Изобретение относится к промышленной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например, на самолетах и вертолетах.
Известно устройство для сигнализации о пожаре, содержащее соединенные между собой последовательно и образующие замкнутый контур реле, датчики пожарной сигнализации, подстроечный резистор и резистор контроля, выводы которого через резисторы делителя напряжения и выключатель контроля подключены к источнику питания.
Это устройство может быть использовано как самостоятельно, так и в качестве одного из каналов в системе пожарной сигнализации. На самолетах гражданской авиации эксплуатируется, например, широко известная система ССП-2А, содержащая шесть аналогичных устройств (каналов), в каждом из которых содержится по три датчика пожарной сигнализации, соединенных последовательно. Причем для надежности одну пожароопасную зону обслуживают три канала с одним общим выходом сигнала. При этом контактная группа реле выполнена в виде нормально разомкнутого контакта. Напряжение подведено к подвижной части контакта (якорю) и передается при замыкании контактов (срабатывании реле) на средства сигнализации о пожаре.
Известному устройству присущи два основных недостатка, снижающих его надежность. Во-первых, оно имеет недостаточную удароустойчивость. Это обусловлено малым зазором между контактными реле ( ≈80 мк), который еще более уменьшается под действием ЭДС датчика, возникающей от воздействия рабочих температур. При повышенных виброперегрузках или ударах контакты реле могут окончательно замкнуться, что ведет к выдаче ложного сигнала о пожаре, подаче средств пожаротушения, выключению двигателя, а в конечном счете, к снижению безопасности полета и к нарушению экологии (за счет выброса в атмосферу фреона, входящего в состав средств пожаротушения). Данные устройства эксплуатируются на серийных самолетах, а на новых самолетах с повышенными виброперегрузками их применение запрещено. Заменяющие их устройства на интегральных микросхемах намного дороже и имеют много серьезных недостатков.
Во-вторых, устройство не удовлетворяет одному из основных требований норм летной годности п.7.5.1. Общие требования пожарной защиты самолета, где оговорено, что на самолете должны быть предусмотрены системы и приборы обнаружения перегрева и пожара в пожароопасных отсеках и сигнализации о нем экипажу. Известное устройство реагирует на пожар в стадии зарождения (на ранней стадии), что обусловлено требованием быстродействия (1...3 с). При этом возможна ситуация перегрева, не переходящая в пожар (выброс горячего воздуха из трубопровода при его неисправности), при этом экипаж получает сигнал о пожаре, а не о перегреве. Вместе с тем при перегреве ситуация не так опасна, как при пожаре (в случае сигнализации экипажу о перегреве отключение двигателя не обязательно).
В связи с вышеперечисленными недостатками известное устройство на разрабатываемых самолетах не применяется. Задача сигнализации экипажу о перегреве и о пожаре на новых летательных аппаратах решается путем увеличения количества устройств, устанавливаемых на самолетах, одни из которых сигнализируют только о перегреве, а другие - о пожаре (путем разного уровня настроек их по температуре срабатывания). Такой путь нерационален, так как влечет за собой увеличение количества устанавливаемых устройств, их веса и габаритов и снижение надежности по пассивному виду отказов.
Целью изобретения является повышение функциональной надежности устройства.
На чертеже изображена схема устройства для сигнализации о пожаре.
Устройство содержит замкнутый контур, который состоит из последовательно соединенных реле 1, датчиков 2 пожарной сигнализации, подстроечного резистора 3 и контрольного резистора 4. Резистор 4 подключен к источнику питания через резисторы 5, 6 делителя напряжения и через выключатель 7. Нормально замкнутый контакт (подвижный контакт якоря и неподвижный правый контакт) реле подключен к сигнальному элементу 8 о перегреве, а нормально разомкнутый контакт (якорь - неподвижный левый) соединен с сигнальным элементом 9. Плюсовая шина источника питания подключена к подвижному контакту - якорю реле 1. Реле 1 выполнено поляризованным с одностабильной настройкой с преобладанием.
Устройство работает следующим образом.
При возникновении в зоне, где установлены датчики 2, повышенной температуры на их зажимах появляется термоЭДС. В цепи обмотка реле 1, датчики 2, подстроечный резистор 3 и резистор 4 контроля течет ток. В ситуации, когда температура в зоне датчиков становится выше нормально-эксплуатационной, но не достигает пожароопасного уровня (например, при воздействии горячего воздуха при обрыве трубопровода), т.е. в ситуации перегрева, ток, протекающий через реле, достаточен для размыкания нормально замкнутого контакта реле, но не достаточен для замыкания его якоря с левым контактом. При размыкании якоря от правого контакта лампа 8 обесточивается, это служит сигналом о наличии перегрева в зоне датчиков 2.
При возникновении пожара ток, протекающий по реле 1, достаточен для срабатывания реле и замыкания его якоря с левым контактом. Загорание лампы 9 служит сигналом о наличии пожара.
Контроль устройства осуществляется как и в прототипе путем подключения контрольных цепей к источнику питания с помощью выключателя 7. При этом лампа 8 гаснет, а лампа 9 загорается. При обрыве цепи лампа 9 не загорается, что указывает на неисправность цепи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ | 1991 |
|
RU2024947C1 |
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ | 1991 |
|
RU2039379C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1991 |
|
RU2020593C1 |
Устройство для сигнализации о пожаре | 1988 |
|
SU1667130A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ | 1991 |
|
RU2027224C1 |
Устройство для контроля сигнальных ламп | 1981 |
|
SU1012298A1 |
Устройство для сигнализации | 1990 |
|
SU1805484A1 |
Устройство для сигнализации о пожаре | 1980 |
|
SU881801A2 |
Устройство для пожарной сигнализации | 1977 |
|
SU669373A1 |
Способ контроля теплового состояния пожароопасного объекта техники и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1378862A1 |
Изобретение относится к промышленной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например, в авиации. Целью изобретения является повышение функциональной надежности устройства. Цель достигается тем, что устройство для сигнализации о пожаре, содержащее соединенные между собой и образующие замкнутый контур реле 1, датчики 2 пожарной сигнализации, подстроечный резистор 3 и резистор 4 контроля, выводы которого подключены к источнику питания через резисторы 5, 6 делителя напряжения и выключатель 7 контроля, а также сигнальный элемент 8, соединенный с источником питания через нормально разомкнутый контакт реле 1, снабжено дополнительно сигнальным элементом 9 о перегреве, а реле 1 выполнено поляризованным с одностабильной настройкой с преобладанием. 1 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ, содержащее сигнальное реле, термоэлектрические датчики пожарной сигнализации, подстроечный резистор, резистор контроля, которые соединены между собой последовательно и образуют замкнутый контур, к выводам резистора контроля через делитель напряжения и выключатель подключен источник питания, к плюсовой шине которого подключен подвижный контакт сигнального реле, отличающееся тем, что, с целью повышения функциональной надежности, в него введены два сигнальных элемента, а реле выполнено поляризованным с одностабильной настройкой с преобладанием, каждый неподвижный контакт сигнального реле соединен с соответствующим сигнальным элементом.
Противопожарная защита самолетов гражданской авиации | |||
М.: Транспорт, 1987, с.70, рис.3.11. |
Авторы
Даты
1994-07-30—Публикация
1991-05-17—Подача