Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для обучения и контроля знаний и навыков прослушивания звуковых эффектов деятельности сердца и легких в норме и патологии, и может быть использовано в учебных медицинских заведениях, клиниках, больницах.
Известен медицинский тренажер, содержащий фантом головы, выполненный из жесткого изоляционного материала с имитирующим кожный покров головы покрытием из мягкого изоляционного материала, имеющий прибор индикации, снабженный имитаторами целевых и ложных пунктов проводниковых анестезий, выполненных в виде контактных элементов, соединенных с прибором индикации, переключатель, световой индикатор, источник питания и токопроводный щуп, а также звуковой индикатор. Однако тренажер предназначен для обучения стоматологов.
Известен также фантом торса человека, выполненный из разъемных задней и передней (подвижной) стенок, для заполнения фантома гранулированным тканеэквивалентным материалом передняя стенка его сочленена с задней с помощью гофрированной эластичной ленты из тканеэквивалентного материала. Фантом предназначен для прижизненной радиометрии излечений от радиоизотопов, содержащихся в тканях людей, профессионально контактирующих с радиоактивными веществами.
Известен медицинский тренажер, выполненный в виде манекена человека со звукопроводящим покрытием и установленными микродинамиками с частотными характеристиками, воспринимаемыми слухом обучаемого, размещенными в точках прослушивания в области сердца и легких, входы микродинамиков соединены с выходами блока формирования звуковых сигналов, выполненного на базе цифрового компьютера, обеспечивающего раздельное включение микродинамиков в соответствии с программой или командой инструктора, принятый в качестве прототипа.
Однако данный тренажер не позволяет с достаточной точностью прослушивать определенные отделы сердца и правильно ставить диагноз при обучении, так как шумы сердца и легких физиологически и патологически не увязаны с анатомическими точками прослушивания сердца и легких.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для обучения, содержащее корпус со звукопроводящим покрытием, микродинамики для имитации тонов сердца и имитации работы легких, установленные в корпусе и входами соединенные с блоком формирования звуковых сигналов, выполненным на базе цифрового компьютера, введены дополнительные микродинамики для имитации тонов сердца и работы легких, установленные в анатомических точках истинного выполнения учебной процедуры прослушивания, корпус выполнен в виде имитатора грудной клетки и имеет крышку с выпуклым контуром имитатора скелета передней и боковой стенок грудной клетки, звукопроводящее покрытие крышки выполнено эластичным, микродинамики закреплены на внутренней поверхности крышки и снабжены контактами, введенными в цепь питания соответствующих микродинамиков и установленными с возможностью срабатывания при нажатии фонендоскопом на соответствующие анатомические точки истинного выполнения учебной процедуры прослушивания.
На фиг.1, 2, 3 изображено устройство в трех проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид снизу).
Устройство 1 представляет собой выполненный из синтетических материалов скелет грудной клетки человека, покрытый эластическим звукопроводящим материалом 2. Устройство включает основание 3 ("спину"), крышку 4 (переднюю и боковую стенки грудной клетки). Основание является опорой устройства, несущей плоскостью для звуковоспроизводящих элементов системы. Крышка соединена с основанием боковыми петлями, позволяющими поднять крышку и обеспечить свободный доступ к элементам системы. Передняя поверхность грудной клетки имеет выпуклости, соответствующие ключице, грудине и местам их прикрепления, а также углубления, соответствующие межреберным промежуткам, по которым можно ориентироваться при поиске необходимых точек прослушивания тонов сердца и легких.
На внутренней поверхности передней и боковой стенок грудной клетки укреплены микродинамики 5, передающие звуковые эффекты сердца и легких в норме и патологии. Микродинамики соединены с включателями воспроизводящего звуки устройства. При правильной установке фонендоскопа в соответствующей точке прослушивания срабатывает автоматическое включение воспроизводящего устройства.
Включатели микродинамиков и микродинамики соосно соединены с передней поверхностью фантома в следующих анатомических точках:
в пятом межреберье, справа от левого соска (митральный клапан);
во втором межреберье справа от грудины (клапан аорты);
во втором межреберье слева от грудины (клапан легочного створа);
у основания грудины (трехстворчатый клапан);
в третьем межреберье слева от грудины (аортальный клапан, точка Боткина-Эрба);
во втором межреберье справа по переднеподмышечной линии (верхушка правого легкого);
во втором межреберье слева по переднеподмышечной линии (верхушка левого легкого);
по шестому межреберью справа по переднеподмышечной линии (нижние отделы легкого);
по шестому межреберью слева по переднеподмышечной линии (нижние отделы левого легкого).
Пульт управления 6 содержит тумблер включения устройства в сеть переменного тока, тумблеры включения подачи звуковых сигналов на точки прослушивания в ручном режиме работы располагаются на пульте управления. Блок индивидуального включения микродинамиков в точках прослушивания содержит девять включателей 7, блока формирования звуков. Выходы включателей соединены с соответствующими им входами блока формирования звуков. Включатели укреплены под покрытием устройства соосно с микродинамиками определенных анатомических точек.
Блок воспроизведения звуков содержит девять микродинамиков 5, входы которых соединены с соответствующими им входами блока формирования звуков. Блок формирования звуков содержит девять плееров, укрепленных на основании устройства вместе с пультом управления, синтезатор звуков на базе компьютера, количество плееров соответствует количеству точек прослушивания. Входы плееров соединены соответствующими им выходами пульта управления и включателями блока индивидуального включения микродинамиков. Выходы блока формирования звуков соединены с соответствующими им входами блока воспроизведения звуков. Блок формирования звуков содержит комплект кассет с магнитной записью аускультативных признаков деятельности сердца и легких. В соответствии с нормой или патологией каждый плеер заряжен определенной шумовой картиной для соответствующей точки прослушивания. Каждый плеер соединен с индивидуальным включателем на грудной клетке, пультом управления и микродинамиком.
Микродинамики с частотными характеристиками от 20 до 5600 Гц соединены с внутренней поверхностью передней и боковой стенок фантома в анатомических точках размером 30 х 30 мм площади.
Разнообразие магнитных записей звуковых эффектов деятельности сердца и легких в норме и патологии определяется объемом банка фонограмм.
Устройство работает следующим образом. Согласно поставленной задаче обучения и контроля знаний плееры заряжаются записями звуков и шумов сердца и легких. Устройство включается в сеть переменного тока.
Вариант 1. Преподаватель на пульте управления включает прослушивание тонов и шумов сердца, указывая обучаемому, как найти эту точку и предлагает прослушать тоны в норме. И так последовательно по всем точкам.
Вариант 2. Обучаемый пальпаторно и визуально определяет анатомические точки прослушивания, прижимает к этому месту фонендоскоп. Если место прослушивания выбрано правильно, то прижатие к стенке фонендоскопа в этом месте включает соответствующий канал блока формирования звуков, которые подаются на микродинамики в точке прослушивания. Получаемую информацию обучаемый докладывает преподавателю, который может аускультативно проверить правильность ответа.
Вариант 3. Преподаватель путем замены кассет выдает на точки патологические шумы и тоны. Объясняет их происхождение. Устанавливает диагноз. Последовательно изучаются и запоминаются тоны и шумы при различной патологии. Далее идет проверка усвоения знаний и навыков.
Варианты комбинаций различных тонов и шумов могут быть предметом специальных программ.
Обучаемый без помощи преподавателя может самостоятельно изучать разнообразные варианты звуковых эффектов.
Обучение с помощью устройства позволяет как на живом человеке осваивать аудиовизуальные навыки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АУСКУЛЬТАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭКССУДАТИВНОГО ПЛЕВРИТА С ПОМОЩЬЮ СТЕРЕОСТЕТОФОНЕНДОСКОПА | 2013 |
|
RU2509528C1 |
СПОСОБ АУСКУЛЬТАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПНЕВМОНИИ С ПОМОЩЬЮ СТЕРЕОСТЕТОФОНЕНДОСКОПА | 2013 |
|
RU2502462C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2017 |
|
RU2684187C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА ПО АУСКУЛЬТАЦИИ ТОНОВ СЕРДЦА | 1994 |
|
RU2114551C1 |
СПРОСОБ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И АУСКУЛЬТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА | 2018 |
|
RU2689756C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ЭКСТРЕННОЙ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ | 1993 |
|
RU2124762C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПЕРВОЙ И РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ | 2001 |
|
RU2189640C1 |
МЕДИЦИНСКИЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ | 2019 |
|
RU2702864C1 |
Устройство для обучения приемам реанимации | 1991 |
|
SU1817863A3 |
СПОСОБ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АУСКУЛЬТАЦИИ | 2019 |
|
RU2703146C1 |
Использование: при обучении в учебных медицинских заведениях, клиниках, больницах. Сущность изобретения: устройство содержит корпус со звукопроводящим покрытием, микродинамики для имитации тонов сердца и имитации работы легких, установленные в корпусе и входами соединенные с блоком формирования звуковых сигналов, выполненным на базе цифрового компьютера. Согласно изобретению введены дополнительные микродинамики для имитации тонов сердца и работы легких, установленные в анатомических точках истинного выполнения учебной процедуры прослушивания, корпус выполнен в виде имитатора грудной клетки и имеет крышку с выпуклым контуром имитатора скелета передней и боковой стенок грудной клетки, звукопроводящее покрытие крышки выполнено эластичным, микродинамики закреплены на внутренней поверхности крышки и снабжены контактами, введенными в цепь питания соответствующих микродинамиков и установленными с возможностью срабатывания при нажатии фонендоскопом на соответствующие анатомические точки истинного выполнения учебной процедуры прослушивания. 3 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, содержащее корпус со звукопроводящим покрытием, микродинамики для имитации токов сердца и имитации работы легких, установленные в корпусе и входами соединенные с блоком формирования звуковых сигналов, выполненным на базе цифрового компьютера, отличающееся тем, что в него введены дополнительные микродинамики для имитации тонов сердца и работы легких, установленные в анатомических точках истинного выполнения учебной процедуры прослушивания, корпус выполнен в виде имитатора грудной клетки и имеет крышку с выпуклым контуром имитатора скелета передней и боковой стенок грудной клетки, звукопроводящее покрытие крышки выполнено эластичным, микродинамики закреплены на внутренней поверхности крышки и снабжены контактами, введенными в цепь питания соответствующих микродинамиков и установленными с возможностью срабатывания при нажатии фонендоскопом на соответствующие анатомические точки истинного выполнения учебной процедуры прослушивания.
Патент США N 3564729, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1992-07-27—Подача