Изобретение относится к электротехнике, в частности предназначено для заряда стартерной кислотной аккумуляторной батареи (АБ) на автономном рефрижераторном вагоне (АРВ).
Известно устройство заряда батареи от полупроводникового выпрямителя, состоящее из трансформатора и диодного моста.
Недостатком данного устройства является то, что при неуправляемом выпрямителе, выполненном по однофазной мостовой схеме, ток заряда несглаженный, пульсирующий, амплитудное значение которого в 1,5-2 раза превышает его среднее значение.
Непрерывный заряд батареи повышенным током приводит к перезаряду батареи, повышению температуры электролита, осыпанию активной массы, т.е. отсутствие контроля за процессом заряда создает условия, способствующие значительному сокращению срока службы АБ.
Известен способ заряда батареи, реализованный в устройстве для отключения или переключения аккумулятора, в основе которого положено сравнение величин двух токов: тока, идущего на газовыделение, и тока в цепи заряда. Эти токи в соответствующих датчиках преобразуются в пропорциональные по величине напряжения, поступающие на сравнивающее устройство, которое при заданном отношении между приложенными напряжениями подает импульс для отключения или переключения аккумулятора.
Недостатки известных способа и устройства заключаются в сложности конструкции и его реализации.
Целью изобретения являются повышение срока службы АБ, увеличение точности контроля процесса заряда при использовании в качестве кpитерия окончания заряда предельного избыточного давления газа в аккумуляторе.
Использование изобретения по сравнению с прототипом позволит ликвидировать перезаряды, значительно продлить срок службы, снизить необходимое количество батарей, сократить простои АРВ.
Цель достигается тем, что в способе контроля процесса заряда АБ, включающем измерение заданного предельного избыточного давления, равного 94.100 мм вод.ст.
Цель достигается также тем, что в устройстве контроля процесса заряда АБ, содержащем входные клеммы для подключения источника питания, выходные клеммы для подключения АБ, включенный в цепь заряда блок управления, реле, по входу связанный блоком преобразования избыточного давления в электрический сигнал, снабженным гидравлическим дросселем, установленным в элемент АБ вместо аккумуляторной пробки и соединенным трубкой с газовой полостью аккумулятора через фильтр. Гидравлический дроссель выполнен в виде пустотелого стакана, в корпусе которого размещены прокладки с отверстиями чередующиеся с кольцами, фиксируемые втулкой, причем стакан выполнен с каналом, сообщающимся с газовой полостью аккумулятора, и измерительным каналом, связанным с преобразователем. Каждая прокладка имеет одно отверстие, диаметр которого составляет 1.2 мм, т.е. равны такой величине, при которой можно ожидать наименьшую чувствительность к засорению от образования окислов. Устойчивое положение прокладок в корпусе дросселя фиксируется втулкой.
Для создания промежуточных камер, гасящих динамический напор, прокладки чередуются с кольцами. Кольца и прокладки выполнены из материала, устойчивого к воздействию агрессивной среды, например из гетинакса, а корпус и втулка дросселя из титана. "Новизна" заявляемого решения заключается в том, что именно гидравлический дроссель, выполненный в виде пустотелого стакана, в котором размещены кольца и прокладки с отверстиями, диаметр которых составляет 1.2 мм, и создает в процессе контроля согласно способу максимальное избыточное давление в пределах ΔР=94.100 мм вод.ст. и соответствующий ему отключающий токовый сигнал, равный I=3 мА, при котором прерывается заряд АБ.
На фиг. 1 изображена схема устройства контроля процесса заряда АБ; на фиг. 2 прокладка; на фиг. 3 кольцо; на фиг. 4 представлен гидравлический дроссель в сборе; на фиг. 5 приведена линейная зависимость перепада давления Р от тока I на выходе.
Устройство содержит источник 1 питания, входные клеммы 2, 3, АБ 4, выходные клеммы 5, 6, реле 7, блок 8 управления реле, преобразователь 9 избыточного давления, гидравлический дроссель 10, блок 11 питания преобразователя, фильтр 12, соединительную трубку 13.
Согласно заявляемому способу при заряде АБ 4 газы, выделяющиеся с поверхности электролита (канал 14), идут в двух направлениях: через гидравлический дроссель 10 в атмосферу через канал 15 и из канала 16 через соединительную трубку 13 и фильтр 12 к преобразователю 9. Фильтр защищает полость преобразователя от попадания капель агрессивной среды. По мере того, как количество газов начинает превышать их отток через дроссель 10, в газовой полости АБ 4 и перед преобразователем 9 повышается давление Δ Р. При достижении избыточного давления ΔР=Рmaх=94.100 мм вод.ст. возникает токовый сигнал I= 3 mА, на который настроен блок управления. При этом срабатывает реле 7, прерывающее заряд АБ.
Преобразователь 9, питающийся от блока 11 питания, имеет линейную зависимость перепада давления Δ Р от тока на выходе (фиг. 5). Если блок управления реле настроить на токовый сигнал, соответствующий максимальному перепаду давления, меньшему чем в зоне срабатывания (94.100 мм вод.ст.), то в результате сокращения времени до полного заряда батареи возможен ее недозаряд. Однако повышение максимального избыточного давления отключения более Δ Р=100 мм вод.ст. приводит к увеличению времени, идущему на перезаряд батареи.
Таким образом, уменьшение или увеличение максимального избыточного давления отключения может приводить либо к систематическим недозарядам, либо к систематическим перезарядам, что в значительной степени сокращает срок службы АБ.
Гидравлический дроссель, изображенный на фиг. 4, представляет собой пустотелый стакан 17, в корпусе которого размещены кольца 18, прокладки 19 с отверстиями, диаметр которых согласно изобретению увеличен до 1.2 мм, т.е. до такой величины, при которой можно ожидать наименьшую чувствительность к засорению от образования окислов.
Устойчивое положение прокладок и колец в корпусе дросселя фиксируется втулкой 20. Стакан 17 гидравлического дросселя выполнен с каналом 15, сообщающимся с газовой полостью аккумулятора (канал 14) и измерительным каналом 16 через соединительную трубку 13 с преобразователем 9.
Для создания промежуточных камер, гасящих динамический напор, прокладки 19 чередуются с кольцами 18. В частности для аккумуляторов АРВ емкостью до 120 А˙ч при d=1 мм Z=70 шт. при d=1,5 мм, Z=452, для d=2 мм, Z=1100 шт.
Изобретение относится к устройствам заряда аккумуляторной батареи (АБ) на автономном рефрижераторном вагоне. Сущность изобретения: в процессе заряда АБ в качестве контролируемого параметра используют максимальное избыточное давление, образующееся в результате выделения газа при заряде аккумулятора, составляющее 94.100 мм вод.ст. Способ реализуется с помощью устройства, содержащего блок преобразования избыточного давления в электрический сигнал, связанный соединительной трубкой через гидравлический дроссель с газовой полостью батареи. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
0 |
|
SU156207A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1991-04-01—Подача