СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ Российский патент 2018 года по МПК C10G69/02 C10G67/02 C10G7/06 C10L1/08 

Описание патента на изобретение RU2671640C1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении судовых и моторных топлив.

Известен способ переработки нефтяных остатков, который включает вакуумную перегонку мазута с выделением вакуумного дистиллята и гудрона, деасфальтизацию гудрона углеводородным растворителем, дальнейшее гидрогенизационное облагораживание смеси вакуумного дистиллята и деасфальтизата с получением гидрогенизата, который путем ректификации разделяют на бензиновую, дизельную и остаточную фракции, при этом остаточную фракцию гидрогенизата направляют на смешение с сырьем гидрогенизационного облагораживания при следующем соотношении компонентов, % мас.:

Вакуумный дистиллят 40-80 Деасфальтизат 10-30 Остаточная фракция гидрогенизата 10-30

Процесс гидрогенизационного облагораживания осуществляют при давлении 5,0-18,0 МПа, температуре 340-440°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 час-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 800-1800 н.об./об. в присутствии алюмо-никель-молибденового или алюмо-кобальт-молибденового цеолитсодержащего катализатора.

В качестве углеводородного растворителя процесса деасфальтизации гудрона используют бутан, пентан или бензин. (RU 2613634 от 21.03.2017 г.).

Недостатком способа является то, что в схему переработки включен сложный процесс деасфальтизации гудрона, требующий проведения работ с растворителями (с последующей их регенерацией и возвращением в процесс деасфальтизации). Способ также не предусматривает получение судового топлива.

Другим недостатком является применение относительно высокого давления водорода (до 18,0 МПа) на стадии гидрогенизационного облагораживания смеси вакуумного дистиллята и деасфальтизата. Оба указанные обстоятельства существенно удорожают экономику переработки нефтяных остатков.

Известен также способ получения моторных топлив, включающий переработку нефтяных остатков. Выделенный ректификацией мазут направляют на вакуумную перегонку с получением вакуумного дистиллята и гудрона, затем проводят процесс гидрирования и смешение фракций с получением целевых продуктов. Способ отличается тем, что вакуумный дистиллят подвергают каталитическому крекингу с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400°С, а гудрон - замедленному коксованию с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 150-400°С, затем эти фракции совместно подвергают гидрированию при объемной скорости подачи сырья 0,2-1,5 ч-1, из полученного гидрогенизата выделяют фракции, выкипающие в интервале температур 30-200°С и 130-350°С, которые используют для получения целевых продуктов.

Согласно способу фракции каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающие в интервале температур 150-400°С, смешивают в массовом соотношении от 90:10% до 10:90%.

В смесь фракций каталитического крекинга и замедленного коксования, выкипающих в интервале температур 150-400°С, перед гидрированием вводят 5-30% мас. прямогонной дизельной фракции.

Процесс гидрирования проводят при давлении 25-30 МПа в присутствии никель-вольфрамового сульфидного катализатора при температуре 320-410°С и отношении водородсодержащий газ/сырье 800-1500 нм33 (RU 2232183 от 26.11.2002 г.).

Недостатком способа является то, что процесс гидрирования фракций каталитического крекинга и замедленного коксования осуществляют при высоком давлении 25-30 МПА.

Указанное обстоятельство существенно удорожает экономику способа получения моторных топлив.

Способ не предусматривает получение судового топлива.

Наиболее близким к заявляемому является способ переработки нефти, который включает переработку нефтяных остатков, в частности мазута. Способ предусматривает вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс. Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллятом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга, причем эти потоки разделяют в соотношении 35-80 мас. % и 20-65 мас. % (RU 2321613 от 04.10.2008 г.).

Недостатками способа являются:

1. Сложная технологическая схема, включающая набор технологических процессов (коксование гудрона, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллята и тяжелой фракции коксования, гидроочистка с последующим каталитическим крекингом тяжелой газойлевой фракции коксования).

2. Преимущественное получение дистиллятов моторных топлив при минимальной возможности производства тяжелых топлив: судовых, котельных и др.

3. Относительно высокое давление водорода на стадии гидрокрекинга (13-17 МПА), что делает указанный процесс недостаточно экономичным.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа переработки нефтяных остатков, обеспечивающая получение наряду с моторными топливами дополнительного количества более тяжелого судового топлива, по качеству соответствующего современным требованиям, а также упрощение технологической схемы производства, снижение давления водорода в используемых гидрогенизационных процессах.

Для решения поставленной задачи предлагается способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания. Способ отличается тем, что из продуктов гидрооблагораживания выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрооблагораживания, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрооблагораживания в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией коксования. При этом соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрооблагораживания составляет от 30-70% до 70-30% мас.

Процесс гидрооблагораживания осуществляют при давлении 5-12 МПа, температуре 340-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 час-1 и соотношении водородсодержащего газа к сырью 500-2000 нм33 на алюмо-никель-молибденовом или алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе.

В заявляемом способе могут быть использованы различные способы коксования гудрона, преимущественно замедленное коксование.

Заявленный способ позволяет вырабатывать наряду с моторными топливами значительное количество малосернистого остаточного судового топлива, соответствующего нормам ГОСТ 32510-2013, с содержанием серы менее 0,5% мас. и даже до 0,1% мас.

Достоинством предлагаемого способа переработки нефтяных остатков является то, что он сочетает возможность производства компонентов моторных топлив и малосернистого остаточного судового топлива, по качеству соответствующего современным требованиям (ГОСТ 32510-2013), а также упрощение технологической схемы производства, снижение давления водорода в используемых гидрогенизационных процессах.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Вакуумной разгонке подвергают мазут малосернистой нефти с выделением вакуумного дистиллята (фракция 320-500°С) и гудрона (остаток>500°С). Качество вакуумного дистиллята: содержание серы - 0,8% мас., плотность 914 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,15% мас., содержание азота 0,1% мас., выход на мазут 45% мас.

Качество гудрона: содержание серы - 1,4% мас., плотность 1001 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 15% мас., выход на мазут 55% мас.

Указанный гудрон направляют на установку замедленного коксования. В результате процесса коксования получают (% мас. на сырье коксования):

Углеводородный газ + фр. С56 7,0 Бензиновая фракция (30-180°С) 8,3 Легкая газойлевая фракция (180-350°С) 28,0 Тяжелая газойлевая фракция (остаток>350°С) 29,2 Кокс 27,5

Тяжелую газойлевую фракцию коксования смешивают с вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания.

Процесс гидрооблагораживания осуществляют при давлении 5 МПа, температуре 340°С, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье - 500 н.об./об. в присутствии катализатора алюмо-никель-молибденового.

В результате получают гидрогенизат, который разделяют путем атмосферной перегонки на углеводородный газ, бензиновую фракцию (30-180°С), дизельную фракцию (180-350°С) и остаток (>350°С).

Материальный баланс процесса гидрооблагораживания (% мас. на сырье процесса):

углеводородный газ + сероводород 3 бензиновая фракция (30-180°С) 3 дизельная фракция (180-350°С) 16 остаток (>350°С) 78

Бензиновая фракция содержит менее 20 мг/кг серы и является ценным сырьем процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки), дизельная фракция содержит 450 мг/кг серы и после дополнительной гидроочистки до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг соответствует требованию на топливо экологического класса К5.

Остаток процесса гидрооблагораживания характеризуется следующим качеством:

Кинематическая вязкость при температуре 50°С, мм2 22 Плотность при 15°С, кг/м3 930 Массовая доля серы, % 0,45

Указанный продукт соответствует требованиям ГОСТ 32510-2013 к судовому остаточному топливу RMB 30.

Полученный продукт разделяют на два потока в соотношении 70% мас. и 30% мас., из которых первый поток выводят из системы как судовое остаточное топливо, а второй поток подают на смешение с сырьем установки гидрооблагораживания.

Пример 2.

Вакуумной разгонке подвергают мазут малосернистой нефти с выделением вакуумного дистиллята (фракция 350-530°С) и гудрона (остаток>530°С).

Качество вакуумного дистиллята: содержание серы - 1,0° мас., содержание азота 0,12% мас., плотность 918 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,18% мас., выход на мазут 48% мас.

Качество гудрона: содержание серы - 1,8% мас., плотность 1007 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 17% мас., выход на мазут 52% мас.

Указанный гудрон направляют на установку замедленного коксования.

В результате процесса коксования получают (% мас. на сырье коксования):

Углеводородный газ + фр. С56 6,5 Бензиновая фракция (30-180°С) 7,8 Легкая газойлевая фракция (180-350°С) 26,0 Тяжелая газойлевая фракция (остаток>350°С) 30,8 Кокс 28,9

Тяжелую газойлевую фракцию коксования смешивают с вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания.

Процесс гидрооблагораживания осуществляют при давлении 10 МПа, температуре 380°С, объемной скорости подачи сырья 0,8 час-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье - 1200 н.об./об. в присутствии катализатора алюмо-кобальт-молибденового.

В результате получают гидрогенизат, который разделяют путем атмосферной перегонки на углеводородный газ, бензиновую фракцию (30-180°С), дизельную фракцию (180-350°С) и остаток (>350°С).

Материальный баланс процесса гидрооблагораживания (% мас. на сырье процесса):

углеводородный газ + сероводород 3,5 бензиновая фракция (30-180°С) 4,0 дизельная фракция (180-350°С) 20,0 остаток (>350°С) 72,5

Бензиновая фракция содержит менее 20 мг/кг серы и является ценным сырьем процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки), дизельная фракция содержит 350 мг/кг серы и после дополнительной гидроочистки до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг соответствует требованию на топливо экологического класса К5.

Остаток процесса гидрооблагораживания характеризуется следующим качеством:

Кинематическая вязкость при температуре 50°С, мм2 25 Плотность при 15°С, кг/м3 934 Массовая доля серы, % менее 0,1

Указанный продукт соответствует требованиям ГОСТ 32510-2013 к судовому остаточному топливу RMB 30.

Полученный продукт разделяют на два потока в соотношении 50% мас. - 50% мас., из которых первый поток выводят из системы как судовое остаточное топливо, а второй поток подают на смешение с сырьем установки гидрооблагораживания.

Пример 3.

Вакуумной разгонке подвергают мазут сернистой нефти с выделением вакуумного дистиллята (фракция 350-560°С) и гудрона (остаток>560°С).

Качество вакуумного дистиллята: содержание серы - 2,2% мас., плотность 925 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,22% мас. выход на мазут 50% мас.

Качество гудрона: содержание серы - 4,1% мас., плотность 1014 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 20% мас., выход на мазут 50% мас.

Указанный гудрон направляют на установку замедленного коксования. В результате процесса коксования получают (% мас. на сырье коксования):

Углеводородный газ + фр. С56 6,0 Бензиновая фракция (30-180°С) 7,0 Легкая газойлевая фракция (180-340°С) 23,0 Тяжелая газойлевая фракция 33,4 Кокс 30,6

Тяжелую газойлевую фракцию коксования смешивают с вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания.

Процесс гидрооблагораживания осуществляют при давлении 12 МПа, температуре 420°С, объемной скорости подачи сырья 2,0 час-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье - 2000 н.об./об. в присутствии катализатора алюмо-никель-молибденового.

В результате получают гидрогенизат, который разделяют путем атмосферной перегонки на углеводородный газ, бензиновую фракцию (30-180°С), дизельную фракцию (180-350°С) и остаток (>350°С).

Материальный баланс процесса гидрооблагораживания (% мас. на сырье процесса):

углеводородный газ 4,0 бензиновая фракция (30-180°С) 5,1 дизельная фракция (180-350°С) 25,5 остаток (>350°С) 65,4

Бензиновая фракция содержит менее 10 мг/кг серы и является ценным сырьем процесса каталитического риформинга (после дополнительной гидроочистки), дизельная фракция содержит 200 мг/кг серы и после дополнительной гидроочистки до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг соответствует требованию на топливо экологического класса К5.

Остаток процесса гидрооблагораживания характеризуется следующим качеством:

Кинематическая вязкость при температуре 50°С, мм2 28 Плотность при 15°С, кг/м3 945 Массовая доля серы, % 0,10

Указанный продукт соответствует требованиям ГОСТ 32510-2013 к судовому остаточному топливу RMB 30

Полученный продукт разделяют на два потока в соотношении 30% мас. - 70% мас., из которых первый поток выводят из системы как судовое остаточное топливо, а второй поток подают на смешение с сырьем установки гидрооблагораживания.

Таким образом, предлагаемый способ переработки нефтяных остатков позволяет выработать с высоким выходом малосернистое остаточное судовое топливо, по качеству соответствующего современным требованиям (ГОСТ 32510-2013), и компоненты моторных топлив, при относительно мягких условиях (давление на стадии гидрооблагораживания 5-12 МПа). При этом не используются сложные технологические процессы, такие как каталитический крекинг и деасфальтизация. В результате способа достигается углубление переработки мазута.

Похожие патенты RU2671640C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2019
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Минаев Артем Константинович
  • Никульшин Павел Анатольевич
RU2747259C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2006
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
RU2309974C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2018
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Юсовский Алексей Вячеславович
  • Минаев Павел Петрович
RU2699226C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Царев Антон Вячеславович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2613634C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 2007
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Багманов Хамза Азалович
  • Гильманов Фарид Салахутдинович
RU2321613C1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2021
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Бубнов Максим Александрович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2771842C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2021
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Бубнов Максим Александрович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2774177C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2019
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Минаев Артем Константинович
  • Минаев Павел Петрович
  • Хамзин Юнир Азаматович
  • Никульшин Павел Анатольевич
RU2737803C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА 2015
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2601744C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ

Изобретение относится к способу переработки тяжелых нефтяных остатков, включающему вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания. При этом из продуктов гидрооблагораживания выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрооблагораживания, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрооблагораживания в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией, причем соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрооблагораживания составляет от 30-70% до 70-30% мас. Предлагаемый способ позволяет выработать с высоким выходом малосернистое остаточное судовое топливо и компоненты моторных топлив при относительно мягких условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 пр.

Формула изобретения RU 2 671 640 C1

1. Способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания, отличающийся тем, что из продуктов гидрооблагораживания выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрооблагораживания, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрооблагораживания в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией, при этом соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрооблагораживания составляет от 30-70% до 70-30% мас.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс гидрооблагораживания осуществляют при давлении 5-12 МПа, температуре 340-420°C, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 час-1 и соотношении водородсодержащего газа к сырью 500-2000 нм33 на алюмо-никель-молибденовом или алюмо-кобальт-молибденовом катализаторе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2671640C1

СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 2007
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Багманов Хамза Азалович
  • Гильманов Фарид Салахутдинович
RU2321613C1
Г.В
Тараканов и др
О выборе рациональной технологии глубокой переработки сернистого газоконденсатного мазута
Вестник АГТУ, 2010, 1(49), 37-42
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА 2015
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2601744C1
EP 3017024 B1, 27.12.2017.

RU 2 671 640 C1

Авторы

Хавкин Всеволод Артурович

Гуляева Людмила Алексеевна

Овчинников Кирилл Александрович

Никульшин Павел Анатольевич

Шмелькова Ольга Ивановна

Виноградова Наталья Яковлевна

Битиев Георгий Владимирович

Митусова Тамара Никитовна

Лобашова Марина Михайловна

Красильникова Людмила Александровна

Юсовский Алексей Вячеславович

Даты

2018-11-06Публикация

2017-12-28Подача