Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к способам запуска летательного аппарата разгонными стартовыми тележками.
Известен способ запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки, включающей разгон тележки и ее торможение путем подачи топлива из баков в тормозную реактивную камеру [1]
Недостатком известного технического решения является большая масса стартовой тележки, что связано с большим рабочим запасом топлива в ней, который в данном случае слагается из запаса на разгон непосредственно летательного аппарата до взлетной скорости, запаса на работу тормозной реактивной камеры (смонтированной на тележке) и дополнительного запаса на разгон "тормозного" топлива.
Целью изобретения является снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней.
Для достижения цели в способе запуска летательного аппарата с помощью стартовой тележки с двигательной установкой на жидком топливе, включающем разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение тележки путем реверса тяги, в процессе торможения подают топливо в двигательную установку тележки из баков двигательной установки летательного аппарата.
На фиг. 1 и 2 представлены схематично летательный аппарат со стартовой тележкой и двигательной установкой.
Летательный аппарат представляет собой воздушно-космический самолет 1, установленный на стартовой тележке 2, которая движется по стационарному пути 3. Самолет снабжен маршевой двигательной установкой с топливными баками 4 (жидкий окислитель) и 5 (жидкое горючее). Стартовая тележка содержит разгонную реактивную камеру 6 с топливными баками 7 (окислитель), 8 (горючее) и питающими трубопроводами 9, 10, а также тормозную реактивную камеру 11 с соответствующими баками 12, 13 и питающими трубопроводами 14, 15. Последние соединены с баками маршевой двигательной установки посредством трубопроводов 16 и 17 с разъемами 18, 19 и нормально закрытыми разделительными клапанами 20, 21.
Разгон аппарата осуществляют подачей в камеру 6 жидкого топлива из баков 7 и 8, и в случае штатной ситуации при достижении взлетной скорости осуществляют отделение самолета 1 (в том числе по разъемам 18, 19) от тележки с включением в работу маршевой двигательной установки, то есть с подачей топлива из баков 4, 5 в маршевую реактивную камеру 6, и включают подачу топлива в камеру 11 из баков 12, 13, в результате чего стартовая тележка тормозится.
В случае аварийной ситуации, когда по каким-то причинам взлет самолета представляется невозможным, также прекращают подачу топлива в разгонную камеру 6 и подают топливо в тормозную камеру 11. Эта подача может производиться вначале из баков 12 и 13, а после их опорожнения из баков 4 и 5, для чего открывают клапаны 20 и 21, либо подают топливо только из баков 4 и 5, либо одновременно из всех указанных баков.
Расчеты, выполненные для воздушно-космического самолета с взлетной массой 500 т (включая бортовой запас топлива 400 т), разгоняемого до околозвуковой взлетной скорости при среднепутевой перегрузке 3, дали следующие результаты: для предложенного способа начальная масса стартовой тележки 208 т, суммарный запас топлива в тележке 103 т, в том числе 88 т на разгон самолета до взлетной скорости и 15 т на торможение тележки; для известного способа начальная масса тележки 307 т, суммарный запас топлива 187 т. Из сравнения приведенных параметров очевиден технический результат от предложенного изобретения. Этот результат состоит не только в снижении массы стартовой тележки и запаса топлива в ней, но также в снижении металлоемкости неподвижной путевой структуры и требуемой тяги для разгонной и тормозной камер.
Приведенные выше схемы, иллюстрирующие предложенный способ, не являются исчерпывающими: в частности, разгонная и тормозная камеры могут питаться из общих баков; возможен также разгон стартовой тележки электромагнитным способом, как и торможение ее в штатной и аварийной ситуациях, и в этом случае предложенный ракетодинамический способ торможения может использоваться в качестве дополнительного и резервного средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2005673C1 |
МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 1992 |
|
RU2027638C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2046070C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 1993 |
|
RU2046076C1 |
Мобильная стартовая установка | 2020 |
|
RU2739477C1 |
СРЕДСТВА, СПОСОБ И СИСТЕМА ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НА ОСНОВЕ БУКСИРУЕМОГО ПЛАНЕРА (ИХ ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2175933C2 |
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС "МАРС" | 2001 |
|
RU2215673C2 |
СПОСОБ УКОРОЧЕННОГО ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2688649C2 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ТЯЖЕЛЫХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ САМОЛЕТОВ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ, СУПЕРТЯЖЕЛЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ДЛЯ НЕЕ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАПУСКА | 2008 |
|
RU2397922C2 |
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2331551C2 |
Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к способам запуска летательного аппарата (ЛА) с помощью стартовой тележки с двигательной установкой. Цель изобретения снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней. Для этого подают топливо из баков маршевой двигательной установки ЛА в тормозную реактивную камеру, смонтированную на тележке. 2 ил.
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение тележки путем реверса тяги, отличающийся тем, что в процессе торможения подают топливо в двигательную установку тележки из баков двигательной установки летательного аппарата.
0 |
|
SU221155A1 | |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1991-10-22—Подача