Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к универсальным тракторам, применяемым в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Универсальный трактор, содержащий остов из жестко соединенных друг с другом полурамы, с местами для крепления гусеничной ходовой системы, сельскохозяйственных машин и другого рабочего оборудования, двигателя, корпусов трансмиссии, включающей муфту сцепления, коробку передач, задний мост с фрикционными механизмами поворота и тормозами, конечные передачи с закрепленными на их выходных валах ведущими колесами, установленные на остове кабину с рабочим местом тракториста и гусеничную ходовую систему из тележек с опорными катками, направляющими колесами и гусеничными цепями.
Недостатками известного трактора являются ограниченные функциональные возможности, обусловленные:
невозможностью использования трактора на подъемно-транспортных работах, особенно на дорогах с улучшенным дорожным покрытием, например, в качестве внутризаводского транспорта промышленных предприятий;
невозможностью использования трактора в качестве погрузочно-разгрузочного средства для погрузки и разгрузки различных грузов в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;
невозможностью путем относительно быстрой переналадки, причем в условиях места эксплуатации, обеспечить использование трактора на строительных и землеройных работах и работах с сельхозорудиями в сельскохозяйственном производстве с колесным пневматическим или гусеничными движителями;
невысокой производительностью машины и неудобством работы на ней в связи с отсутствием быстрого реверса (быстрого перехода с движения передним ходом на движение задним ходом с заранее выбранной необходимой технологической скоростью движения) и реверсивного рабочего места тракториста.
Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационных качеств трактора.
Указанная цель достигается тем, что универсальный трактор снабжен платформой с устанавливаемым на ней набором сменных подъемно-транспортных, погрузо-разгрузочных и землеройных орудий, гусеничная ходовая система выполнена съемной с возможностью замены ее колесным движителем в виде ведущих пневматических колес, устанавливаемых на выходных валах конечных передач, и переднего балансирного колесного моста с самоустанавливающимися пневматическими колесами, причем балансирный колесный мост и платформа выполнены с возможностью прикрепления их к остову трактора с использованием мест крепления на основе гусеничной ходовой системы и сельскохозяйственных орудий.
Кроме того указанный балансирный колесный мост выполнен с механизмом блокировки его балансирности относительно остова, а упомянутый механизм блокировки выполнен в виде гидроцилиндров, установленных на остове трактора и связанных с корпусом балансирного колесного моста.
Кроме того трактор выполнен с бульдозерным отвалом для использования последнего по прямому назначению и в качестве дополнительной опоры трактора при проведении землеройных работ.
Причем бульдозерный отвал выполнен разрезным из левой и правой частей связанных между собой посредством управляемого механического или гидравлического устройства для их разведения при использовании их в качестве аутригеров, а с остовом и платформой посредством шаровых шарниров. При этом балансирный колесный мост выполнен с возможностью установки на его корпусе балластных грузов, а рабочее место тракториста выполнено реверсивным, а трансмиссия с редуктором быстрого реверса.
На фиг. 1 изображен предлагаемый универсальный трактор с платформой, с установленными на ней подъемно-транспортным и погрузо-разгрузочным оборудованием, вид сбоку; на фиг.2 универсальный трактор с платформой, с установленным на ней землеройным оборудованием, вид сбоку; на фиг.3 вид по стрелке А (спереди) на фиг.1; на фиг.4 вид по стрелке Б (сзади) на фиг.1.
Трактор содержит остов, состоящий из жестко соединенных друг с другом полурамы 1, двигателя 2, корпусов муфты сцепления 3, коробки передач 4 заднего моста 5 с фрикционными механизмами поворота и тормозами и конечных передач 6. Полурама 1 оснащена местами для крепления гусеничной ходовой системы, выполненных в виде кронштейнов 7 и местами крепления сельскохозяйственных машин и другого рабочего оборудования, выполненных в виде крепежных отверстий 8 для болтов. Корпус заднего моста 5 также оснащен местом для крепления гусеничной ходовой системы 9, выполненным в виде бугельного соединения. На выходных валах 10 конечных передач 6 установлены ведущие пневматические колеса 11 (установлены вместо ведущих колес гусеничной ходовой системы). На кронштейне 12, оснащенном осью 13 и прикрепленном к полураме 1 посредством болтов и гаек с использованием отверстий 8, прикреплен с возможностью поворота вокруг горизонтальной продольной оси 13 балансирный колесный мост 14 с самоустанавливающимися (флюгерными как у коляски для инвалидов) пневматическими колесами 15. Колеса 15 закреплены на кронштейнах 16 с возможностью свободного поворота вокруг вертикальной оси 0-0 на 360о относительно моста 14. С использованием мест крепления гусеничной ходовой системы кронштейна 7 и бугельного соединения 9 и остову трактора прикреплена платформа 17. На платформе 17 посредством поворотного устройства 18 установлен управляемый шарнирно рычажный подъемный механизм 19, приводящийся в действие с помощью гидроцилиндров 20. На концах рычагов 21 и 22 (в зависимости от необходимости использования трактора на подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных или землеройных работах) крепится набор сменных орудий, например, мачта 23 с грузовым крюком 24 или ковш 25. На вышеупомянутых концах рычагов 21 и 22 рычажного подъемного механизма 19 могут быть также закреплены другие сменные орудия, такие как экскаваторные ковши прямой и обратной лопаты, грейфер, вилочный захват для бревен и строительных материалов, вилочный подъемник, челюстной захват и др. (на фиг. не показаны).
На полураме 1 остова трактора посредством кронштейнов 26 установлены гидроцилиндры 27, связанные с корпусом балансирного колесного моста 14 и образующие механизм блокировки балансирности вышеупомянутого моста 14, который необходим для предотвращения перекоса остова и даже опрокидывания трактора (вследствие упомянутого перекоса) при перемещении поднимаемого груза из положения, совпадающего с продольной осью машины (фиг.1) в положение перпендикулярное вышеупомянутой продольной оси (фиг.3).
При запирании обеих полостей гидроцилиндров 27 ликвидируется возможность поворота балансирного моста 14 вокруг оси 13. Посредством шарового шарнира 28 на платформе 17 закреплен бульдозерный отвал 29, выполненный разрезным, причем его части 30 и 31 соединены друг с другом посредством управляемого механического устройства 32, выполненного в виде винтовой стяжки и обеспечивающего возможность перемещения частей 30 и 31, бульдозерного отвала 29 друг относительно друга в плоскости перпендикулярной продольной оси трактора. Устройство для перемещения частей 30 и 31 бульдозерного отвала 29 может быть выполнено гидравлическим (в виде гидроцилиндра). Подъем, спускание и удержание бульдозерного отвала в поднятом или опущенном положении осуществляется гидроцилиндрами 33. В опущенном положении при запертом гидроцилиндре 33 бульдозерный отвал используется в качестве опорных башмаков (аутригеров), что обеспечивает устойчивость трактору при работе с экскаваторными ковшами и другими погрузочными орудиями. Для повышения продольной устойчивости трактора при перемещении груза С, подвешенного на грузовом крюке 24, либо размещенного в ковше 25 или на других видах семенных орудий, упомянутых выше, трактор снабжен балластными грузами 34, установленными на кронштейнах 35. Причем кронштейны 35 (в отличие от прототипа) где кронштейны с установленными на них грузами закреплены на полураме и, следовательно, нагружают остов трактора дополнительной нагрузкой, установлены на корпусе балансирного колесного моста 4, тем самым разгружая остов трактора, ибо вся нагрузка приходится на мост. На остове трактора, а именно на корпусах муфты сцепления 3 и заднего моста 5, посредством кронштейнов 36 и 37 установлена кабина 38 с реверсивным рабочим местом, позволяющим использовать трактор с гусеничным и колесным движителем при движении передним и задним ходом и органами управления машиной, присущими гусеничному трактору, т.е. рычагами управления фрикционными механизмами поворота. С целью повышения эффективности работы трактора путем быстрого перехода с движения передним ходом на движение задним ходом вне зависимости от передачи, включенной в коробке передач, трансмиссия машины оснащена редуктором быстрого реверса. В связи с тем, что конструкция редуктора быстрого реверса может быть любой (он может быть выполнен и планетарным или со скользящими шестернями с включением "паразитной" шестерни, а также какой-либо другой известной конструкции), на фиг. он не показан.
Все гидроцилиндры управления орудиями, используемыми на тракторе, приводятся в действие от гидросистемы, имеющейся на гусеничном тракторе.
Предлагаемый универсальный трактор работает следующим образом. После демонтажа съемной гусеничной ходовой системы и установки на валы 10 конечных передач 6 ведущих пневматических колес 11 и закрепления посредством кронштейна 12 на полураме 1 балансирного колесного моста 14 с цилиндрами 27 механизма блокировки балансирности места 14 вокруг оси 13, а также монтажа платформы 17 с поворотным устройством 18 и управляемым шарнирно-рычажным подъемным механизмом 19 с установленными на концах его рычагов 21 и 22 сменными орудиями, например, мачтой 23 с грузовым крюком 24 или ковшом 25 осуществляется реверс (поворот) рабочего места тракториста, ибо в этом случае ведущие колеса 11 становятся передними.
В качестве подъемно-транспортного средства трактор, зацепив груз грузовым крюком 24 или заполнив ковш 25 транспортируемым материалом, и подняв их посредством шарнирно-рычажного подъемного механизма 19 на необходимую и достаточную для транспортировки груза высоту, доставляет груз к месту назначения. Управление поворотом трактора в процессе движения осуществляется аналогично повороту гусеничной машины, используя имеющиеся фрикционные механизмы поворота путем отключения от силового потока, а при необходимости крутого поворота и торможения одного из ведущих колес 11. При этом при движении передним и задним ходом поворот машины осуществляется в сторону отключенного, заторможенного колеса. В процессе поворота колеса 15 балансирного моста 14 установленные с возможностью свободного поворота вокруг оси 0-0 мосты занимают положение, необходимое для осуществления поворота машины.
При использовании трактора в качестве стационарного погрузо-разгрузочного средства или в качестве землеройной машины, с установкой на концах рычагов 21 и 22 экскаваторных ковшей или погрузочного ковша 25, путем вращения винтовой стяжки 32 перемещают части 30 и 32 бульдозерного отвала 29 друг относительно друга в разные стороны, вокруг шаровых шарниров 28 как показано штрих-пунктиром на фиг.3. Затем посредством гидроцилиндров 33 бульдозерный отвал 29 опускают на грунт и стопорят в этом положении. При этом бульдозерный отвал 29 выполняет функцию опорных башмаков-аутригеров, предотвращая опрокидывание трактора в продольной и поперечной плоскостях при увеличении вылета груза или орудия и при повороте шарнирно-рычажного механизма 19 с закрепленными на нем орудиями и грузом, из положения, совпадающего с продольной осью машины (фиг.1 и 2), в положение, перпендикулярное вышеупомянутой оси, показанное на фиг.3. В это же время и с той же целью посредством гидроцилиндров 27 блокируется балансирность колесного моста 14, который при движении трактора копирует неровности дороги, тем самым повышая плавность хода машины. При использовании бульдозерного отвала 29 по его прямому назначению посредством винтовой стяжки 32 возвращают в исходное положение части 30 и 31 разрезного бульдозерного отвала 29, плотно прижимая их друг к другу. Подъем и опускание бульдозерного отвала осуществляется посредством гидроцилиндра 33. В процессе работы с бульдозерным отвалом рычажный подъемный механизм находится в сложенном нерабочем положении (фиг.1). Благодаря оснащению трансмиссии трактора редуктором быстрого реверса расширяется диапазон скоростей движения машины передним и задним ходом. В относительно короткое время, а главное, в условиях хозяйства или предприятия, эксплуатирующего трактор, последний может быть вновь оснащен гусеничным движителем и использоваться по первоначальному своему назначению, в агрегате с набором сельскохозяйственных машин, а также с бульдозерным отвалом 29, шаровый шарнир 28 которого может быть закреплен на остове машины.
Предлагаемый универсальный трактор по сравнению с прототипом обладает более широкими функциональными возможностями и более высокими эксплуатационными качествами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2026205C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2025303C1 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1990 |
|
RU2009933C1 |
Способ изменения тяговых характеристик гусеничного трактора и гусеничный трактор для его осуществления | 1988 |
|
SU1655836A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2021914C1 |
ПОСЕВНОЙ КОМБАЙН | 2010 |
|
RU2430498C1 |
Сельскохозяйственное шасси для фронтальных уборочных машин | 1991 |
|
SU1811359A3 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
Транспортное средство | 1972 |
|
SU533514A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к универсальным тракторам, применяемым в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Сущность изобретения: универсальный трактор содержит остов, состоящий из жестко соединенных друг с другом полурамы 1 с местами 7,8,9 для крепления гусеничной ходовой системы, сельскохозяйственных машин и другого рабочего оборудования, двигателя 2, корпусов муфты сцепления 3, коробки 4 заднего моста 5 с фрикционными механизмами поворота и тормозами и конечных передач 6, на выходных валах которого установлены ведущие колеса, прикрепленную к остову гусеничную ходовую систему, состоящую из тележек с опорными катками и гусеничными цепями. Новым в тракторе является то, что гусеничная ходовая система выполнена съемной с возможностью замены ее колесным движителем, выполненным в виде ведущих пневматических колес 11, устанавливаемых на выходных валах конечных передач 10 и балансирного моста 14 с самоустанавливающимися пневматическими колесами 15, прикрепленного к остову. Трактор оснащен платформой 17 с устанавливаемым на ней набором сменных подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и землеройных орудий 23,24 и 25. Балансирный колесный мост 14 и платформа 17 с набором орудий крепятся к основу с использованием мест 7,8,9 крепления гусеничной ходовой системы и сельскохозяйственных орудий. Машина оснащена используемым в качестве опорных башмаков аутригеров разрезным бульдозерным отвалом 29, части которого перемещаются относительно друг друга. 6 з. п. ф-лы, 4 ил.
Деревянный торцевой шкив | 1922 |
|
SU70A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Кишиневский тракторный завод, г.Кишинев | |||
"Картя Молдовеняско" | |||
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1995-10-10—Публикация
1992-03-19—Подача