ПОРШЕНЬ Российский патент 1995 года по МПК F16J1/08 

Описание патента на изобретение RU2041408C1

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано во всех видах механизмов и устройств, имеющих поршни с канавками под поршневые (уплотнительные) кольца.

Известен поршень с канавками и выемками между ними.

Это техническое решение имеет недостаток, заключающийся в низкой долговечности и большой материалоемкости.

Низкая долговечность связана с быстрым износом боковых рабочих поверхностей канавок из-за большой жесткости перемычек. В этом случае поршень выбраковывается или ремонтируется путем наплавки этих поверхностей с последующей проточкой до первоначальных размеров. Чтобы увеличить эксплуатационный период поршня, эти поверхности после проточки дополнительно упрочняются как нанесением на них более прочного слоя металла, так и поверхностным пластическим деформированием при помощи обкатки роликом с определенным усилием прижатия ролика к упрочняемой поверхности.

Эти дополнительные мероприятия повышают предел выносливости (долговечности) указанных поверхностей поршня в 1,05-1,4 раза, однако кардинально вопрос повышения долговечности поршня не решают поршень подобным ремонтом подвергается несколько раз за весь период своей службы.

Большая материалоемкость связана с широкими перемычками и большей толщиной боковой стенки поршня в зонах выемок.

Задачей изобретения является повышение долговечности и снижение материалоемкости за счет пониженной переменной жесткости боковых стенок канавок путем уменьшения их толщины.

Это достигается тем, что кольцевые выемки выполнены глубиной 0,1-1,0 глубины кольцевых канавок, а стенки кольцевых выемок выполнены по криволинейным и прямолинейным образующим или по двум криволинейным образующим, при этом толщина криволинейных стенок выполнена от предельно допустимой малой величины (острые кромки) со стороны боковой поверхности поршня до монотонно увеличивающейся в направлении оси поршня номинально расчетной у дна выемок.

На фиг.1 изображен поршень, разрез; на фиг.2 то же, с вариантом исполнения кольцевых выемок.

На поршне 1 выполнено несколько канавок 2 под поршневое кольцо глубиной l и кольцевые выемки 3, расположенные с одной стороны канавок 2 со стороны опорной поверхности 4 или с двух сторон канавок 2. Первая конструкция применяется в случаях необходимости сохранения боковых участков 5 поршня под его направляющие поверхности. Кольцевые выемки 3 выполнены глубиной t, равной 0,1-1,0 глубины l. Нижний предел глубины выемки 0,1 глубины канавки обусловлен тем, что уменьшение глубины выемки за этот предел не обеспечивает существенного эффекта.

Верхний предел глубины выемки 1,0 глубины канавки обусловлен тем, что увеличение глубины выемки за этот предел нарушает равнопрочность стенки поршня в сторону ее ослабления. Стенки кольцевых выемок 3 могут быть выполнены криволинейными 6 и прямолинейными 7 или двумя криволинейными 8,9. Благодаря выемкам 3 боковые стенки канавок 2 имеют пониженную переменную жесткость, а их переменная толщина h начинается от предельно допустимой малой величины со стороны внешней боковой поверхности поршня (острые кромки) и монотонно увеличивается в направлении к оси поршня до номинально расчетной у дна выемок.

Предельно допустимая малая толщина стенки образуется пересечением под острым углом α <90о рабочей поверхности 4 боковой стенки канавки 2 с криволинейной поверхностью 10.

Поршневое кольцо под циклическим воздействием давления рабочей среды (газ, воздух, жидкость) также циклически упруго сужается и расширяется, совершая определенную работу трения о рабочую поверхность боковой стенки канавки, к которой ее прижимает рабочая среда. Эта работа и является основной причиной выработки (износ) как рабочей поверхности кольца, так и рабочей поверхности боковой стенки канавки.

В случае выполнения боковой стенки упруго податливой, т.е. пониженной переменной жесткости, как это предусматривается изобретением, эта работа уменьшается в 1,5-3 раза за счет частичного ее перехода на упругий изгиб боковой стенки канавки, имеющей пониженную переменную жесткость и обладающей повышенной демпфирующей способностью.

Отсюда следует, что с уменьшением работы трения увеличивается долговечность работы поршня на эту же величину, т.е. в 1,5-3 раза, а масса его одновременно уменьшается на 3-10% за счет выполнения кольцевых выемок рядом с канавками под поршневые кольца.

Похожие патенты RU2041408C1

название год авторы номер документа
Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Тухман Илья Яковлевич
  • Шеховцов Анатолий Федорович
  • Рык Григорий Маркович
  • Лесовицкий Игорь Всеволодович
  • Косулин Анатолий Григорьевич
  • Филатов Виктор Иванович
SU1423765A1
ОБЛЕГЧЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПОРШНЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Фрайдхагер Маркус
  • Хайнц Пауль
  • Бем Роланд
RU2664721C2
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Мечейко И.О.
  • Ходаковский В.М.
RU2008488C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2008
  • Шумков Александр Андрианович
  • Мартьянов Александр Николаевич
  • Макурин Валерий Павлович
  • Мартьянов Антон Александрович
  • Шумков Владимир Александрович
RU2497002C2
Поршневое компрессионное кольцо двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2703126C1
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Бухалов Григорий Владимирович
RU2111371C1
Зубчатое колесо с демпфирующим ободом и зубьями 1990
  • Красильников Александр Максимович
  • Сидорин Валерий Михайлович
  • Швед Юрий Анатольевич
  • Кузьмис Семен Леонидович
  • Кострова Галина Викторовна
  • Коноплев Анатолий Васильевич
  • Михалев Игорь Владимирович
SU1811570A3
Двигатель с алюминиевым поршнем со стальной вставкой на его днище 2018
  • Ахметов Эмель Борисович
RU2681388C1
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Данилов Юрий Степанович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Перевалов Алексей Викторович
  • Швецов Максим Сергеевич
  • Постников Денис Евгеньевич
RU2307256C2
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА 2016
  • Нисино Томохиса
RU2676205C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 041 408 C1

Реферат патента 1995 года ПОРШЕНЬ

Использование: в механизмах и устройствах, имеющих поршни с канавками под поршневые (уплотнительные) кольца. Сущность изобретения: кольцевые выемки, размещенные между кольцевыми канавками, выполнены глубиной 0,1 -1,0 глубины канавок. Стенки выемок выполнены по криволинейным и прямолинейным образующим или по двум криволинейным образующим. Толщина криволинейных стенок выполнена от предельно допустимой малой величины со стороны боковой поверхности поршня до монотонно увеличивающейся в направлении оси поршня номинально расчетной у дна выемок. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 041 408 C1

ПОРШЕНЬ, содержащий на боковой поверхности кольцевые канавки и кольцевые выемки между ними, отличающийся тем, что кольцевые выемки выполнены глубиной 0,1 oC 1,0 глубины кольцевых канавок, а стенки кольцевых выемок выполнены по криволинейным и прямолинейным образующим или по двум криволинейным образующим, при этом толщина криволинейных стенок выполнена от предельно допустимой малой величины со стороны боковой поверхности поршня до монотонно увеличивающейся в направлении оси поршня номинально расчетной у дна выемок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2041408C1

Поршень для двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Тухман Илья Яковлевич
  • Шеховцов Анатолий Федорович
  • Рык Григорий Маркович
  • Лесовицкий Игорь Всеволодович
  • Косулин Анатолий Григорьевич
  • Филатов Виктор Иванович
SU1423765A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 041 408 C1

Авторы

Красильников Александр Максимович[Ua]

Сидорин Валерий Михайлович[Ua]

Михальченко Владимир Сергеевич[Ua]

Кострова Галина Викторовна[Ua]

Коноплев Анатолий Васильевич[Ua]

Гернер Нели Альфонсовна[Ua]

Даты

1995-08-09Публикация

1991-07-03Подача