УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 1995 года по МПК G01P5/16 

Описание патента на изобретение RU2046344C1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения воздушной скорости сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), летный диапазон скоростей которых находится в пределах 10-40 м/с.

Известно устройство для измерения воздушной скорости СЛА, представляющее собой приемник воздушного давления, на переднем торце которого имеется приемник полного давления в виде трубки. Трубка вставлена в цилиндрический чехол с полусферической головкой, образующей камеру, в которой выполнены отверстия для приема статического давления [1]
Недостатком данного устройства является низкая точность измерения малых воздушных скоростей, поскольку выходным сигналом устройства является разность между полным и статическим давлением и эта разность мала, поэтому на малых скоростях она может быть определена с большой погрешностью.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство для измерения скорости воздушного потока, представляющее собой приемник полного и статического давления, выполненный в виде корпуса с конфузорным входом, в проточной части которого размещена трубка с отверстиями для отбора полного и статического давления. При этом отверстие для отбора полного давления выполнено на переднем торце трубки, а для отбора статического давления на боковой поверхности трубки [2]
Однако это устройство имеет малую точность измерения воздушной скорости на больших углах атаки, обусловленную тем, что приемник полного давления расположен внутри проточного канала корпуса и при достижении летательным аппаратом углов атаки 12-16о происходит срыв потока с передних кромок конфузора, при этом полное давление в проточном канале будет падать. Кроме того, устройство имеет сложную конфигурацию и, как следствие, сложную технологию изготовления.

Цель изобретения повышение точности измерения на больших углах атаки, а также упрощение конструкции устройства.

Цель достигается за счет того, что в устройстве для измерения воздушной скорости СЛА, содержащем корпус с проточным каналом и закрепленную внутри корпуса трубку приема воздушного давления, проточный канал корпуса выполнен состоящим из конфузорной, цилиндрической и диффузорной частей. При этом трубка приема воздушного давления закреплена в диффузорной части проточного канала таким образом, что приемник статического давления расположен напротив цилиндрической части канала, а приемник полного давления вынесен за торец корпуса на расстояние не менее одного диаметра трубки.

Благодаря данному расположению корпуса и трубки приема воздушного давления исключается влияние срыва воздушного потока на результаты измерения скорости на больших углах атаки. Тем самым повышается точность измерения воздушной скорости полета СЛА и, как следствие, повышается безопасность полетов. В предлагаемом устройстве увеличен диапазон измеряемых скоростей и повышена чувствительность устройства на малых скоростях за счет снижения статического давления, приводящего к увеличению выходного сигнала устройства. Кроме того, предлагаемое устройство допускает использование в нем стандартных приемников воздушного давления и в комплексе с ним указателей скорости, рассчитанных на больший диапазон измеряемой скорости, что удешевляет комплекс в целом, поскольку не требуется разработка специального указателя и приемника воздушного давления. При этом заявляемое устройство имеет более простую технологию изготовления.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство для измерения воздушной скорости СЛА; на фиг.2 приведена зависимость разности Δ Р полного и статического давления от угла атаки α при постоянном значении скорости (v=const) для предлагаемого устройства.

Устройство для измерения воздушной скорости СЛА, изображенное на фиг.1, состоит из корпуса 1 с проточным каналом, включающим в себя конфузорную 2, цилиндрическую 3 и диффузорную 4 части. В диффузорной части 4 канала посредством винтов закреплена трубка 5 приема воздушного давления. Трубка 5 вынесена за торец корпуса 1 на расстояние, равное, например, диаметру трубки 5 30 мм. В трубке 5 выполнены отверстия для приема полного и статического давления. При этом отверстие 6 для отбора полного давления выполнено на переднем торце трубки 5, а отверстия 7 для отбора статического давления на боковой поверхности трубки 5. Причем трубка 5 закреплена таким образом, что отверстия 7 для отбора статического давления расположены напротив цилиндрической части 3 проточного канала.

Устройство работает следующим образом.

При обдуве воздушным потоком приемник полного давления 6 воспринимает неискаженное полное давление Рп:
Pп= Pс+ ρ где Рс статическое давление на высоте полета;
ρ плотность воздуха;
v воздушная скорость.

При этом приемник 7 статического давления принимает статическое давление в цилиндрической части 3 проточного канала:
Pц.ч Pс- ρ (n2-1), где n , где Sвых площадь выходного сечения корпуса;
Sц.х площадь сечения цилиндрической части корпуса.

На указатели (датчики) скорости подается сигнал разности Δ Р полного Рп и статического в данном случае Рц.ч давления
ΔP (v) Pп-Pц.ч= ρ n2, который пропорционален отношению площадей выходного сечения корпуса и сечения цилиндрической части корпуса.

Опытные испытания предлагаемого устройства показали, что при изменении угла атаки измеряемая величина перепада давления практически не изменяется при постоянном значении скорости (см. фиг.2).

Похожие патенты RU2046344C1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1993
  • Оводовский Ю.С.
  • Лапаев В.П.
RU2092804C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2000
  • Балахонцев Я.И.
  • Гарин А.М.
RU2199100C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ПРОЧНОСТЬ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Сабельников В.И.
  • Метёлкин Н.Г.
  • Скляров А.А.
RU2199101C2
ВОЗДУШНАЯ ТУРБИНА ПРИВОДА ЛЕБЕДКИ ДЛЯ РОСПУСКА И ПОДБОРА АНТЕННЫ 2004
  • Агачев Рустэм Саидович
  • Бабаков Сергей Владимирович
  • Мингазов Билал Гавлетдинович
  • Морозов Сергей Александрович
  • Лачугин Владислав Александрович
RU2276272C2
ПРИЕМНИК ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Вождаев Е.С.(Ru)
  • Головкин М.А.(Ru)
  • Головкин В.А.(Ru)
  • Ефремов А.А.(Ru)
  • Панкратов А.К.(Ru)
  • Хейнц-Герхард Келлер
RU2152042C1
Способ трехосного измерения воздушной скорости 2020
  • Попов Александр Иванович
  • Касимов Асим Мустафаевич
RU2765800C1
ФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ПРИЕМНИК ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОЙКОЙ 1997
  • Вождаев Е.С.(Ru)
  • Хейнц-Герхард Келлер
  • Головкин В.А.(Ru)
  • Головкин М.А.(Ru)
  • Никольский А.А.(Ru)
  • Ефремов А.А.(Ru)
  • Гуськов В.И.(Ru)
RU2157980C2
ВИХРЕВОЙ ДАТЧИК АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА И ИСТИННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ 2014
  • Солдаткин Владимир Михайлович
  • Солдаткина Елена Сергеевна
RU2556760C1
Самолет вертикального взлета и посадки 2017
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2672539C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2010
  • Конюхов Геннадий Александрович
  • Скворцов Борис Владимирович
  • Голикова Маргарита Игоревна
  • Солнцева Александра Валерьевна
RU2455623C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 046 344 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Использование: в измерительной технике для измерения скорости сверхлегких летательных аппаратов (СЛА), летный диапазон скоростей которых находится в пределах 10 40 м/с. Сущность изобретения: устройство содержит корпус с проточным каналом и закрепленную внутри корпуса трубку приема воздушного давления, проточный канал корпуса выполнен состоящим из конфузорной, цилиндрической и диффузорной частей. Трубка приема воздушного давления закреплена в диффузорной части проточного канала таким образом, что приемник статического давления расположен напротив цилиндрической части канала, приемник полного давления трубки вынесен за торец корпуса на расстояние не менее одного диаметра трубки. Расположение корпуса и трубки приема воздушного давления исключает влияние срыва воздушного потока на результаты измерения скорости на больших углах атаки, тем самым повышается точность измерения скорости полета. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 046 344 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащее корпус с проточным каналом и закрепленную внутри корпуса трубку приема воздушного давления, отличающееся тем, что проточный канал корпуса выполнен из конфузорной, цилиндрической и диффузорной частей, при этом трубка приема воздушного давления закреплена в диффузорной части канала, приемник статического давления трубки размещен в цилиндрической части канала, а приемник полного давления трубки вынесен за торец корпуса со стороны конфузорной части канала на растояние не менее одного диаметра трубки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2046344C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
0
SU329476A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 046 344 C1

Авторы

Гилишев В.А.

Колмаков А.Я.

Кочеловский Ю.А.

Даты

1995-10-20Публикация

1992-11-26Подача