СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК B64F1/02 

Описание патента на изобретение RU2005673C1

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к летательным аппаратам (Л. А. ), снабженным стартовыми тележками.

Известен способ запуска Л. А. со стартовой тележкой, основанный на создании газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата.

Недостатком известного технического решения является большая масса стартовой тележки, что в случае аварийного торможения связано с большим рабочим запасом топлива в ней, который в данном случае слагается из запаса на разгон непосредственно летательного аппарата до взлетной скорости, запаса на работу тормозной реактивной камеры и дополнительного запаса на разгон "тормозного" топлива.

Цель изобретения - снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения за счет уменьшения рабочего запаса топлива в ней.

Это достигается тем, что в способе запуска Л. А. с двигательной установкой, осуществляемом с помощью стартовой тележки, включающем разгон тележки до взлетной скорости Л. А, запуск двигателей, торможение тележки, последнюю операцию осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя Л. А. в сторону движения тележки.

В устройстве для запуска ЛА с двигательной установкой, включающем стартовую тележку на кормовой части последней перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопел двигателей.

На чертеже схематично представлен общий вид Л. А. со стартовой тележкой.

П р и м е р. Л. А. представляет собой воздушно-космический самолет 1, снабженный маршевой двигательной установкой с реактивной тяговой камерой 2, топливными баками 3 (жидкий окислитель), 4 (жидкое горючее) и питающими трубопроводами 5, 6. Самолет установлен на стартовой тележке 7, движущейся по стационарному пути 8. Разгон самолета с тележкой обеспечивается в направлении стрелки "а" за счет тяговых средств (реактивных, электромагнитных и т. п. ), предусмотренных в тележке, и/или тяги маршевой двигательной установки. На тележке, в районе кормы самолета, где установлена реактивная камера 2, смонтирован шарнирно газовый дефлектор 9 (показан в двух положениях, нерабочему соответствует штриховое изображение) с приводным силовым цилиндром 10.

При необходимости аварийного торможения Л. А. , возникшего, например, вследствие отказа средств отделения Л. А. от стартовой тележки в конце разгонного участка при неработавшем до этого маршевом двигателе подают в камеру 2 жидкое топливо из баков 3, 4 и одновременно вводят в образующуюся реактивную газовую струю дефлектор 9 (что достигается выдвижением штока силового цилиндра 8). В том случае, если маршевый двигатель был включен заранее, достаточно ввести дефлектор в истекающую реактивную струю. В результате описанных операций создают газодинамический импульс тяги, действующий в направлении, обратном разгону аппарата, что вызывает его торможение.

Технический результат от предложенного способа определяется тем обстоятельством, что согласно выполненным оценкам масса конструкции реактивной стартовой тележки не превышает 25% от взлетной массы воздушно-космического самолета, рассчитанного на полезный груз порядка 25 т. В таком самолете бортовой запас топлива в несколько раз превышает "разгонный" запас топлива в тележке и более чем на порядок величины превышает запас топлива на торможение собственно тележки.

Очевидно, что аварийное торможение по предложенному способу может осуществляться совместно с задействованием средств автономного торможения тележки.

Наиболее подходящим объектом применения изобретения являются многоразовые авиакосмические системы с горизонтальным стартом, включающие воздушно-космические аппараты (самолеты) в сочетании с разгонными тележками.

(56) Программа ВКС "ХОТОЛ", ТИ ЦАГИ, 1989, N 8, с. 19-33.

Похожие патенты RU2005673C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ 1991
  • Григорович А.М.
  • Иванов Г.С.
  • Иноземцев Н.Н.
  • Макаров В.А.
  • Прищепа В.И.
RU2046070C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1991
  • Макаров В.А.
  • Прищепа В.И.
RU2046071C1
МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1992
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2027638C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2046076C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Перницкий Сергей Сергеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092399C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Макаров Валентин Алексеевич
RU2034752C1
Мобильная стартовая установка 2020
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Зинченко Владислав Игоревич
  • Костин Андрей Николаевич
  • Орлов Сергей Владиславович
RU2739477C1
СПОСОБ ВЫСОТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕРАСШИРЕННОГО РЕАКТИВНОГО СОПЛА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Прищепа В.И.
RU2164618C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Назаров Валентин Васильевич
  • Назаров Дмитрий Валентинович
  • Семенов Сергей Михайлович
  • Лозовик Евгений Алексеевич
RU2317220C1
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Середа Владислав Александрович
RU2711760C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 005 673 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к ЛА, снабженным стартовой тележкой. Целью изобретения является снижение массы стартовой тележки в случае аварийного торможения. Сущность изобретения: создание газодинамического импульса тяги в направлении, обратном разгону аппарата, что достигается взаимодействием реактивной струи маршевого двигателя летательного аппарата с дефлектором потока, размещенным на стартовой тележке. 2 с. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 005 673 C1

1. Способ запуска летательного аппарата с двигательной установкой, осуществляемый с помощью стартовой тележки, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, запуск двигателей, торможение тележки, отличающийся тем, что операцию торможения тележки осуществляют поворотом выхлопной струи двигателя летательного аппарата в сторону движения тележки. 2. Устройство для запуска летательного аппарата с двигательной установкой, включающее стартовую тележку, отличающееся тем, что в кормовой части тележки перед выхлопными соплами двигателей размещены дефлекторы, отклоняющие струи газа в сторону, противоположную их истечению из сопл двигателей.

RU 2 005 673 C1

Авторы

Григорович Александр Михайлович

Иванов Геннадий Сергеевич

Иноземцев Никита Николаевич

Макаров Валентин Алексеевич

Прищепа Владимир Иосифович

Даты

1994-01-15Публикация

1992-07-30Подача