Изобретение относится к аэрокосмической технике и может быть использовано в качестве основной двигательной установки гиперзвуковых самолетов, а также космических летательных аппаратов (КЛА), способных выполнять длительные полеты в атмосферах Земли и планет, а также одноступенчатых космических кораблей многоразового использования, способных к самостоятельному взлету с Земли.
Аналогами изобретения являются применяемые в настоящее время в двигательных установках ракет-носителей, космических кораблей многоразового использования и ракетных самолетов жидкостные и твердотопливные химические ракетные двигатели (ЖРД и РДТТ). Недостатками аналогов является низкая скорость истечения нагретых газов из сопла (около 2500 м/с у лучших РДТТ, не более 4400 м/с у лучших ЖРД), что исключает создание на их базе полностью многоразовых одноступенчатых космических кораблей, способных к самостоятельному взлету с Земли из-за большой требуемой величины соотношения начальной и конечной масс (около 40 для РДТТ и около 9 для лучших ЖРД). Из-за больших требуемых соотношений начальной и конечной масс ракеты-носители на базе РДТТ и ЖРД имеют малую полезную нагрузку (не более 5% от стартового веса).
Прототипом изобретения является газофазный ядерный ракетный двигатель (газофазные ЯРД), позволяющий достигать значений скорости истечения 15-30 км/с в зависимости от типа используемого реактора при использовании водорода в качестве рабочего тела, что позволяет при умеренных соотношениях начальной и конечной масс (от 1,3 до 2 в зависимости от типа реактора) обеспечивать приращения скорости, достаточные для выхода на орбиту искусственного спутника Земли с ее поверхности. Высокие значения скорости истечения в газофазных ЯРД обеспечиваются за счет пропускания рабочего тела с низкой молекулярной массой, обеспечивающего наибольшую скорость истечения при заданной температуре нагрева) через ядерный реактор с газообразной активной зоной, обеспечивающий более высокую температуру нагрева рабочего тела, чем в ЖРД, РДТТ или ЯРД с твердой активной зоной. Из реактора рабочее тело поступает в сопло, расширяясь в котором, оно создает реактивную силу тяги.
Недостатком газофазного ЯРД является большой удельный вес двигателя (порядка 0,1 кг на 1 Н тяги для современных проектов), затрудняющий создание на его базе взлетающих с Земли космических кораблей, так как тяга такого ЯРД незначительно превышает его собственный вес или даже меньше его (для двигателей с наибольшими скоростями истечения). Большой удельный вес газофазного ЯРД определяется большим весом реактора, пропорциональным его мощности, а значит и тяге при заданной скорости истечения.
Целью изобретения является создание двигателя, тяга которого может быть форсирована при выполнении динамических операций, требующих большой тяги двигателя, например при взлете с Земли.
Тяга двигателя форсируется путем инжекции в реактивную струю, выходящую из реактора, рабочего тела, забираемого из атмосферы или запасенного на борту летательного аппарата.
На фиг. 1 показано устройство форсируемого газофазного ЯРД и его работа в основном режиме (без форсирования тяги); на фиг. 2 иллюстрация работы двигателя при форсировании тяги в трех режимах: при заборе дополнительного рабочего тела из атмосферы и малых скоростях полета (а), при заборе дополнительного рабочего тела из атмосферы и больших скоростях полета (б), при работе только на запасенном рабочем теле без забора рабочего тела из атмосферы (в).
Двигатель состоит из ядерного реактора 1 с газообразной активной зоной, сопла 2 с изменяемой геометрией, регулируемого воздухозаборника 3 и блока турбовентиляторных нагнетателей воздуха 4, который может убираться внутрь корпуса летательного аппарата 5.
При малых скоростях полета КЛА в атмосфере динамический напор воздуха, поступающего через открытый воздухозаборник 3, недостаточен для обеспечения эффективной инжекции воздуха в реактивную струю. В данном режиме (фиг. 2а) нагнетание воздуха в двигатель производится блоком турбовентиляторных нагнетателей 4, устройство которых аналогично двуконтурным воздушно-реактинвым двигателям.
Работа форсируемого газофазного ЯРД в основном режиме (фиг. 1) не отличается от работы других газофазных ЯРД: рабочее тело 6 нагревается в реакторе 1 и, расширяясь в сопле 2, создает реактивную силу тяги. Воздухозаборник 3 закрыт, как и канал 8 для дополнительной подачи запасенного на борту КЛА рабочего тела. При форсировании тяги путем дополнительной подачи запасенного рабочего тела 9 оно поступает в сопло по открытому каналу 8.
При больших скоростях полета в атмосфере нагнетатели 4 убираются внутрь корпуса летательного аппарата, а воздухозаборник 3 остается открытым. Инжекция воздуха 7 в сопло обеспечивается за счет его динамического напора.
Достоинством предлагаемой схемы двигателя является возможность увеличить тягу газофазного ЯРД без увеличения мощности реактора и веса реактора, а также расхода запасенного на борту летательного аппарата рабочего тела. Например, при соотношении расхода воздуха через воздухозаборник и рабочего тела через реактор 100:1 тяга двигателя возрастает в 10 раз. Это позволяет резко уменьшить удельный вес двигателя и повысить его удельный импульс (а значит и экономичность) при полете в атмосфере. Кроме того, возможность форсировать тягу двигателя облегчает посадку межпланетных КЛА на планеты и взлет с них. Благодаря низкому удельному весу и высокому удельному импульсу форсируемого газофазного ЯРД на его базе могут создаваться одноступенчатые КЛА, способные к взлету с Земли. Данный двигатель может использоваться как на крылатых летательных аппаратах, так и на КЛА баллистической схемы, так как способен обеспечить взлет с Земли при низком аэродинамическом качестве КЛА за счет создания тяги, значительно превышающей вес КЛА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ С ЯДЕРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ | 2013 |
|
RU2574295C2 |
Комбинированный двигатель летательного аппарата | 2018 |
|
RU2693951C1 |
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2397924C2 |
ДИСКОЛЕТ | 2004 |
|
RU2364551C2 |
СИСТЕМА ЗАПУСКА ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ НА НИЗКУЮ ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ | 1997 |
|
RU2191145C2 |
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ РАБОЧЕГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ КОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2385275C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2011 |
|
RU2470834C1 |
МНОГОРАЗОВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2022 |
|
RU2790478C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2799263C1 |
ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2563641C2 |
Изобретение относится к аэродинамической технике, а именно к форсируемым газофазным ракетным двигателям, способным выполнять длительные полеты в атмосферах Земли и планет. Для создания двигателя с низким удельным весом и высоким удельным импульсом предлагается форсировать тягу за счет инжекции в его сопло 2 воздуха, поступающего через воздухозаборник 3, сообщенный с полостью сопла 2 и канала 8 для дополнительной подачи запасенного на борту двигателя воздуха. Для обеспечения инжекции воздуха при малых скоростях полета используют турбовентиляторные нагнетатели 4. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Арефьев В.В., Железнякова Н.И | |||
и др | |||
Иностранные авиационные и ракетные двигатели, изд-во НИАМ, 1971, с.542. |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1991-07-03—Подача