Изобретение относится к космической технике.
Наиболее близкой к изобретению является спускаемая капсула, содержащая отделяемые тормозной двигатель и двигатели раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют, сбрасываемую теплозащиту, спускаемую часть, включающую отсек полезного груза, приборный отсек с приборами системы управления и парашютный контейнер с посадочным парашютом.
Недостатком такой капсулы является низкая оперативность доставки информации на Землю за счет разброса ее точки приземления.
Технической задачей изобретения является повышение оперативности доставки информации на Землю за счет повышения точности приземления спускаемой капсулы.
Техническая задача изобретения решается за счет того, что спускаемая капсула, содержащая отделяемые тормозной двигатель и двигатели раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют, сбрасываемую теплозащиту, спускаемую часть, включающую отсек полезного груза, приборный отсек с приборами системы управления и парашютный контейнер с посадочным парашютом, снабжена топливно-двигательным отсеком с закрепленными на нем раскрываемыми аэродинамическим крылом и управляющими поверхностями, электрически связанным с приборным отсеком и установленным в спускаемой части с возможностью отделения от нее, а также приборами наведения, размещенными в приборном отсеке. При этом топливно-двигательный отсек выполнен в виде топливного бака с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и снабжен выдвигаемым воздухозаборником.
На фиг. 1 изображена спускаемая капсула в транспортном положении; на фиг. 2 и 3 спускаемая капсула на траектории спуска; на фиг. 4 спускаемая капсула перед приземлением на Землю.
Спускаемая капсула содержит тормозной двигатель 1 с установленными на нем двигателями 2 раскрутки и гашения (две пары), систему 3 отделения тормозного двигателя, установленную на крышке 4 парашютного контейнера 5, сбрасываемую теплозащиту 6, систему 7 отделения крышки парашютного контейнера 5 и теплозащиты 6, стабилизирующий парашют 8, приборный отсек 9 с приборами системы управления и приборами наведения на точку приземления, отсек 10 полезного груза с люком 11 загрузки, топливно-двигательный отсек 12, крепящийся системой 13 отделения к парашютному контейнеру 14, раскрываемое аэродинамическое крыло 15 с приводом 16 раскрытия, выдвижной воздухозаборник 17 с приводом 18 выдвижения, установленный на топливно-двигательном отсеке, управляющие аэродинамические поверхности (лопасти) 19 стабилизатора с приводами 20 их раскрытия и приводами 21 управления, систему 22 отделения парашютного контейнера 5, крепящую его к спускаемой части капсулы, антенны 23 наведения спускаемой части капсулы на радиомаяк точки посадки, посадочный парашют 24 полезного груза, установленный в парашютном контейнере 14, и фиксаторы 25 раскрываемого крыла.
Капсула работает следующим образом.
После отделения капсулы от космического аппарата включается пара ракетных двигателей 2 раскрутки, закручивающих капсулу вокруг ее продольной оси с целью ее стабилизации за счет гироскопического эффекта. Затем включатся тормозной двигатель 1, переводящий капсулу на траекторию баллистического спуска, а затем включается пара ракетных двигателей 2, гасящих вращение капсулы. После этого системой 3 отделения отделяется тормозной двигатель 1 с двигателями 2 раскрутки и гашения. После прохождения плотных слоев атмосферы системой 7 отделения отделяются теплозащита 6 и крышка 4 парашютного контейнера 5. В результате вводится в действие стабилизирующий парашют 8, а теплозащита 6 под действием инерционных сил сбрасывается.
Далее посредством привода 16 раскрывается аэродинамическое крыло 15, занимая свое рабочее положение, и фиксируется фиксаторами 25. Посредством привода 18 выдвигается воздухозаборник 17, посредством приводов 20 раскрываются лопасти 19 стабилизатора. Спускаемая часть капсулы готова к полету в атмосфере как крылатая ракета. Затем запускается двигатель в топливно-двигательном отсеке 12 и посредством системы 22 отделения отделяется парашют 8. Так как на этом этапе полет спускаемой части капсулы происходит при относительно больших скоростных напорах воздуха, то в качестве маршевого двигателя используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель, как наиболее легкий из воздушно-реактивных двигателей.
Спускаемая часть капсулы совершает полет к точке доставки полезного груза, ориентируясь на сигналы ее радиомаяка, принимаемые на антенны 23. Управление полетом капсулы осуществляется разворотом лопастей 19 стабилизатора посредством приводов 21. По достижении точки доставки полезного груза выключается двигатель топливно-двигательного отсека 12, система 13 отделения отделяет отсек 10 полезного груза с приборным отсеком 9, который приземляется на парашюте 24, а аэродинамические поверхности 19 посредством приводов 21 разворачиваются на 90о, образуя аэродинамический щиток торможения. Этим достигается удаление точки падения топливно-двигательного отсека с остатками горючего от места приземления полезного груза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Баллистическая возвращаемая капсула | 1990 |
|
SU1749125A1 |
СПУСКАЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1993 |
|
RU2092406C1 |
Баллистическая возвращаемая капсула | 1990 |
|
SU1818283A1 |
Баллистическая возвращаемая капсула | 1990 |
|
SU1818285A1 |
Многокупольная крыльевая система | 2020 |
|
RU2770501C2 |
Подвесной отстыковывающийся авиаконтейнер с управляемой парашютной системой | 2021 |
|
RU2758620C1 |
Система Костенюка быстрой доставки людей и грузов с поля или на поле боя | 2023 |
|
RU2809726C1 |
СПОСОБ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ СПУСКАЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2073625C1 |
Баллистическая возвращаемая капсула | 1990 |
|
SU1821438A1 |
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ И СПУСКАЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 2011 |
|
RU2495802C2 |
Использование: в космической технике. Сущность изобретения: спускаемая капсула содержит отделяемые тормозной двигатель 1 и двигатели 2 раскрутки и гашения, отделяемый стабилизирующий парашют 8, сбрасываемую теплозащиту 6. Кроме того, она содержит спускаемую часть, включающую отсек 10 полезного груза, приборный отсек 9 с приборами системы управления и наведения на точку приземления, топливно-двигательный отсек 12 и парашютный контейнер с посадочным парашютом 24. На топливно-двигательном отсеке 12 закреплены раскрываемые аэродинамическое крыло 15 и управляющие поверхности 19. Топливно-двигательный отсек 12 может быть выполнен в виде топливного бака с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и снабжен выдвигаемым воздухозаборником. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Патент США N 3606212, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1992-04-15—Подача