СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ Российский патент 1995 года по МПК B64F1/02 

Описание патента на изобретение RU2046070C1

Изобретение относится к авиакосмическим транспоpтным системам, в которых летательные аппараты запускаются со стартовой тележки, приводимой в движение установленным на тележке линейным электродвигателем.

Известен способ торможения стартовой тележки, имеющей электромагнитную связь со стационарно установленным на горизонтальном стартовом комплексе разгонным движителем, основанный на том, что при достижении взлетной скорости и отделении аппарата от тележки последнюю тормозят сжатием рабочей среды движителя [1]
Недостаток этого способа в том, что для его реализации требуется устройство сложной конструкции, с большой материалоемкостью.

Известен способ запуска ЛА с помощью стартовой тележки с электромагнитным приводом, включающий торможение тележки путем реверсирования фаз статора линейного электродвигателя (что изменяет направление бегущего электромагнитного поля в стартовой системе на противоположное) [2]
Недостатком этого способа являются высокие динамические нагрузки на электромеханическую часть тележки, вызываемые броском тока в линейном электродвигателе при реверсировании фаз статора.

Целью изобретения является снижение указанной нагрузки за счет исключения бросков тока при реверсировании фаз статора.

Цель достигается тем, что в способе запуска ЛА с помощью стартовой тележки с электромагнитным приводом, включающем разгон тележки до взлетной скорости ЛА, торможение тележки путем реверса тяги, перед последней операцией отключают электропитание привода, изменяют направление электромагнитного поля на противоположное, для чего переключают фазы питания системы генерирования поля и одновременно сообщают тележке тормозной реактивный импульс, после чего вновь включают электропитание привода.

На чертеже приведена схема авиакосмической стартовой системы с установленным на ней космическим аппаратом. На разгонно-тормозной полосе 1 (неподвижной путевой структуре) установлена стартовая тележка 2, на которой смонтирован с возможностью отделения летательный аппарат (воздушно-космический самолет) 3. Разгоняется тележка посредством линейного электродвигателя, включающего статор 4, который уложен вдоль полосы 1, и сверхпроводящие магниты 5, которые размещены на тележке. Для торможения тележки после взлета аппарата 3 на ней установлен реактивный двигатель 6, ориентированный сверхзвуковым соплом по направлению разгона тележки.

Способ осуществляется следующим образом. Посредством линейного электродвигателя стартовую тележку 2 с самолетом 3 разгоняют до необходимой скорости (порядка 0,8 м), после чего самолет от нее отделяется и совершает взлет (на тяге собственных бортовых двигателей). Одновременно начинается торможение стартовой тележки, для чего отключают напряжение от статора 4 и посредством тормозного реактивного двигателя 6 подают на тележку 2 обратный тяговый импульс, реверсируют фазы статора, после чего подают на него напряжение. В результате этого создается обратно бегущее магнитное поле, тормозящее тележку до полного ее останова.

Реверсирование фаз статора при отключенном напряжении на нем исключает броски тока и связанные с ними динамические нагрузки на электромеханическую часть тележки. Однако этому положительному эффекту сопутствует нежелательное увеличение тормозного пути из-за пробега тележки за те несколько секунд, которые уходят на реверсирование фаз при отключенном напряжении: при указанном выше типичном значении взлетной скорости 0,8 м инерционный пробег тележки исчисляется сотнями метров. Чтобы исключить это нежелательное явление, в предлагаемом способе предусмотрена подача реактивного тормозного импульса в процессе реверсирования фаз статора. Для указанной цели наиболее эффективно использование твердотопливного двигателя, который характеризуется конструктивной и эксплуатационной простотой, дешевизной, малой массой и быстродействием: от команды на включение до выхода на режим проходит всего 0,1 с. Очевидно, что тормозной двигатель можно включить с соответствующим опережением относительно отключения напряжения от статора, как и продлить работу тормозного двигателя на весь период торможения тележки с тем, чтобы дополнить магнитную тормозящую силу реактивной.

Похожие патенты RU2046070C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Григорович Александр Михайлович
  • Иванов Геннадий Сергеевич
  • Иноземцев Никита Николаевич
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2005673C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1991
  • Макаров В.А.
  • Прищепа В.И.
RU2046071C1
МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1992
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2027638C1
РАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА КОРАБЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ 2019
  • Белоненко Валентин Фёдорович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Пепеляев Владимир Викторович
  • Самойлов Игорь Викторович
RU2712407C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2046076C1
Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете 2018
  • Ноздричев Александр Васильевич
RU2668768C1
Мобильная стартовая установка 2020
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Зинченко Владислав Игоревич
  • Костин Андрей Николаевич
  • Орлов Сергей Владиславович
RU2739477C1
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПУСКА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Нилов Виктор Александрович
  • Лапо Михаил Евгеньевич
  • Сотников Александр Евгеньевич
RU2617096C1
СПОСОБ УКОРОЧЕННОГО ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Кириллов Александр Андреевич
  • Охочинский Михаил Никитич
RU2688649C2
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 046 070 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ

Изобретение относится к авиации, а именно к способам запуска летательных аппаратов с помощью стартовой тележки с электромагнитным приводом. Целью изобретения является снижение нагрузки на привод тележки за счет исключения бросков тока при реверсировании фаз статора. Для этого при торможении тележки включают реверсирование фаз статора линейного электродвигателя при отключенном напряжении на статоре, причем в процессе реверсирования подают на тележку тормозной реактивный тяговый импульс. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 046 070 C1

СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ЭЛЕКТРО-МАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ, включающий разгон тележки до взлетной скорости летательного аппарата, торможение тележки путем реверса тяги, отличающийся тем, что перед торможением тележки отключают электропитание привода, изменяют направление электромагнитного поля на противоположное, для чего переключают фазы питания системы генерирования поля и одновременно сообщают тележке тормозной реактивный импульс, после чего вновь включают электропитание привода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2046070C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИЕМА, ЗАПРОСА ПЛАНИРОВАНИЯ И ДИНАМИЧЕСКОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИЕМА 2009
  • Хооли Кари Юхани
  • Лунттила Тимо Эркки
  • Тиирола Эса Тапани
RU2479138C2
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 046 070 C1

Авторы

Григорович А.М.

Иванов Г.С.

Иноземцев Н.Н.

Макаров В.А.

Прищепа В.И.

Даты

1995-10-20Публикация

1991-11-12Подача