Изобретение относится к области гидравлических машин, конкретнее к насосам высокого давления, содержащим прецизионные плунжерные пары (например, насосы систем топливоподачи дизелей, насосы-лубрикаторы для подачи смазки).
Известен топливный насос, содержащий корпус с парой цилиндр-плунжер, установленный на сои в корпусе рычаг с роликом, контактирующим с приводным кулачком, толкатель, сопряженный с корпусом по цилиндрической повеpхности и установленный соосно плунжеру между его сферическим торцем и рычагом с возможностью контакта с последним посредством самоустанавливающейся опоры скольжения со сферическими поверхностями; плунжер снабжен пружиной ведения на такте всасывания.
Существенными недостатками известной конструкции являются значительные потери на трение, износ и снижение ресурса, обусловленные тpением скольжения между элементами самоустанавливающейся опоры, между опорой и торцем толкателя, передачей силы трения между опорой и толкателем на цилиндрические направляющие между толкателем и корпусом и дополнительными потерями на трение в этих направляющих. Кроме того, качательное движение рычага сопровождается смещением опоры относительно оси толкателя, это эксцентричное нагружение толкателя создает момент сил в направляющих толкателя и увеличивает потери на трение.
Целью изобретения является повышение механического КПД и надежности насоса путем снижения потерь на трение, износа, повышения ресурса.
Положительный эффект достигается новыми элементами конструкции, обеспечивающими взаимодействие толкателя с плунжером и рычагом в условиях трения качения.
На чертеже изображен насос в осевом разрезе.
Насос содержит корпус 1, в котором установлены нагнетательный клапан 2 с пружиной 3 и направляющей втулкой 4, наполнительный клапан 5, плунжер 6, рычаг 7 на оси 8, зафиксированной в проушине 9 корпуса, ролик 10 на оси 11, расположенной в проушине рычага 7, толкатель 12, сопряженный одним концом с плунжером, а другим с выпуклым (сферическим или цилиндрическим) дном отверстия в рычаге.
Для повышения технологичности выпуклое дно выполнено в виде отдельного элемента вкладыша 13, рабочая (опорная) поверхность которого, контактирующая с толкателем, расположена в плоскости, проходящей через ось 8 перпендикулярно оси плунжера в его среднем между двумя крайними положении, т.е. точка контакта при колебаниях рычага расположена симметрично под уголом α по обе стороны от указанной плоскости. Толкатель выполнен в виде стержня с двумя опорными головками и плоскими торцами на концах. Боковая поверхность головкаи, контактирующей с вкладышем 13, выполнена конической с углом конусности 2 α. Боковая поверхность второй головки, сопряженной с плунжером, выполнена коничеcкой с углом конусности примерно 0,5.1о или (для простоты) цилиндрической, но с боковым зазором между головкой и отверстием, допускающим поворот на указанный угол. Острые кромки головок скруглены радиусом 0,5.1 мм.
Опорная поверхность плунжера, сопряженная с толкателем, выполнена сферической; возможно исполнение этого торца плунжера плоским, а головки толкателя сферической.
Внутренний конец плунжера со стороны рабочей полости имеет глухое осевое отверстие, в котором установлена возвратная пружина 14. Диаметр отверстия и толщина цилиндрической оболочки (юбки) на внутреннем конце плунжера выбираются из условия обеспечения упругости и податливости, достаточной для расширения юбки под действием внутреннего давления, возникающего в процессе нагнетания топлива, на величину 0,5.1 мкм, т.е. в пределах диаметрального зазора плунжерной пары. Для этого, например, плунжер с наружным диаметром 10 мм при давлении нагнетания 300 бар должен иметь осевое отверстие порядка 6 мм (толщина стенки 2 мм).
Ролик 10 сопряжен с кулачком 15, снабженным приводом вращательного движения, например, кинематически связанным с силовым валом двигателя.
Ролик, плунжер, толкатель и вкладыш выполнены из материала высокой твердости, например из закаленной подшипниковой стали ШХ15.
Действует насос следующим образом. При вращении кулачка 15 рычаг 7 с роликом 10 совершает колебательное движение с амплитудой 2 α, симметричной относительно плоскости, перпендикулярной к оси плунжера.
Головка толкателя 12, сопряженная с вкладышем 13, при повороте рычага перекатывается в условиях трения качения по сферической поверхности вкладыша; вторая головка толкателя передает усилие плунжеру, который, сжимая пружину 14 и топливо в рабочей полости, совершает рабочий ход, при этом топливо через нагнетательный клапан 2 под высоким давлением подается к форсункам.
В процессе нагнетания избыточное давление в осевом отверстии плунжера упруго разжимает юбку плунжера, которая в пределах 1 мкм приобретает бочкообразную форму, зазор в плунжерной паре уменьшается примерно до 0,5 мкм.
При обратном ходе плунжера под действием пружины 14 осуществляется наполнение рабочей полости через клапан 5.
Сопряжение плоских торцев толкателя со сферическими поверхностями вкладыша и плунжера позволяет обеспечить трение качения в эти опорах, минимизировать потери на трение, снизить требования к условиям смазки, устранить радиальные усилия и изгибающие моменты на плунжере, благодаря чему радикально уменьшить износ и увеличить ресурс плунжерной пары.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС | 1990 |
|
RU2008507C1 |
ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ | 1991 |
|
RU2011877C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1991 |
|
RU2037623C1 |
СОЕДИНЕНИЕ ПОРШНЯ С КОРОМЫСЛОМ | 1991 |
|
RU2013609C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) И УПЛОТНЕНИЕ ПОРШНЯ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ | 1997 |
|
RU2146009C1 |
Система топливоподачи | 1985 |
|
SU1355746A1 |
Поршневая машина | 1989 |
|
SU1694934A1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2011847C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2041360C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 1991 |
|
RU2044127C1 |
Использование: в гидравлических машинах, в частности в насосах высокого давления, содержащих прецизионные плунжерные пары. Сущность изобретения: сопряжение плоских торцев толкателя со сферическими поверхностями вкладыша и плунжера позволяет обеспечить трение качения в опорах и, следовательно, уменьшить износ и увеличить ресурс плунжерной пары. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Бойков Б.П | |||
и др | |||
Дизели | |||
Справочник | |||
Л.: Машиностроение, 1977, с.261, рис.9. |
Авторы
Даты
1995-08-20—Публикация
1990-04-04—Подача