ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 1995 года по МПК H02K9/04 

Описание патента на изобретение RU2046510C1

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в электроприводах с мощными электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения.

Известны электроприводы с принудительным воздушным охлаждением мощных электродвигателей, которые содержат вентилятор, электродвигатель которого подключен к электросети собственных нужд.

Недостаток этого электропривода связан с тем, что мотор-вентилятор всегда работает в режиме максимальной интенсивности обдува мощного электродвигателя, даже при использовании последнего в неинтенсивных режимах, что ведет к излишнему расходу электроэнергии.

Этот недостаток частично устранен в электроприводе, где предусмотрено переключение моторов-вентиляторов с параллельного соединения на последовательное.

Однако такое регулирование является ступенчатым и не позволяет изменять производительность моторов-вентиляторов в электроприводе соответственно мощности потерь в охлаждаемых ими двигателях.

В качестве прототипа целесообразно принять электропривод, содержащий мощный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, вентилятор для принудительного воздушного охлаждения этого электродвигателя с маломощным приводным электродвигателем постоянного тока, причем вентилятор установлен в канале обдува мощного электродвигателя, а два электрических вывода электродвигателей вентилятора подключены к электрической цепи мощного электродвигателя.

Недостаток прототипа сложность системы регулирования приводного электродвигателя вентилятора.

Цель изобретения упрощение.

Цель достигается за счет того, что электрические выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя.

Существенные отличительные признаки: выводы обмоток электродвигателя вентилятора подключены к обмотке возбуждения мощного электродвигателя.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема предложенного электропривода; на фиг. 2 показаны регулировочные характеристики мотора-вентилятора, предназначенного для охлаждения мощного электродвигателя.

Электропривод содержит тяговые двигатели 1 и 2, якорные обмотки Я1 и Я2, а также обмотки возбуждения ОВ1 и ОВ2 которых включены последовательно, как это имеет место на электровозах постоянного тока 3000 В. Для обдува двигателей 1 и 2 предусмотрен центробежный вентилятор 3 с электродвигателем 4 постоянного тока. Обмотки этого двигателя включены параллельно обмоткам возбуждения ОВ1-ОВ2 тяговых электродвигателей 1 2.

Электропривод работает следующим образом (см. также фиг. 2).

При работе тяговых двигателей 1 и 2 в их цепи протекает ток Iя. Часть этого тока ответвляется для питания двигателя 4, причем
Iя Iов + Iмв.

Напряжение на двигателе 4 равно падению напряжения на обмотках ОВ1 ОВ2, причем поскольку обычно мощность мотора-вентилятора не превышает 4% мощности двигателей 1, 2, то Iмв < Iя, так что
Uмв ≈ Iяrов, где rов сопротивление последовательно включенных обмоток ОВ1 ОВ2.

Таким образом, напряжение на двигателе 4 пропорционально току Iя двигателей 1, 2, т.е. выделяющейся в этих двигателях мощности потерь. На самом деле эта зависимость Uмв(Iя) носит нелинейный характер (фиг. 2), потому что с ростом тока Iя увеличивается нагрев обмоток и растет их активное сопротивление rов.

Скорость вращения n двигателя 4 и соответственно вентилятора 3 пропорциональна напряжению на двигателе 4, т.е. Uмв и соответственно току в цепи охлаждаемых машин 1 и 2, т.е.

n ≡ Uмв≡ Iя
Производительность вентилятора V (м3/мин) достаточно сложным образом зависит от скорости вращения вентилятора, но для обычно применяемых центробежных вентиляторов с эвольвентными лопатками можно считать, что
V n2 причем зависимости Uмв(Iя) и V(Iя) представлены в качестве примера на фиг. 2 (основные двигатели 1 и 2 типа ТЛЗК мощностью 2 х 700 кВт, двигатель вентилятора 110 В 5 кВт).

Технико-экономическая эффективность электропривода обеспечивается за счет того, что происходит автоматическое регулирование производительности вентилятора в функции нагрузки охлаждаемого двигателя, что особенно важно для мощных двигателей, работающих в условиях переменных нагрузок (тяговые, крановые, прокатные и т.п.).

Похожие патенты RU2046510C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Антипов В.А.
  • Буткевич Х.Ю.
  • Ляпустин В.Н.
  • Озембловский А.Ч.
  • Феоктистов В.П.
  • Чумоватов А.И.
RU2062714C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА 1991
  • Антюхин Валентин Михайлович[Ru]
  • Ким Сен Нам[Kp]
  • Узарс Валдис Янович[Lv]
  • Феоктистов Валерий Павлович[Ru]
  • Чуверин Юрий Юрьевич[Ru]
RU2035322C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕОСТАТНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1999
  • Амелин В.М.
  • Иньков Ю.М.
  • Озеров М.И.
  • Ротанов В.Н.
  • Чекмарев А.Е.
  • Шур Я.И.
RU2148506C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1998
  • Головченко В.А.
  • Курбасов А.С.
  • Феоктистов В.П.
RU2173269C2
РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Луков Н.М.
  • Космодамианский А.С.
RU2214929C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ ЩЕТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1996
  • Козлов Л.Г.
  • Феоктистов В.П.
  • Смазнов П.П.
  • Коновалов В.А.
  • Черняховская В.Н.
  • Реморов А.А.
RU2095895C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Космодамианский А.С.
  • Луков Н.М.
  • Попов В.М.
RU2177669C2
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Доценко А.П.
  • Лиепа М.А.
  • Пацановский В.П.
  • Сребный Ю.Л.
  • Феоктистов В.П.
  • Чаусов О.Г.
RU2006171C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
  • Евстафьев А.М.
RU2262456C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 046 510 C1

Реферат патента 1995 года ЭЛЕКТРОПРИВОД

Сущность изобретения: электропривод содержит мощный электродвигатель и вентилятор с маломощным приводным электродвигателем. Благодаря тому, что выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя, обеспечивается упрощение. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 046 510 C1

ЭЛЕКТРОПРИВОД, содержащий мощный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, вентилятор для принудительного воздушного охлаждения указанного электродвигателя с маломощным приводным электродвигателем постоянного тока, причем вентилятор установлен в канале обдува мощного электродвигателя, а электрические выводы электродвигателя вентилятора подключены к электрической цепи мощного электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения, электрические выводы электродвигателя вентилятора соединены с выводами обмотки возбуждения мощного электродвигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2046510C1

Электродвигатель 1983
  • Маслов Павел Павлович
  • Лабецкий Станислав Брониславович
SU1206899A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 046 510 C1

Авторы

Санява Дионизий[Pl]

Сорокин Сергей Викторович[Ru]

Узарс Валдис Янович[Lv]

Феоктистов Валерий Павлович[Ru]

Чуверин Юрий Юрьевич[Ru]

Даты

1995-10-20Публикация

1990-11-05Подача