НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА Российский патент 2006 года по МПК B64C27/32 

Описание патента на изобретение RU2267447C1

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта одновинтового вертолета, несущих винтов вертолета поперечной схемы, верхних несущих винтов вертолетов соосной и продольной схем.

Известен несущий винт летательного аппарата, содержащий V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого закреплен рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти (см. патент России №2033943; 1991 г. - прототип).

В таком устройстве отсутствует возможность снижения момента в плоскости вращения в вертикальном шарнире несущего винта, так как не установлено соотношение между жесткостями в плоскости вращения упругого элемента и торсиона винта.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в снижении момента в плоскости вращения в вертикальном шарнире несущего винта вертолета при осуществлении технического результата - повышении надежности винта.

Существенными признаками заявляемого несущего винта вертолета, общими с прототипом, являются: V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого закреплен рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти.

Признаком заявляемого изобретения, отличным от прототипа, является упругий элемент несущего винта, выполненный с изгибной жесткостью EJy в плоскости вращения, определяемой соотношением

где: EJx - изгибная жесткость в плоскости вращения торсиона несущего винта;

d - расстояние от середины контактной площадки упругого элемента с направляющими рычага управления углом установки лопасти до переходника крепления лопасти;

y - переменная интегрирования по длине упругого элемента по направлению от середины контактной площадки к переходнику крепления лопасти;

b - расстояние между осью вертикального шарнира и осью болта крепления торсиона к втулке винта;

x - переменная интегрирования по длине торсиона по направлению от оси вертикального шарнира к втулке.

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - повышение надежности несущего винта реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из соотношения (14).

На фиг.1 представлен вид сверху на рукав несущего винта вертолета.

На втулке 1 винта закреплен рукав несущего винта, содержащий торсион 2, переходник 3 крепления лопасти, кожух 4, рычаг 5 управления углом установки лопасти, упругий элемент 6, направляющие 7 рычага управления углом установки лопасти, контакт между упругим элементом 6 и направляющими 7 осуществляется по контактной площадке 8, длина которой обозначена a, ось симметрии рукава 9, ось вертикального шарнира 10, ось болта 11 крепления торсиона к втулке, ось вращения винта 12. В переходнике 3 рукава винта установлена лопасть 13. Расстояние от середины контактной площадки 8 до оси вертикального шарнира 10 обозначено l, до переходника 3 крепления лопасти - d. Расстояние между осью вертикального шарнира 10 и осью болта 11 крепления торсиона к втулке обозначено b. Расстояние между осью вращения винта 12 и осью вертикального шарнира 10 обозначено l0. Плоскость вращения винта перпендикулярна оси вращения винта 12 и проходит через ось симметрии рукава 9. Переменная интегрирования по длине упругого элемента 6 обозначена y, и интегрирование происходит по направлению от середины контактной площадки 8 к переходнику 3 крепления лопасти. Переменная интегрирования по длине торсиона 2 обозначена x, и интегрирование происходит по направлению от оси вертикального шарнира 10 к втулке 1. Амплитуда угловых колебаний лопасти 13 относительно оси вертикального шарнира 10 обозначена γ, момент лопасти относительно этой оси - M. Сила P, перпендикулярная оси рукава 9, приложена к упругому элементу 6 по середине контактной площадки 8 и к торсиону 2 по оси вертикального шарнира 10.

При вращении несущего винта в полете лопасть 13 совершает угловые колебания с амплитудой γ относительно оси вертикального шарнира 10. Возникающий при этом момент M относительно оси вертикального шарнира 10 уравновешивается силой P=M/l, приложенной к упругому элементу 6 по середине контактной площадки 8 перпендикулярно оси рукава 9 и вызывающий деформацию упругого элемента 6, вычисляемую с применением интеграла . Сила P действует также на торсион 2 по оси вертикального шарнира 10 перпендикулярно оси рукава 9, вызывает деформацию торсиона 2, вычисляемую с применением интеграла Таким образом, деформации упругого элемента 6 и торсиона 2 формируют угловую жесткость С в вертикальном шарнире. Поскольку момент M связан с жесткостью С соотношением M=Cγ, то при регламентируемых в полете амплитудах угловых колебаний лопасти в вертикальном шарнире наименьшие величины момента в плоскости вращения получают при значении жесткости упругого элемента 6 несущего винта, которую устанавливают по полученному в результате исследований соотношению (14).

Возможность осуществления технического решения следует из представленных графических материалов, описания устройства в статике и динамике, полученного в результате исследований соотношения (14).

Похожие патенты RU2267447C1

название год авторы номер документа
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА СООСНОЙ СХЕМЫ 2004
  • Воронков А.З.
  • Трифонова Н.А.
RU2259305C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА 2005
  • Воронков Авинир Захарович
RU2289530C1
НЕСУЩИЙ ВИНТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Воронков А.З.
  • Соболь С.Б.
RU2033943C1
Соосный несущий винт винтокрылого летательного аппарата 2021
  • Напалков Денис Александрович
  • Тупицин Илья Сергеевич
  • Анисимов Евгений Александрович
  • Лазарев Владимир Владимирович
  • Нуждин Сергей Игоревич
  • Ширяев Леонид Павлович
RU2756861C1
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2000
  • Пивоваров В.И.
RU2182100C2
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2007
  • Пивоваров Вячеслав Иванович
RU2349504C1
Втулка несущего винта 2023
  • Комарницкий Олег Владимирович
RU2798585C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ НА "ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС" ЭЛЕМЕНТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Воронков А.З.
  • Соболь С.Б.
RU2034257C1
СООСНАЯ НЕСУЩАЯ СИСТЕМА 2020
  • Охонько Александр Викторович
  • Телегин Роман Андреевич
RU2751168C1
РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО". ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ РОТОР "ВОЗДУШНОЕ КОЛЕСО", НАЗЕМНОЕ/ПАЛУБНОЕ УСТРОЙСТВО ИХ ЗАПУСКА 2013
  • Кузиков Сергей Юрьевич
RU2538737C9

Реферат патента 2006 года НЕСУЩИЙ ВИНТ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта одновинтового вертолета, несущих винтов вертолета поперечной схемы, верхних несущих винтов вертолетов соосной и продольной схем. Несущий винт вертолета содержит V-образные торсионы, вертикальные шарниры и упругие элементы. Упругие элементы несущего винта выполнены с изгибной жесткостью в плоскости вращения, определяемой соотношением, позволяющим минимизировать моменты в плоскости вращения в вертикальном шарнире несущего винта. Технический результат - снижение момента в плоскости вращения в вертикальном шарнире несущего винта и повышение надежности винта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 267 447 C1

Несущий винт вертолета, содержащий V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого закреплен рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти, отличающийся тем, что упругий элемент несущего винта выполнен с изгибной жесткостью EJy в плоскости вращения, определяемой соотношением

где EJx - изгибная жесткость в плоскости вращения торсиона несущего винта;

d - расстояние от середины контактной площадки упругого элемента с направляющими рычага управления углом установки лопасти до переходника крепления лопасти;

y - переменная интегрирования по длине упругого элемента по направлению от середины контактной площадки к переходнику крепления лопасти;

b - расстояние между осью вертикального шарнира и осью болта крепления торсиона к втулке винта;

x - переменная интегрирования по длине торсиона по направлению от оси вертикального шарнира к втулке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267447C1

НЕСУЩИЙ ВИНТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Воронков А.З.
  • Соболь С.Б.
RU2033943C1

RU 2 267 447 C1

Авторы

Воронков Авинир Захарович

Даты

2006-01-10Публикация

2004-07-02Подача