УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ Российский патент 1995 года по МПК G08B17/06 

Описание патента на изобретение RU2039379C1

Изобретение относится к промышленной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например на самолетах и вертолетах.

Известно устройство для сигнализации о пожаре, содержащее соединенные между собой последовательно и образующие замкнутый контур из реле, термодатчика, подстpоечного резистора и резистора контроля, выводы которого через выключатель контроля подключены к клеммам источника питания. Это устройство может быть использовано как самостоятельно, так и в качестве одного из каналов системы пожарной сигнализации, например, на самолетах и вертолетах.

Известна система сигнализации о пожаре, содержащая n-каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле, соединенного с одним выводом резистора контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 11 по n1 неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого реле контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания [1] Недостатком указанной системы является относительно большое время, затрачиваемое на проведение контроля ее исправности, т. к. каждый канал контролируется отдельно путем воздействия на переключатель контроля. Это приводит к потере времени, особенно ощутимой при предполетном контроле некоторых современных самолетов, например, при контроле 90 каналов требуется установить 90 позиций переключателя контроля и 90 раз зафиксировать загорание контрольной лампы. Кроме потери времени это и трудоемко и неудобно. Такой порядок контроля системы увеличивает время боевой готовности, которое является одним из основных технических показателей (особенно для боевых самолетов).

Целью изобретения является сокращение времени контроля, что в конечном счете уменьшает общее время подготовки самолетов к вылету, повышает оперативность и надежность обслуживания.

Для этого в устройство для сигнализации о пожаре, содержащее n-каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле соединен с одним выводом сопротивления контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 11 по n1 неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания, введены n-1 реле контроля и второй сигнальный элемент, каждый из n-1 неподвижных элементов замыкающих контактов соответст- вующих сигнальных реле соединен через соответствующие реле контроля с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов n-1 реле контроля подключена параллельно замыкающему контакту первого реле контроля, замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания, первый неподвижный контакт переключателя соединен с n+1 неподвижным контактом этого переключателя, подвижный контакт второго переключателя соединен с n1+1 неподвижным контактом этого переключателя, который соответственно соединен с двумя выводами, последовательно соединенных между собой резисторов контроля всех каналов.

Такое выполнение системы позволит в случае исправности всех каналов установить исправность всей системы одним включением переключателя, т. е. значительно сократить время контроля, в случае же исправности хотя бы одного канала время, затрачиваемое на определение этого канала по отношению к прототипу, практически не меняется.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Она содержит термодатчики 1.1, 1.2, 1.3 (по числу каналов), сигнальные реле 2.1, 2.2, 2.3 с замыкающими контактами 2I.1, 2I.2, 2I.3, резисторы контроля 3.1, 3.2, 3.3, переключатели 4, 5, делители напряжения 6.1, 6.2, шины питания 7.1, 7.2, подстроечные резисторы 8.1, 8.2, 8.3, реле контроля 9.1, 9.2, 9.3 с замыкающими контактами 9I.1, 9.2I, 9.3I, 9.1II, 9.2II, 9.3II, сигнальные элементы 10, 11, неподвижные контакты 12, 13 первого и второго переключателей.

Устройство работает следующим образом. В случае возникновения пожароопасной ситуации или пожара термодатчики 1 выдают сигнал в виде термо-ЭДС. Сигнал с выхода термодатчиков образует ток в цепи контура, достаточный для срабатывания сигнального реле 2. Замыкающие контакты сигнального реле 2 замыкаются и подают питание на обмотку реле контроля 9, замыкающие контакты которого, включенные параллельно, подают сигналы на сигнальное устройство 10 при срабатывании любого одного канала.

Проверка исправности системы осуществляется с помощью переключателя 4, который позволяет производить контроль как одновременно всех каналов, так и поканально. В положении 12, 13 переключателя 4 контролируются одновременно все каналы системы. Ток от источника питания проходит одновременно через резисторы контроля 3.1, 3.2, 3.3 всех каналов. Номиналы резисторов контроля 3 подобраны такой величины, чтобы в контуре канала протекал ток, достаточный для срабатывания сигнального реле 2.1, 2.2, 2.3. Замыкающие контакты 2.1I, 2.2I, 2.3I реле 2.1, 2.2 и 2.3 соответственно при срабатывании замыкают цепь питания реле контроля 9. В реле контроля 9 срабатывают последовательно соединенные контакты 9I.1, 9.2I, 9.3I, реле 9 включает питание дополнительного сигнального устройства 11, по срабатыванию которого судят об исправности цепи этого устройства.

В случае неисправности какого-либо из каналов (сигнальное устройство 11 не срабатывает) система позволяет провести поканальный контроль. При этом канал I контролируется при положении "б" переключателя 4, канал II в положении "в", а канал III в положении "г". По срабатыванию сигнального устройства 10 судят об исправности того или иного канала.

Одновременный контроль всех каналов системы проводят перед каждым полетом и занимает минимум времени и затрат. Поканальный контроль проводится при обнаружении неисправности при предполетном контроле, при регламентных работах, а также после заранее установленных часов полета (например, через каждую тысячу часов полета). Отказы в цепях датчиков наиболее вероятны, поэтому их контроль производится перед каждым полетом.

Похожие патенты RU2039379C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Беликов В.П.
  • Фролов А.Н.
RU2024947C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Фролов А.Н.
  • Беликов В.П.
  • Бушуев Ю.Г.
  • Батусов Б.А.
RU2017221C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Беликов В.П.
  • Бакаев В.М.
RU2027224C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 1991
  • Беликов В.П.
RU2020593C1
Многоканальное устройство для резервирования линии связи 1976
  • Дьяченко Александр Васильевич
SU698175A1
Аналоговое мажоритарное устройство 1983
  • Игнатов Владимир Алексеевич
  • Боголюбов Николай Викторович
  • Захаренков Владилен Васильевич
SU1203697A1
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ 1990
  • Шалыгин В.И.
  • Кригер Е.Г.
RU2018142C1
Устройство для сигнализации о пожаре 1980
  • Морозович Рувим Яковлевич
  • Попович Виктор Андреевич
  • Беликов Владимир Полиектович
SU881801A2
Устройство для контроля сигнальных ламп 1981
  • Ванецян Сергей Геворкович
SU1012298A1
Устройство для выбора непрерывного сигнала по принципу "большинства 1982
  • Боголюбов Николай Викторович
  • Захаренков Владилен Васильевич
  • Игнатов Владимир Алексеевич
  • Шелтышева Ирина Феодосьевна
SU1021029A1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ

Изобретение относится к классу технической физики. Целью изобретения является сокращение времени контроля системы. Устройство содержит n каналов, каждый из которых содержит термодатчик 1 (1,1 1 n), один вывод которого через обмотку сигнального реле 2 соединен с одним выводом резистора 3 (3.1 3n) контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя 4, другой вывод термодатчика 1 через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора 3 контроля и соответствующим 1 по n неподвижным контактом второго переключателя 5, подвижные контакты первого 4 и второго 5 переключателя кинематически связаны и через делители напряжения связаны с шиной питания, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, а неподвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле 9 (9.1 9.n) через обмотки реле контроля соединены с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов реле контроля подключена через первый сигнальный элемент к шинам питания, параллельно друг к другу, их число равно n. Замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания. Два вывода последовательно соединены между собой резисторами контроля всех каналов и соединены в первом и втором переключателе с дополнительным неподвижным контактом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 039 379 C1

УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ, содержащее n каналов, каждый из которых содержит термодатчик, один вывод которого через обмотку сигнального реле соединен с одним выводом резистора контроля и соответствующим с 1 по n неподвижным контактом первого переключателя, подвижный контакт которого через первый делитель напряжения соединен с одной шиной питания, другой вывод термодатчика через подстроечный резистор соединен с другим выводом резистора контроля и соответствующим с 1' по n' неподвижным контактом второго переключателя, подвижный контакт которого через второй делитель напряжения соединен с другой шиной питания, подвижные контакты переключателя кинематически связаны, подвижные элементы замыкающих контактов сигнальных реле всех каналов объединены и соединены с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта сигнального реле первого канала через обмотку первого реле контроля соединен с другой шиной питания, подвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля соединен с одной шиной питания, неподвижный элемент замыкающего контакта первого реле контроля через первый сигнальный элемент соединен с другой шиной питания, отличающееся тем, что в него введены n 1 реле контроля и второй сигнальный элемент, каждый из n 1 неподвижных элементов замыкающих контактов соответствующих сигнальных реле соединен через соответствующие реле контроля с другой шиной питания, одна группа замыкающих контактов n 1 реле контроля подключена параллельно замыкающему контакту первого реле контроля, замыкающие контакты другой группы всех реле контроля соединены последовательно и через второй сигнальный элемент подключены к шинам питания, первый подвижный контакт переключателя соединен с (n + 1)-м неподвижным контактом этого переключателя, подвижный контакт второго переключателя соединен с (n + 1)'-м контактом этого переключателя, которые соответственно соединены с двумя выводами последовательно соединенных между собой резисторов контроля всех каналов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2039379C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 039 379 C1

Авторы

Беликов В.П.

Фролов А.Н.

Даты

1995-07-09Публикация

1991-06-27Подача