УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ Российский патент 1994 года по МПК G08B17/10 

Описание патента на изобретение RU2020593C1

Изобретение относится к пожарной автоматике и может найти применение в системах пожарной сигнализации, например, на самолетах. вертолетах. Предложенное устройство позволит уменьшить вероятность отказа системы сигнализации и повысить надежность системы, обеспечить безопасность полетов.

Известно устройство для сигнализации о пожаре, содержащее соединенные между собой последовательно и образующие замкнутый контур реле, датчики пожарной сигнализации, подстроечный резистор и резистор контроля, выводы которого через резисторы делителя напряжения и выключатель контроля в плюсовой цепи подключены к источнику питания.

Это устройство используют как самостоятельно, так и в качестве одного из каналов в системах пожарной сигнализации. Так, на самолетах гражданской авиации эксплуатируется, например, широко известная система ССР-ГА, содержащая шесть аналоговых устройств (каналов), в каждом из которых содержатся по три канала в группе. Сигнал о пожаре формируется по логике ИЛИ при срабатывании любого одного канала из трех в группе.

Недостатком известного устройства является то, что конструктивно реле с замыкающими контактами в каналах расположены одинаково (вертикально с одинаковой ориентацией контактов). Воздействие на подвижные контакты реле механических перегрузок, возникающих на транспортном средстве, приводит к замыканию контактов электрического реле, что может привести к ложному сигналу о пожаре на транспортном средстве. Таким образом, известное устройство по динамическим характеристикам не удовлетворяет возросшим требованиям на современных самолетах, транспоpтных средствах.

Целью изобретения является повышение надежности устройства за счет повышения устойчивости к перегрузкам.

Цель достигается тем, что в устройство для сигнализации о пожаре на транспортном средстве, содержащем соединенные между собой реле, датчики пожарной сигнализации, подстроечный резистор и резистор контроля, выводы которого подключены к источнику питания через резисторы делителя напряжения и включатель контроля в плюсовой цепи, причем средство сигнализации о пожаре связано с источником питания через контакты реле, введено дополнительное, установленное в цепи датчика, электрическое реле, при этом контакты основного и дополнительного реле соединены в цепи последовательно, реле расположены так, что подвижные контакты установлены параллельно и направлены в противоположные стороны.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается тем, что в него введено электрическое реле. Контакты основного и дополнительного реле соединены в цепи со средством сигнализации о пожаре последовательно. Подвижные контакты двух реле при монтаже на транспортном средстве ориентированы параллельно и концы их направлены в противоположные стороны, в то время как в прототипе реле в каналах расположены на транспортном средстве вертикально с одинаковой ориентацией контактов. При повышении уровня вертикальных или горизонтальных перегрузок на объекте один из контактов в заявленном устройстве может замкнуться, а другой разомкнуться, так как подвергается перегрузке на размыкание. Таким образом, в отличие от прототипа цель достигается, так как исключается замыкание контактов, ориентированных параллельно, свободные концы которых направлены в противоположные стороны, а следовательно, исключается ложный сигнал о пожаре на транспортном средстве, что позволяет сделать вывод о соответствии решения критерию "новизна".

Сопоставление предложенного решения с известным из патентной и научно-технической литературы позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображена для примера схема устройства для сигнализации о пожаре с двумя реле в цепи датчиков в устройстве (канале); на фиг. 1 и 2 представлены варианты включения сигнального элемента через замыкающие контакты двух реле.

Устройство (фиг. 1) содержит последовательно соединенные между собой первое реле 1, второе реле 2, датчики 3 пожарной сигнализации, подстроечный резистор 4 и резистор 5 контроля, образующие замкнутый контур. Резисторы, 6 и 7 делителя напряжения соединены с источником питания через выключатель 8 контроля в плюсовой цепи и параллельно соединены с резистором 5 контроля. Замыкательные контакты реле 1 и 2 соединены последовательно и связывают источник питания со средством сигнализации о пожаре. При монтаже на транспортном средстве реле расположены так, что подвижный контакт (якорь основного реле) 1-1 ориентирован в противоположную сторону от замыкательного контакта 2= 1 дополнительного реле, кроме того, подвижные контакты ориентируют параллельно друг другу.

На фиг. 1 и 2 показано, что реле могут быть ориентированы и установлены на объекте, например, параллельно направлению полета зазорами навстречу друг другу, либо в противоположные стороны.

Устройство работает следующим образом.

При воздействии температуры на датчики 3 пожарной сигнализации, последние выдают сигналы в виде термоЭДС. Сигнал с выхода датчиков 3 вызывает ток в контуре, связывающем реле 1, датчик 3, подстроечный резистор 4, резистор 5 контроля и реле 2. Контакты 1-1 и 2-1 реле замыкаются и подают питание на сигнальное устройство (лампу 9), загорание которой извещает о наличии пожара в защищаемой зоне.

При возникновении повышенных механических перегрузок на транспортном средстве, направленных, например, по вертикальной оси, устройство при возможном замыкании одного из контактов не выдает ложного сигнала о пожаре, так как другой контакт от перегрузки размыкается. Например, на фиг. 2 перегрузка, направленная вверх, размыкает контакт 1-1 реле и замыкает только последовательно соединенный с ним контакт 2-2. При горизонтальной перегрузке благодаря предложенному расположению контактов одновременное замыкание контактов обоих реле также исключено, так как при этом перегрузка воздействует на размыкание контакта 1-1 и замыкание контакта 2-1 (фиг. 2).

Таким образом, предложенное устройство способствует повышению устойчивости к механическим воздействиям, уменьшает вероятность появления ложных сигналов о пожаре по причине повышенных механических воздействий. Устройство из одноотказного становится двухотказным, что повышает надежность, увеличивает безопасность полетов самолетов.

Похожие патенты RU2020593C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Беликов В.П.
  • Бакаев В.М.
RU2027224C1
Устройство для сигнализации о пожаре 1980
  • Морозович Рувим Яковлевич
  • Попович Виктор Андреевич
  • Беликов Владимир Полиектович
SU881801A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Фролов А.Н.
  • Беликов В.П.
  • Бушуев Ю.Г.
  • Батусов Б.А.
RU2017221C1
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Беликов В.П.
  • Фролов А.Н.
RU2024947C1
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ 1991
  • Беликов В.П.
  • Фролов А.Н.
RU2039379C1
Устройство для сигнализации о пожаре 1975
  • Морозович Рувим Яковлевич
  • Воронков Владимир Петрович
  • Попович Виктор Андреевич
  • Беликов Владимир Полиектович
SU541188A1
Устройство для сигнализации о пожаре 1988
  • Беликов Владимир Полиектович
  • Бакаев Вячеслав Михайлович
SU1667130A1
Устройство для пожарной сигнализации 1977
  • Халатов Эдуард Александрович
SU669373A1
УСТРОЙСТВО ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ БОРТОВОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2013
  • Пятачев Владимир Николаевич
  • Ларионов Андрей Константинович
  • Цветков Михаил Александрович
RU2546328C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА ИЛИ ПЕРЕГРЕВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Завадский Александр Иванович
  • Распопов Евгений Викторович
RU2626716C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 020 593 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к средствам сигнализации о пожаре. Целью изобретения является повышение устойчивости устройства к механическим перегрузкам. Устройство содержит первое и второе электрическое реле 1 и 2, датчики 3, связанные с реле 1,2, средство сигнализации о пожаре, которое через последовательно соединенные контакты 1-1 и 2-1 связано с источником питания. При этом второе реле 2 установлено в цепи термодатчика 3 и реле 1,2 расположены на транспортном средстве так, что подвижные замыкающие контакты обоих реле 1,2 параллельны и их концы направлены в противоположные стороны. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 020 593 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ПОЖАРЕ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ, содержащее цепь из последовательно соединенных первого резистора делителя напряжения, контрольного резистора и второго резистора делителя напряжения, которая подключена к нулевой шине непосредственно, а к плюсовой - через выключатель контроля, цепь из последовательно соединенных термодатчика, первого реле и подстроечного резистора, свободный вывод которого соединен с общей точкой контрольного резистора и второго резистора делителя напряжения, к плюсовой шине подключен замыкающий контакт первого реле, сигнализатор, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности за счет повышения устойчивости к перегрузкам, в устройство введено второе реле, обмотка которого подключена между общей точкой первого резистора делителя напряжения и контрольного резистора и свободным выводом термодатчика, второй контакт первого реле через замыкающий контакт второго реле соединен с сигнализатором, при этом реле расположено так, что подвижные замыкающие контакты обоих реле параллельны и концы их направлены в противоположные стороны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2020593C1

Лужецкий В.К
Противопожарная защита самолетов гражданской авиации
М.: Транспорт, 1987, с.70, фиг.3.11.

RU 2 020 593 C1

Авторы

Беликов В.П.

Даты

1994-09-30Публикация

1991-06-06Подача