолетов; 12 - ангар для обслуживания и ремонта самолетов; 13 - металлический настил ВПП из бортов кузовов полувагона, 14 - хомут цистерны; 15 - между рамная балка из рамы цистерны; 16 -якорь.

При возведении временной плавучей взлетно-посадочной полосы (1) фиг.1 назначаются ее габариты, далее, в зависимости от рельефа прибрежной зоны и глубин, выбирается место посадки объектов аэродромного комплекса (ВПП, береговой и наземной частей аэродрома -рулежные дорожки, ангары и т.д.), составляется проект, на основании которого заготавливаются необходимые конструкции из списанных, бывших в употреблении, железнодорожных вагонов фиг.6 - кузовов полувагонов (13), рам (7) и емкостей железнодорожных цистерн (6). Параллельно устраиваются причал (3) с рулежными дорожками (5) и местами стоянки самолетов (8, 11), ангар для обслуживания и ремонта самолетов (12). В соответствии с проектом собираются понтоны (1, 2) фиг.4 и фиг.5, которые при помощи автосцепок (9) объединяются в ленту. На заключительном этапе лента ВПП (1) раскрепляется якорями (16) и соединяется с причалом (3) фиг.2 и фиг.3.

Таким образом, использование предложенной схемы позволяет возвести в сжатые сроки плавучую взлетно-посадочную полосу, не требующую значительных трудовых и материальных затрат с использованием списанных, бывших в употреблении конструкций от железнодорожных вагонов - кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн.

При данном способе устройства плавучей взлетно-посадочной полосы получаем сооружение, не требующее для возведения дорогостоящих строительных материалов и конструкций, что важно при ведении боевых действий или во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Значительная экономия средств достигается за счет использования списанных, бывших в употреблении вагонов - кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн.

Реализация предлагаемого технического решения направлена на решение задач аэродромного обеспечения при ведении боевых действий или во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, устройство временной плавучей взлетно-посадочной полосы в совокупности с признаками формулы изобретения (сущностью изобретения) является новым для плавучих взлетно-посадочных полос и, следовательно, соответствует критерию «новизна».

Вышеприведенная совокупность отличительных признаков не известна на данном уровне развития техники и не следует из общеизвестных правил конструирования взлетно-посадочных полос, что доказывает соответствие критерию «изобретательский уровень».

Конструктивная реализация заявляемого технического решения с указанной совокупностью существенных признаков не представляет никаких конструктивно-технических и технологических трудностей, откуда следует соответствие критерию «промышленная применимость».

Литература:

1. Патент на изобретение RU 2356801 от 2009.05.27, МПК B64F 1/00-«Железнодорожный аэродромный комплекс взлета-посадки летательных аппаратов».

2. Патент на изобретение RU 2121451 от 10.11.1998, МПК B64F 1/00, B61D 17/00, B64F 1/22, Е01С 5/16 - «Мобильный железнодорожный аэродромный комплекс».

3. Патент на изобретение RU 2549725 от 27.04.2015, МПК В63В 35/44 -«Сборно-разборное плавсредство».

4. Полезная модель к патенту RU 110062 от 10.11.2011, МПК В63В 35/44 - «Плавучий причал для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки».

5. Патент на изобретение RU 2410283 от 27.01.2011, МПК B63G 8/22, В63В 35/44 - «Самоходный надводно-подводный остров-гидроаэродром».

6. Патент на изобретение RU 2541608 от 20.02.2015, МПК B64F 5/00 -«Мобильный взлетно-посадочный комплекс».

7. Патент на изобретение RU 2545140 от 27.03.2015, МПК B63G 11/00, В63В 35/00 - «Морской мобильный аэродромный комплекс», - прототип.

Похожие патенты RU2824218C1

название год авторы номер документа
Временный плавучий причал 2022
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Авраменко Максим Борисович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Бутин Илья Павлович
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Константинович
RU2782206C1
Наплавной железнодорожный мост 2021
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Савчук Николай Александрович
  • Гановичев Даниил Алексеевич
  • Бутин Илья Павлович
RU2755794C1
Паром временной переправы 2021
  • Топоров Андрей Викторович
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Дегтярев Алексей Николаевич
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Константинович
RU2784097C1
Сборно-разборный железнодорожный мост 2021
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Гановичев Даниил Алексеевич
  • Бутин Илья Павлович
RU2758302C1
Макет самолета, имитирующий военную технику 2023
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Тилинин Юрий Иванович
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Вячеславович
  • Авдеенко Игорь Александрович
RU2822468C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Камалетдинов Рашид Шагизович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Зенин Владимир Васильевич
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2356801C1
Причальное сооружение 2020
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Савчук Александр Дмитриевич
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Добрышкин Евгений Олегович
  • Гановичев Даниил Алексеевич
  • Бутин Илья Павлович
RU2750985C1
МОБИЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС 1997
  • Киселев Герман Владимирович
RU2121451C1
Временное причальное сооружение 2020
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Гановичев Даниил Алексеевич
  • Нестеров Денис Антонович
  • Бутин Илья Павлович
  • Савчук Николай Александрович
RU2732938C1
Горизонтальный инициирующий экран для защиты железнодорожного тоннеля 2022
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Константинович
  • Фертов Денис Николаевич
RU2797171C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 824 218 C1

Реферат патента 2024 года Временная плавучая взлетно-посадочная полоса

Изобретение относится к аэродромам. Временная плавучая взлетно-посадочная полоса (1) состоит из конструктивно соединенных между собой модулей, которые способны соединятся вместе на водной поверхности в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы для обслуживания самолетов. При этом используются железобетонные водоизмещающие понтоны (2) с соединительными элементами (9). Понтон (2) конструктивно состоит из наружного корпуса, основных поперечных переборок, которые образуют водонепроницаемый объем. Модули представляют собой понтоны (2), выполненные из списанных, бывших в употреблении железнодорожных вагонов - кузовов полувагонов, рам (7) и емкостей железнодорожных цистерн. Достигается упрощение возведения взлетно-посадочной полосы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 824 218 C1

1. Временная плавучая взлетно-посадочная полоса, состоящая из конструктивно соединенных между собой модулей, которые способны соединятся вместе на водной поверхности в единую конструкцию с образованием взлетно-посадочной полосы для обслуживания самолетов, при этом используются железобетонные водоизмещающие понтоны с соединительными элементами, причем понтон конструктивно состоит из наружного корпуса, основных поперечных переборок, которые образуют водонепроницаемый объем, отличающаяся тем, что модули представляют собой понтоны, выполненные из списанных, бывших в употреблении железнодорожных вагонов - кузовов полувагонов, рам и емкостей железнодорожных цистерн.

2. Временная плавучая взлетно-посадочная полоса по п. 1, отличающаяся тем, что соединительные элементы понтонов представляют собой рамы цистерн с автосцепками, имеющимися на обеих сторонах рам цистерн.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2824218C1

МОРСКОЙ МОБИЛЬНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Хрымов Николай Борисович
RU2545140C2
Временный плавучий причал 2022
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Авраменко Максим Борисович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Бутин Илья Павлович
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Константинович
RU2782206C1
ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА 1998
  • Галютин Д.А.
RU2135386C1
GB 576717 A, 17.04.1946
GB 849853 A, 28.09.1960.

RU 2 824 218 C1

Авторы

Пищалов Юрий Вячеславович

Демьянов Алексей Анатольевич

Бирюков Юрий Александрович

Бирюков Дмитрий Владимирович

Богомаз Роман Николаевич

Чугреев Максим Андреевич

Голубев Сергей Вячеславович

Тилинин Юрий Иванович

Орехов Алексей Викторович

Авдеенко Игорь Александрович

Даты

2024-08-06Публикация

2023-05-30Подача