КАТАМАРАН Российский патент 1995 года по МПК B63B1/12 

Описание патента на изобретение RU2041115C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов катамарана прибрежного плавания при удалении от берега на расстояние не более 500 м и высоте волн не более 1 м.

Известен катамаран, содержащий поплавки и соединенный с ними посредством штанг и наклонных стоек надводный корпус с кормовой площадкой.

Однако такая конструкция катамарана обладает существенными недостатками. Эти недостатки заключаются в невысоких ходовых качествах судна ввиду фиксированных размеров поплавков и надводного корпуса, в монолитности конструкции поплавки и нерегулируемых по высоте и углам стоек и штанг, соединяющих надводный корпус с поплавками, что не позволяет повысить остойчивость судна при волнении до одного метра и более, ограничивает мобильность и дальность плавания по расстоянию и отхождению от береговой черты, а это при низкой комфортности не позволяет использовать в настоящее время такой катамаран.

Целью изобретения является повышение мобильности, устранение воздействия волнения на кабину катамарана, повышение комфортности и комфортабельности судна за счет создания микроклимата в салоне для экипажа и перевозимого груза.

Это достигается тем, что каждый из поплавков выполнен из центральной трубы, на которую нанизаны отдельные кольца из материала положительной плавучести, стянутые по оси трубы концевыми винтовыми упорными втулками, при этом стойки соединены с центральной трубой посредством трубчатых кронштейнов, а надводный корпус выполнен с кабиной. Кроме того, поплавки обтянуты снаружи гидрофобным материалом.

На фиг. 1 показан катамаран, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид сверху (в плане); на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 5 узел крепления надводного корпуса к поплавку; на фиг.6 схематически показан поплавок катамарана с вырывом; на фиг.7 штанга катамарана с обрывом; на фиг.8 винтовое крепление штанги поплавка; на фиг.9 узел I на фиг.6.

Катамаран содержит поплавки 1 (фиг.1, 2 и 6), соединенные штангами 2, на которых смонтированы кабина 3 и кормовая площадка 4. По обеим сторонам кабины закреплены бортовые палубные решетки 5. На кормовой площадке имеются веерные ограждения 6 и кронштейн 7 для подвесного мотора 8. На кабине 3 установлены поручни 9 для удобства пользования судном.

Поплавок состоит из центральной трубы 10, имеющей концевые винтовые упорные втулки 11. На трубу 10 нанизаны трубчатые кронштейны 12, а также нанизаны отдельные кольца 13, выполненные из материала с положительной плавучестью, например из пенопласта. По концам поплавка установлены кормовой 14 и лобовой 15 обтекатели, закрепленные с помощью болтовых стержней 16.

Для придания лучшей обтекаемости и повышения механической прочности поплавки снаружи могут быть обтянуты гидрофобным материалом 17, например, из эластичного пластика или из тонколистового металла.

Кронштейн имеет монтажный рым 18, служащий и для поднятия катамарана. Штанга 2 имеет два отрезка из труб 19, образующих установленные стойки под углом к вертикали в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для повышения прочности соединения поплавков и надстройки. Трубы 19 работают как стойки и предупреждают складываемость конструкции по геометрии катамарана, обеспечивая своей высотой необходимый просвет над гребнями волн (высотой до 1 м), разрешенный для маломерных судов данного класса. Косой отрезок трубы 20 усиливает жесткость соединения (фиг.7) и является удобным при водном осмотре судна, а крайние приставки 21 увеличивают палубу, предупреждают повреждение кабины 3 при случайных боковых контактах с пирсом, судном.

Характерными монтажными узлами (фиг.8) являются болтовые соединения с использованием хомутов 22 и винтовых креплений 23.

Отрыв кабины и кормовой площадки от гребней волн создает повышенную остойчивость, комфорт за счет сухого режима в салоне, т.к. предупреждается запотевание в салоне от контакта кабины 3 с водой.

Эксплуатация катамарана осуществляется следующим образом.

Собранный по описанной конструктивной схеме и опущенный на воду катамаран с предварительной рассчитанной и подобранной плавучестью за счет объемов поплавков при фиксированном диаметре колец 13 выбирают длину набора колец на центральной трубе 10, раздвижку втулками 11 с последующей постановкой обтекателей, приводом винта мотора 8 дают ход и управляют движением. Нагрузка от воды и набегающего водного потока воспринимается лобовым обтекателем 15 и стенками поплавка 1 (обшивкой 17 см узел I на фиг.8), а волнения в виде гребней волн не достают при этом до кабины 3 и кормовой площадки 4 (при разрешенном плавании на волнении до 1 м), что предупреждает биение гребней волн снизу о надводный корпус и не нарушает ходовых качеств катамарана.

Отсутствие в конструкции судна надводного борта, как это отрицательно имеет место в конструкциях аналогов, благоприятно сказывается на ходовых качествах судна, предупреждая биение волн о корпус, а отрыв всей платформы (кабины 3, кормовой площадки 4, палубных решеток) от воды и установка их с воздушным просветом до 1-1,5 м не только повышает тактико-технические характеристики, но повышает комфортность судна, т.к. предупреждается контакт кабины с водой, при этом отсутствует запотевание в салоне и сохраняется воздушно-сухой режим. Заданный неснижаемый запас плавучести катамарана обеспечивает минимальные ускорения качки судна на волнении.

Выход на берег осуществляется подтягиванием корпуса за приставки 21, трубы 20 и при необходимости рымами 18, за которые судно также могут поднимать из воды для перебазирования, погрузки в транспортное средство и для других операций (техническое обслуживание, осмотр).

Похожие патенты RU2041115C1

название год авторы номер документа
Каботажное пассажирское судно 2016
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2653906C1
ВОЛНОСТОЙКИЙ САМОХОДНЫЙ КАТАМАРАННЫЙ КОМПЛЕКС 2008
  • Разумеенко Юрий Васильевич
  • Ейбоженко Анатолий Владимирович
  • Кормилицин Юрий Николаевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Пыльнев Юрий Васильевич
  • Родионов Андрей Вячеславович
  • Сучков Сергей Валентинович
RU2398705C2
Водно-воздушное транспортное средство 2021
  • Решетников Михаил Иванович
RU2785913C2
Многокорпусное парусное судно 1974
  • Кириллов Евгений Васильевич
SU727510A1
СУДОВОЙ ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Архангельский Евгений Анатольевич
  • Бойко Андрей Владимирович
  • Ерошин Владимир Андреевич
  • Прокофьев Владислав Викторович
  • Самсонов Виталий Александрович
  • Чикаренко Валерий Георгиевич
RU2347714C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603709C1
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДНА НА ПОГРУЖЕННЫХ ОПОРАХ 2008
RU2374121C1
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС И ОПУСКАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2004
  • Шестаченко Ф.А.
  • Маракуца Г.С.
  • Кнут Хервиг
  • Бренинг Вера
  • Прищепа В.И.
  • Андреев С.И.
  • Терехов А.Н.
  • Човушян Э.О.
  • Тарадонов В.С.
  • Львович Ю.А.
  • Герцев И.В.
  • Шимин Е.Н.
  • Болобан Л.Г.
  • Ягунов В.Н.
  • Ефимов Г.М.
  • Клеймёнов А.С.
RU2262465C1
ПОПЛАВКОВОЕ СУДНО 1993
  • Федчишин Виталий Григорьевич
  • Федчишин Алексей Витальевич
RU2065370C1
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 1991
  • Перельман Борис Семенович
RU2046050C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 041 115 C1

Реферат патента 1995 года КАТАМАРАН

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов катамаранов прибрежного плавания при удалении на расстояния не более 500 м и высоте волн не более 1м. Сущность изобретения: катамаран имеет два поплавка 1, соединенных штангами 2 и наклонными стойками между собой и с надводным корпусом, имеющим кабину 3 с кормовой площадкой 4, имеющей кронштейн подвесного мотора. Для повышения мобильности, остойчивости и ходовых качеств катамаран имеет обтянутые снаружи гидрофобным материалом поплавки 1 в виде наборных колец из материала положительной плавучести, нанизанных на полую трубу и поджатых по краям концевыми упорными винтовыми втулками. Штанги выполнены трапециевидными и соединены стойками с трубой посредством трубчатых кронштейнов с фиксирующими винтами. 1 з. п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 041 115 C1

1. КАТАМАРАН, содержащий поплавки и соединенный с ними посредством штанг и наклонных стоек надводный корпус с кормовой площадкой, отличающийся тем, что каждый из поплавков выполнен из центральной трубы, на которую нанизаны отдельные кольца из материала положительной плавучести, стянутые по оси трубы концевыми винтовыми упорными втулками, при этом стойки соединены с центральной трубой посредством трубчатых кронштейнов, а надводный корпус выполнен с кабиной. 2. Катамаран по п.1, отличающийся тем, что поплавки обтянуты снаружи гидрофобным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2041115C1

Патент США N 4192249, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 041 115 C1

Авторы

Жуков А.И.

Жукова В.Л.

Даты

1995-08-09Публикация

1991-12-29Подача