СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ Российский патент 1995 года по МПК C10G45/08 

Описание патента на изобретение RU2039788C1

Изобретение относится к способу получения моторных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения моторного топлива, включающий процесс гидроочистки смеси прямогонного дизельного топлива и бензина от деструктивных процессов переработки нефти. Способ осуществляют в две стадии: cначала указанную смесь подвергают гидрообработке на известных катализаторах гидрооблагораживания, а затем продукты гидрирования разделяют путем ректификации на бензиновый и дизельный дистиллят.

Бензиновый дистиллят направляют на дополнительную ректификацию для удаления тяжелых фракций, после чего он может быть смешан с прямогонным бензином и подвергнут каталитическому риформингу. Процесс гидрообработки проводят при давлении 3-4 МПа, температуре 340-380оС, объемной скорости подачи сырья 2-5 ч-1. Особенностью способа является вторичная ректификация гидрогенизата, позволяющая с большой четкостью выделить фракцию сырья для процесса каталитического риформинга с концом кипения, обеспечивающим содержание серы в этой фракции 0,02-0,03 мас. [1]
Известен также способ получения глубокоочищенного бензина, не содержащего в своем составе непредельные углеводороды и сернистые соединения. Способ заключается в двухстадийном гидрооблаго- раживании сырья, причем после первой стадии гидрогенизат освобождают от сероводорода и добавляют в процесс свежий водородсодержащий газ. Процесс осуществляют при давлении 1,05-5,6 МПА, температуре 260-360оС, объемной скорости подачи сырья 0,1-10 ч-1, соотношении водород/сырье 35,6-1780 нм33. В качестве катализаторов применяют кобальтмолиб- деновые или никельмолибденовые контакты в сульфидной форме. Наиболее характерным сырьем являются смеси прямогонных дистиллятов с добавками вторичных продуктов (5-10 мас.). При этом содержание серы в исходном сырье не должно превышать 0,6 мас. Способ позволяет получить глубокоочищенные дистилляты с минимальным содержанием серы и непредельных углеводородов (серы менее 0,1 мас.). Особенностью способа помимо удаления сероводорода после первой стадии является рециркуляция водородсодержащего газа на I и II стадиях [2]
Недостатками указанного способа являются сложная двухстадийная технология, необходимость создания двух систем рециркуляции водородсодержащего газа и ограничения по содержанию серы в сырье (до 0,6 мас.).

Наиболее близким к предлагаемому является способ облагораживания средних дистиллятов, а также смесей средних дистиллятов с бензиновыми фракциями, заключающийся в каталитическом гидрировании при давлении 3-3,5 МПа, температуре 350-380оС и объемной скорости подачи сырья 2-2,5 ч-1 на известных алюмокобальт (никель)молибденовых катализаторах гидроочистки. В качестве сырья используют продукты с содержанием серы 1,0-1,3 мас. иодным числом 5-10 г иода на 100 г, в результате получают гидрогенизаты, содержащие 0,15-0,20 мас. серы, характеризующиеся иодным числом 2-3 г иода на 100 г [3]
Существенным недостатком этого способа является практическая невозможность снизить содержание серы в гидрогенизате менее 0,15 мас. что ограничивает производство экологически чистых средних дистиллятов, содержащих менее 0,10 мас. серы.

Изобретение направлено на разработку способа получения экологически чистых средних дистиллятов при использовании сырья, содержащего до 1,0-1,5 мас. серы.

Способ получения моторного топлива включает каталитическое гидрирование смеси дизельного топлива с бензино-керосиновой фракцией, взятой в массовом соотношении от 15: 1 до 3:1 на катализаторе следующего состава, мас. Оксид никеля или кобальт 1,0-6,0 Оксид молибдена 8,0-18,0 Оксид фосфора 0,5-6,5
Оксид редкоземельного металла 0,1-4,8 Оксид меди 0,05-5,0 Оксид алюминия до 100 с последующей ректификацией полученного гидрогенизата.

Процесс гидрирования осуществляют при давлении 3,0-5,0 МПа, температуре 300-380оС и объемной скорости подачи сырья 2,0-7,0 ч-1.

П р и м е р 1. Гидрированию подвергают смесь прямогонного дизельного топлива (содержание серы 0,8 мас.) с бензинокеросиновой фракцией коксования гудрона (содержание серы 0,4 мас. иодное число 80 г на 100 г продукта) в соотношении 15:1. В качестве катализатора используют композицию следующего состава, мас. Оксид никеля 1,0 Оксид молибдена 8,0 Оксид фосфора 0,5
Оксиды редкоземельных элементов, РЗЭОх 0,1 Оксид меди 0,5 Оксид алюминия до 100
Процесс осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 340оС, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 300 нм33. Полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации с получением бензинового дистиллята, содержащего менее 0,01 мас. серы, с иодным числом 2 г иода на 100 г продукта и дизельного дистиллята, содержащего менее 0,15 мас. серы, с иодным числом 1 г иода на 100 г продукта. Бензиновый дистиллят отвечает требованиям к сырью процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки).

П р и м е р 2. Гидрированию подвергают смесь прямогонного дизельного топлива утяжеленного фракционного состава (содержание серы 1,1 мас.) с бензино-керосиновой фракцией коксования гудрона (содержание серы 0,5 мас. иодное число 90 г иода на 100 г продукта) в соотношении 12:1. В качестве катализатора используют композицию следующего состава, мас. Оксид кобальта 2,2 Оксид молибдена 10,0 Оксид фосфора 2,5
Оксид редкоземель- ных элементов, РЗЭОх 0,5 Оксид меди 0,5 Оксид алюминия до 100
Процесс осуществляют при давлении 3 МПа, температуре 350оС, объемной скорости подачи сырья 3 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 400 нм33. Полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации с получением бензинового дистиллята с содержанием серы 0,01 мас. и иодным числом 1,5 г иода/100 г и дизельного дистиллята с содержанием серы менее 0,10 мас. серы и иодным числом 1 г иода /100 г.

Бензиновый дистиллят отвечает требованиям к сырью процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки).

П р и м е р 3. Гидрированию подвергают смесь прямогонного дизельного топлива (содержание серы 0,8 мас.) с бензино-керосиновой фракцией прямой перегонки (содержание серы 0,05 мас. иодое число 2 г иода на 100 г продукта) в соотношении 10:1.

В качестве катализатора используют композицию следующего состава, мас. Оксид никеля 3,0 Оксид молибдена 12,0 Оксид фосфора 4,0 Оксиды редкоземельных элементов, РЗЭОх 2,0 Оксид меди 2,0 Оксид алюминия до 100
Процесс осуществляют при давлении 5 МПа, температуре 300оС, объемной скорости подачи сырья 5ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250 нм33. Полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации с получением бензинового дистиллята с содержанием серы менее 0,01 мас. и иодным числом 1 г иода/100 г и дизельного дистиллята с содержанием серы менее 0,15 мас. и иодным числом 1 г иода/100 г. Бензиновый дистиллят отвечает требованиям к сырью процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки).

П р и м е р 4. Гидрированию подвергают смесь прямогонного дизельного топлива (содержание серы 1,2 мас.) с бензино-керосиновой фракцией коксования гудрона (содержание серы 0,5 мас. иодное число 90 г иода на 100 г продукта) соотношение 5: 1. В качестве катализатора используют композицию следующего состава, мас. Оксид кобальта 4,5 Оксид молибдена 14,0 Оксид фосфора 5,0 Оксиды редкоземельных элементов, РЗЭОх 3,0 Оксид меди 3,0 Оксид алюминия до 100
Процесс осуществляют при давлении 3 МПа, температуре 360оС, объемной скорости подачи сырья 6 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 500 нм33. Полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации с получением бензинового дистиллята, содержащего менее 0,01 мас. серы, с иодным числом 1 г иода на 100 г и дизельного дистиллята, содержащего менее 0,15 мас. серы, с иодным числом 3 г иода на 100 г. Бензиновый дистиллят отвечает требованиям к сырью процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки).

П р и м е р 5. Гидрированию подвергают смесь прямогонного дизельного топлива (содержание серы 1,2 мас.) с бензино-керосиновой фракцией коксования гудрона (содержание серы 0,4 мас. иодное число 80 г иода на 100 г продукта) в соотношении 3:1. В качестве катализатора используют композицию следующего состава, мас. Оксид никеля 6,0 Оксид молибдена 18,0 Оксид фосфора 6,5
Оксиды редкоземельных элементов, РЗЭОx 4,8 Оксид меди 5,0 Оксид алюминия до 100
Процесс осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 380оС, объемной скорости подачи сырья 7 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 300 нм33. Полученный гидрогенизат разделяют путем ректификации с получением бензинового дистиллята, содержащего 0,008 мас. серы, с иодным числом 1 г иода на 100 г продукта и дизельного дистиллята, содержащего менее 0,15 мас. серы, с иодным числом 5 г иода на 100 г продукта. Бензиновый дистиллят отвечает требованиям к сырью каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки).

Как следует из таблицы, полученный предлагаемым способом бензин приближается по своим показателям к прямогонному бензину, выделенному из западно-сибирской нефти сырью процесса каталитического риформинга. Таким образом, этот продукт может вовлекаться в производство высооктановых бензинов.

Дизельный дистиллят по основным показателям соответствует ГОСТу на малосернистое дизельное топливо (сера менее 0,2 мас.).

Похожие патенты RU2039788C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Демьяненко Е.А.
  • Санников А.Л.
  • Дружинин О.А.
  • Твердохлебов В.П.
  • Бирюков Ф.И.
  • Хандархаев С.В.
  • Каминский Э.Ф.
  • Мелик-Ахназаров Талят Хосров Оглы
  • Лощенкова И.Н.
  • Хавкин В.А.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
RU2205200C1
КАТАЛИЗАТОР ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ И СПОСОБ ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО И КОКСОХИМИЧЕСКОГО СЫРЬЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 1996
  • Вайль Ю.К.
  • Нефедов Б.К.
  • Дейкина М.Г.
  • Ростанин Н.Н.
RU2102139C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 1996
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Радченко Е.Д.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Гуляева Л.А.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
  • Бирюков Ф.И.
  • Стуре Н.Н.
  • Хандархаев С.В.
  • Гончаров А.Н.
  • Санников А.Л.
RU2091436C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Радченко Е.Д.
  • Демьяненко Е.А.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.О.
  • Стуре Н.Н.
  • Бирюков Ф.И.
  • Карибов А.К.
  • Хандархаев С.В.
  • Оразсахатов К.С.
  • Гончаров А.Н.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Санников А.Л.
RU2074233C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ 1995
  • Еркин Владимир Никифорович[Ru]
  • Мелик-Ахназаров Талят-Хорсов[Ru]
  • Токарев Юрий Илларионович[Ru]
  • Ливенцев Валерий Тихонович[Kz]
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович[Kz]
  • Бронников Владимир Николаевич[Kz]
RU2089590C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2017
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Юсовский Алексей Вячеславович
RU2671640C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2006
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
RU2309974C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 039 788 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Использование: в нефтехимии, в частности в способе переработки нефтяных фракций. Сущность изобретения: способ предусматривает гидрирование смеси дизельного топлива и бензино-керосиновой фракции при 305 МПа, 300 380°С, объемной скорости сырья 2-7 ч-1 в присутствии катализатора, содержащего оксиды, мас. никель 1 6; молибден 8 18; фосфор 0,5 6,5; редкоземельный элемент 0,1 4,8; медь 0,05 5 и алюминий остальное, с последующей ректификацией гидрогенизата. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 039 788 C1

1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ путем гидрирования смеси нефтяных фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора, содержащего оксиды кобальта или никеля, молибдена и алюминия с последующей ректификацией полученного гидрогенизата, отличающийся тем, что гидрированию подвергают смесь дизельного топлива и бензинокеросиновой фракции, взятых в массовом соотношении от 3 1 до 15 1 соответственно, и используют катализатор, дополнительно содержащий оксиды фосфора, редкоземельного металла и меди при следующем соотношении компонентов, мас.

Оксид никеля или кобальта 1,0 6,0
Оксид молибдена 8,0 18,0
Оксид фосфора 0,5 6,5
Оксид редкоземельного элемента 0,1 4,8
Оксид меди 0,05 5,0
Оксид алюминия Остальное
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидрирование проводят при давлении 3,0 5,0 МПа, температуре 300 380oС, объемной скорости подачи сырья 2,0 7,0 м/ч-1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2039788C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Осипов Л.Н
и др
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
- Химия и технология топлив и масел, 1988, N 6, с.31.

RU 2 039 788 C1

Авторы

Хавкин В.А.

Курганов В.М.

Нефедов Б.К.

Фрейман Л.Л.

Кричко А.А.

Демьяненко Е.А.

Карибов А.К.

Стуре Н.Н.

Бирюков Ф.И.

Оразсахатов К.С.

Зорькин А.М.

Дейкина М.Г.

Гуляева Л.А.

Даты

1995-07-20Публикация

1993-07-19Подача