Предлагаемое изобретение относится к горной промышленности и используется при бурении взрывных скважин шарошечными долотами для снижения динамических нагрузок на долото и вращательно-подающий механизм бурового станка.
Наддолотный амортизатор устанавливается между долотом и буровой штангой.
Известно, что при использовании в наддолотных амортизаторах в качестве упругих элементов тарельчатых пружин эффективность работы амортизатора и его надежность определяются в основном надежностью тарельчатых пружин, которые выдерживают определенное количество циклов знакопеременных нагрузок в зависимости от условий и конструкции амортизатора и условий его эксплуатации.
Известен наддолотный амортизатор, в котором использованы тарельчатые пружины, включающий две соединенные между собой трубы.
Недостатком этого амортизатора является то, что в нем не предусмотрена защита тарельчатых пружин от ударных нагрузок.
Известен также наддолотный амортизатор, включающий две телескопически соединенные трубы, образующие полость, в которой размещены пакеты тарельчатых пружин, центрирующую трубу, которая жестко закреплена одним концом в одной из труб.
Недостатком этого наддолотного амортизатора является то, что в нем пружины также не защищены от ударных нагрузок, а жесткое закрепление центрирующей трубы приводит к повышенному износу как самой трубы, так и тарельчатых пружин при их знакопеременной деформации.
Наиболее близким из известных технических решений по своей сущности и достигаемому результату является наддолотный амортизатор, включающий соединенные телескопически трубы - верхнюю, соединенную с буровой штангой, и нижнюю, соединенную с долотом, образующие полость, в которой размещены тарельчатые пружины, центрирующую трубу, узел передачи вращения, промежуточную опору и пяту с направляющим отверстием для центрирующей трубы, размещенную в нижней трубе под тарельчатыми пружинами.
Недостатком известного наддолотного амортизатора является то, что тарельчатые пружины в нем также не защищены от ударных нагрузок, а жесткое закрепление центрирующей трубы приводит к неравномерному износу поверхности тарельчатых пружин и поверхности центрирующей трубы, в результате чего нарушается центровка тарельчатых пружин, приводящая к их поломке.
Цель предлагаемого изобретения - повышение ресурса работы наддолотного амортизатора.
Цель достигается тем, что наддолотный амортизатор, включающий соединенные телескопически трубы - верхнюю, соединенную с буровой штангой, и нижнюю, соединенную с долотом, образующие полость, в которой размещены тарельчатые пружины, центрирующую трубу, узел передачи вращения, промежуточную опору и пяту с направляющим отверстием для центрирующей трубы, размещенную в нижней трубе под тарельчатыми пружинами, снабжен опорной втулкой, установленной в верхней трубе над тарельчатыми пружинами, причем в опорной втулке выполнено направляющее отверстие для центрирующей трубы, а промежуточная опора жестко закреплена на центрирующей трубе, при этом тарельчатые пружины установлены с обеих сторон промежуточной опоры и контактирует с ней торцовыми частями, причем центрирующая труба обеими концами входит в направляющие отверстия опорной втулки и пяты с возможностью осевого перемещения, при этом опорная втулка образует с верхним концом центрирующей трубы кольцевую полость и в ней выполнены отверстия, сообщающие последнюю с полостью наддолотного амортизатора, в которой размещены тарельчатые пружины.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором в разрезе изображен наддолотный амортизатор.
Наддолотный амортизатор включает соединенные телескопически трубы - верхнюю 1, соединенную с буровой штангой 2, и нижнюю 3, соединенную с долотом 4, образующие полость 5, в которой размещены тарельчатые пружины 6, центрирующую трубу 7, узел передачи вращения 8, промежуточную опору и пяту 9 с направляющим отверстием для центрирующей трубы 7, размещенную в нижней трубе 3 под тарельчатыми пружинами 6. Наддолотный амортизатор снабжен опорной втулкой 10, установленной в верхней трубе 1 над тарельчатыми пружинами 6, причем в опорной втулке 10 выполнено направляющее отверстие для центрирующей трубы 7, а промежуточная опора 11 жестко закреплена на центрирующей трубе 7, при этом тарельчатые пружины 6 установлены с обеих сторон промежуточной опоры 11 и контактируют с ней торцовыми частями, причем центрирующая труба 7 обоими концами входит в направляющие отверстия опорной втулки 10 и пяты 9 с возможностью осевого перемещения, при этом опорная втулка 10 образует с верхним концом центрирующей трубы 7 кольцевую полость 12 и в ней выполнены отверстия 13, сообщающие кольцевую полость 12 с полостью 5 амортизатора, в которой размещены тарельчатые пружины 6.
Принцип работы наддолотного амортизатора заключается в следующем. При бурении динамические нагрузки, которые предназначены снижать наддолотный амортизатор, генерируются как шарошечным долотом в результате его взаимодействия с забоем скважины, так и вращающимся буровым ставом.
Промежуточная опора 11, жестко закрепленная на центрирующей трубе 7, обладает возможностью осевого перемещения как относительно пяты 9, так и относительно опорной втулки 10, а это создает благоприятные условия для работы тарельчатых пружин 6 при динамических нагрузках одновременно снизу, со стороны долота 4 сверху, со стороны бурового става, при этом уменьшается величина относительного перемещения тарельчатых пружин 6 относительно центрирующей трубы 7, что снижает ее износ, а также контактирующих кромок тарельчатых пружин 6, в результате чего не нарушается их центровка.
При бурении скважин с подачей в нее одновременно со сжатым воздухом, используемым для удаления бурового шлама, воды для пылеподавления, последняя, двигаясь по стенкам буровых штанг 2, попадает в кольцевую полость 12, образующую опорной втулкой 10 и верхним концом центрирующей трубы 7, и далее через отверстия 13, выполненные в опорной втулке 10, вода поступает во внутреннюю полость 5 наддолотного амортизатора, в которой размещены тарельчатые пружины 6, и заполняет ее. Работа тарельчатых пружин в полости 5, заполненной водой, создает дополнительное сопротивление деформации тарельчатых пружин 6 при ударных нагрузках при бурении очень крепких или трещиноватых пород, что защищает тарельчатые пружины 6 от перегрузки и повышает ресурс работы наддолотного амортизатора.
Опорная втулка 10 может быть установлена в верхней трубе 3 как с резьбовым соединением, так и безрезьбовым, но в последнем случае она должна опираться в заплечики (на чертеже не показаны) присоединяемой буровой штанги 2, при этом опорная втулка 10 может служить для предварительной деформации тарельчатых пружин 6.
Изобретение позволяет повысить ресурс работы наддолотного амортизатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 2000 |
|
RU2169824C1 |
Устройство демпфера забойного | 2019 |
|
RU2723330C1 |
НАДДОЛОТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШАРОШЕЧНОГО БУРЕНИЯ | 1992 |
|
RU2027844C1 |
АМОРТИЗАТОР ДЛЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2011 |
|
RU2467150C2 |
Устройство для шламозащиты и смазки опор шарошечного долота | 1990 |
|
SU1761936A1 |
Наддолотный амортизатор | 1975 |
|
SU917704A3 |
Распределитель нагрузки бурового долота | 1976 |
|
SU866107A1 |
УСТРОЙСТВО для СМАЗКИ МАСЛЯНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСЬЮподшипниковых | 1966 |
|
SU177806A1 |
Виброгаситель-калибратор | 2018 |
|
RU2695442C1 |
Наддолотный амортизатор | 1990 |
|
SU1789648A1 |
Предлагаемый наддолотный амортизатор используется в горной промышленности при бурении взрывных скважин шарошечными долотами для снижения динамических нагрузок на долото и вращательно - подающий механизм бурового станка. Сущность изобретения: наддолотный амортизатор включает соединенные телескопически трубы - верхнюю 1, соединенную с буровой штангой 2, и нижнюю 3, соединенную с долотом 4, образующую полость 5, в которой размещены тарельчатые пружины 6, центрирующую трубу 7, узел передачи вращения 8, промежуточную опору и пяту 9 с направляющим отверстием для центрирующей трубы 7, размещенную в нижней трубе 3 под тарельчатыми пружинами 6. Наддолотный амортизатор снабжен опорной втулкой 10, установленной в верхней трубе 1, над тарельчатыми пружинами 6 размещена опорная втулка 10 с направляющим отверстием для центрирующей трубы 7. Промежуточная опора 11 жестко закреплена на центрирующей трубе 7, тарельчатые пружины 6 установлены с обеих сторон промежуточной опоры 11 и контактируют с ней торцовыми частями. Центрирующая труба 7 обеими концами входит в направляющие отверстия опорной втулки 10 и пяты 9 с возможностью осевого перемещения. Опорная втулка 10 образует с верхним концом центрирующей трубы 7 кольцевую полость 12 и в ней выполнены отверстия 13, сообщающие кольцевую полость 12 с полостью 5 амортизатора, в которой размещены тарельчатые пружины 6. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
ЗАБОЙНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 0 |
|
SU281323A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1993-06-24—Подача