Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройству несущих винтов летательного аппарата, преимущественно вертолета.
Известен несущий винт летательного аппарата, содержащий V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого кожуха закреплены рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанный концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления лопастью в плоскости вращения с зазором Δ, выбираемым из соотношения Δ≥γ˙ l, где γ амплитуда угловых колебаний лопасти в вертикальном шарнире в полете; l расстояние от оси вертикального штыря до направляющих на рычаге управления углом установки лопасти. Ось рукава втулки установлена относительно оси вращения со смещением, величина которого выбирается с целью обеспечить равномерное распределение нагрузки между игольчатыми подшипниками горизонтального шарнира.
Недостатком этого несущего винта является то, что величина смещения а оси рукава втулки относительно оси вращения винта выбирается без учета величины статического момента аэродинамических сил, действующих на лопасть в плоскости вращения, относительно вертикального шарнира. В этом случае на выбранном режиме полета угол статического отстаивания лопасти не совпадает с углом между линией радиального положения лопасти и осью рукава втулки несущего винта. Тогда снижается или полностью исключается эффективность введенного зазора Δ что не позволяет снизить нагрузки на плоскости вращения.
Целью изобретения является повышение надежности винта за счет снижения нагрузок в плоскости вращения.
Сущность изобретения заключается в том, что на несущем винте, содержащем V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг тоpсионов, при этом на одном конце каждого кожуха закреплены рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления лопастью в плоскости вращения с зазором Δ, выбираемым из соотношения Δ ≥ γ˙ l, где γ амплитуда угловых колебаний лопасти в вертикальном шарнире в полете; l расстояние от оси вертикального шарнира до направляющих на рычаге управления углом установки лопасти, смещение а оси рукава втулки относительно оси вращения винта выбирается из соотношения
a где Mст статический момент аэродинамических сил, действующих на лопасть в плоскости вращения, относительно вертикального шарнира;
ω частота вращения винта;
Sвш статический момент лопасти относительно вертикального шарнира.
На фиг. 1 показан рукав втулки несущего винта, вид сверху; на фиг. 2 зависимость углов отстаивания лопасти по скорости.
Ось 1 рукава установлена относительно оси 2 вращения несущего винта со смещением а. Ось радиального положения лопасти обозначена позицией 3. Расстояние от оси 4 вертикального шарнира до оси 2 вращения несущего винта обозначено lвш. Втулка содержит торсион 5, кожух 6, упругий элемент 7, установленный в направляющие 8 с зазором Δ Угол между осью 3 радиального положения и осью 1 рукава обозначен γo частота вращения винта обозначена ω
Статический угол отстаивания лопасти обозначен γст. Амплитуда угловых колебаний лопасти относительно вертикального шарнира обозначена γ Величина Δ в угловом выражении обозначена γΔ
Несущий винт работает следующим образом.
При отсутствии сил сопротивления лопасть устанавливается по оси радиального положения лопасти. Но в реальных условиях на определенном режиме полета, характеризуемом величиной Мст, лопасть отклоняется от оси радиального положения на угол γст.
Уравнение статического отставания лопасти имеет следующий вид:
Cл(γcт-γp)+ω2Sвшlвшγст=Mст.
При этом необходимо выполнить условие γст=γр Тогда ω2Sвшlвшγp= Mст, а γр=
В итоге получаем ω2 Sвша Мст. a
В этом случае не снижается эффективность вводимого зазора Δ.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства заключается в том, что путем обеспечения при проектировании совпадения статического угла отставания лопасти и угла между осью радиального положения и осью рукава втулки несущего винта обеспечивается эффективность установки упругого элемента с зазором в плоскости вращения и направляющие на рычаге управления лопастью. В результате этого снижаются нагрузки на рукав втулки несущего винта в плоскости вращения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА "ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС" ЭЛЕМЕНТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2034257C1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА | 2005 |
|
RU2289530C1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА | 2004 |
|
RU2267447C1 |
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА СООСНОЙ СХЕМЫ | 2004 |
|
RU2259305C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ СИЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА ВАЛУ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА В ПОЛЕТЕ | 1991 |
|
RU2034258C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2077454C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1994 |
|
RU2078008C1 |
Соосный несущий винт винтокрылого летательного аппарата | 2021 |
|
RU2756861C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС КОНСТРУКЦИИ | 1991 |
|
RU2034255C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ СО СТРЕЛОВИДНОЙ КОНЦЕВОЙ ЧАСТЬЮ | 1991 |
|
RU2043947C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройству винтов летательного аппарата, преимущественно вертолета. Цель изобретения - повышение надежности винта за счет снижения нагрузок в плоскости вращения. Ось 1 рукава втулки установлена относительно оси 2 вращения несущего винта со смещением a. Расстояние от оси 4 вертикального шарнира до оси 2 вращения несущего винта равно lвш Втулка содержит торсион 5, кожух 6, упругий элемент 7, установленный в направляющие 8 с зазором Δ. 2 ил.
НЕСУЩИЙ ВИНТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого кожуха закреплен рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности винта за счет снижения нагрузок в плоскости вращения, упругий элемент установлен в направляющие на рычаге управления поворотом лопасти в плоскости вращения с зазором Δ, выбираемым из соотношения
D ≥ γ·l,
где γ амплитуда угловых колебаний лопасти в вертикальном шарнире в полете;
l расстояние от оси вертикального шарнира до направляющих на рычаге управления углом установки лопасти,
а смещение оси рукава втулки относительно оси вращения а выбирают из соотношения
где Mст статический момент аэродинамических сил, действующих на лопасть в плоскости вращения относительно вертикального шарнира;
ω частота вращения винта;
Sвш статический момент лопасти относительно вертикального шарнира.
Чертеж предприятия УВЗ им.Камова Н.И | |||
N 00.024.1040, май 1991. |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1991-06-04—Подача