Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.
Известна дорожная конструкция с гидроизолирующим слоем, включающая дорожную одежду и земляное полотно, в котором гидроизолирующий слой размещен в нижней части земляного полотна и имеет поперечный уклон, направленный от оси дорожной конструкции в сторону откосов.
Недостатками данной дорожной конструкции являются недостаточные прочность и морозоустойчивость, вызванные высокой влажностью грунтов земляного полотна и неравномерным распределением влажности по ширине дорожной конструкции.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является дорожная конструкция с гидроизолирующими слоями, включающая дорожную одежду и земляное полотно, в котором верхняя часть земляного полотна заключена в гидроизоляционную обойму, причем верхний и нижний гидроизолирующие слои имеют поперечные уклоны, направленные от оси земляного полотна к откосам.
Недостатками данной дорожной конструкции являются недостаточные прочность и морозоустойчивость, вызванные высокой влажностью грунтов земляного полотна.
Задача изобретения повышение прочности и морозоустойчивости дорожной конструкции.
Это достигается тем, что в дорожной конструкции с гидроизолирующими слоями, включающей дорожную одежду и земляное полотно, в котором верхняя часть заключена в гидроизоляционную "обойму", нижний гидроизолирующий слой имеет поперечный уклон, направленный от откосов к оси земляного полотна, причем у оси земляного полотна гидроизолирующий слой выполнен с разрывом, к которому примыкает дренирующий слой, имеющий поперечный уклон от оси земляного полотна к откосам.
На чертеже изображена дорожная конструкция, поперечный разрез.
Описываемая дорожная конструкция содержит дорожную одежду 1 и земляное полотно 2, в котором верхняя часть земляного полотна 3 заключена в гидроизоляционную "обойму", где верхний гидроизолирующий слой 4 имеет поперечный уклон, направленный от оси земляного полотна к откосам, а нижний 5 наоборот, от откосов к оси земляного полотна, нижний гидроизолирующий слой у оси земляного полотна не смыкается, а к месту нарушения его сплошности примыкает дренирующий слой 6, имеющий поперечный уклон от оси земляного полотна к откосам.
Предлагаемую дорожную конструкцию устраивают следующим образом. Сначала укладывают основание под гидроизолирующий слой из местного пылеватого грунта, который берут из близрасположенных кюветов или резервов. Основание толщиной 20-30 см тщательно уплотняют и планируют до поперечного уклона 30-40% направленного от оси к откосам. Далее выполняют дренирующий слой из гравия или крупнозернистого песка толщиной 20-30 см. Затем устраивают слева и справа, начиная с расстояния 0,75-1 м от оси до откосов земляного полотна, основания под нижний гидроизолирующий слой из местного пылеватого грунта, который берут из притрассовых резервов.
Основанию под гидроизолирующий слой придают поперечный уклон 40-50% направленный от откосов в сторону оси дорожной конструкции. Затем на подготовленное основание укладывают путем раскатки рулонов в продольном направлении гидроизолирующий слой из полиэтиленовой пленки или гидроизола. Укладку рулонов выполняют с расстояния 0,75-1 м от оси до откосов, начиная с нижних полотнищ, перекрывая смежные полосы на 30-40 см. Причем смежные полосы друг с другом либо сшиваются, либо склеиваются, либо свариваются.
Далее по способу "от себя" укладывают местный пылеватый грунт влажностью 0,95-1,05 от оптимальной. Толщина грунтового слоя составляет 0,4-0,7 м. Грунт укладывают послойно и уплотняют до коэффициента уплотнения 0,98-1,00. Грунтовой поверхности придают поперечный уклон 30% направленный от оси дорожной конструкции к откосам. Укладку верхнего гидроизолирующего слоя выполняют продольной раскладкой полотнищ, начиная от откосов до оси дорожной конструкции. Причем у откосов как справа, так и слева предварительно нижний гидроизолирующий слой скрепляют с полотнищами вновь устраиваемого верхнего путем либо склеивания, либо сварки, либо сшивки. Соединение полотнищ верхнего гидроизолирующего слоя выполняют также как и нижнего. И наконец, основание дорожной одежды из непылеватого песка выполняют по обычной технологии по способу "от себя".
Предлагаемая дорожная конструкция рекомендуется для автомобильных дорог II-IV технических категорий и аэродромных покрытий, устраиваемых на участках 3-го типа местности по условиям увлажнения.
Высокие прочность и морозоустойчивость предлагаемой дорожной конструкции объясняются тем, что влага, попавшая в процессе строительства или эксплуатации в грунт, заключенный в гидроизоляционную оболочку, будет отведена через дренирующий слой. Поэтому влажность грунта в оболочке в течение всего периода службы дорожной конструкции не будет превышать оптимального значения. Ниже нижнего гидроизолирующего слоя также влажность будет на 3-9% по объему меньше, чем в конструкции прототипа, так как избыточная влага будет удаляться через дренирующий слой. Ниже гидроизоляции влажность грунта будет незначительной и одинаковой по всей ширине земляного полотна, что и будет способствовать высокой прочности грунтов земляного полотна и их значительной морозоустойчивости. Возможное морозное пучение, как показали расчеты, значительно меньше допустимого значения, а его равномерность на 40% больше, чем в конструкции прототипа.
В предложенной конструкции удается повысить прочность и морозоустойчивость грунтов земляного полотна. Тем самым достигается на 20-40% снижение материалоемкости земляного полотна, возводимого из местного пылеватого грунта, что дает возможность уменьшить трудозатраты, сэкономить топливно-энергетические ресурсы, снизить ширину полосы отвода под дорожную конструкцию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2006 |
|
RU2312181C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
Способ возведения основания дорожной конструкции | 1981 |
|
SU962403A1 |
Дорожная конструкция | 1983 |
|
SU1097743A1 |
Автомобильная дорога | 1990 |
|
SU1770511A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
Способ возведения основания дорожной одежды на пучинистых грунтах | 1982 |
|
SU1063908A1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА БОЛОТАХ С УСТРОЙСТВОМ ОПОРНОЙ ГРУНТОВОЙ ОБОЙМЫ УШИРЕННОГО ТИПА | 2015 |
|
RU2594379C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ НА ПОБЕРЕЖЬЕ АРКТИЧЕСКОГО МОРЯ | 2011 |
|
RU2453653C1 |
Область использования: строительство автомобильных дорог и аэродромов. Сущность изобретения: дорожная конструкция включает дорожную одежду 1, земляное полоно 2, в котором верхняя часть 3 заключена в гидроизоляционную "обойму". При этом "обойма" понизу выполнена с уклоном, направленным от откосов к оси земляного полотна, а концы "обоймы" у оси расположены с зазором, к которому примыкают дренирующий слой, выполненный с уклонами, направленными от оси земляного полотна к откосам. 1 ил.
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, включающая дорожную одежду, дренирующий слой, земляное полотно, верхняя часть которого заключена в гидроизоляционную обойму, отличающаяся тем, что обойма понизу выполнена с уклоном, направленным от откосов к оси земляного полотна, причем концы обоймы у оси расположены с зазором, к которому примыкает дренирующий слой, выполненный с уклонами, направленными от оси земляного полотна к откосам.
Рувинский В.И | |||
Оптимальные конструкции земляного полотна, М.: Транспорт, 1982, с.134. |
Авторы
Даты
1995-05-20—Публикация
1992-11-02—Подача