Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улиц, тротуаров, путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции.
Известен способ приготовления асфальтобетонной смеси путем смешения вяжущего с минеральными компонентами [1]
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ приготовления асфальтобетонной смеси, включающий смешивание нагретого до рабочей температуры битума с минеральными компонентами и при необходимости с поверхностно-активными веществами [2]
Кроме того, наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ возведения транспортного сооружения путем подготовки земляного полотна и последовательной укладки на него основания и одно- или двухслойного покрытия из асфальтобетонной смеси, получаемой смешением нагретого до рабочей температуры битума с минеральными компонентами [3]
Также наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения автомобильной дороги, включающий расчистку и частичное или полное удаление поврежденного асфальтобетона, нанесение адгезивного слоя праймера типа жидкого битума и укладку асфальтобетонной смеси в один или два слоя [4]
К тому же наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ приготовления праймера типа жидкого битума путем нагрева битума до рабочей температуры и смешение его с разжижителем [2]
Недостатком известных решений является их высокая энергоемкость и нетехнологичность, особенно при подготовке битума в процессе его приготовления и повторного разогрева.
Задача, решаемая изобретением, заключается в повышении технологичности и снижении энергозатрат при приготовлении асфальтобетонных смесей, возведении и/или ремонте транспортных сооружений дорог, тротуаров, аэродромов, причалов, проезжей и пешеходных частей улиц, путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, а также полов производственных и складских зданий зернотоков и хранилищ сельхозпродукции и при приготовлении праймеров типа жидких битумов.
Поставленная задача решается тем, что в способе приготовления асфальтобетонной смеси, включающем смешение нагретого до рабочей температуры битума, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора, с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов.
При этом в способе приготовления асфальтобетонной смеси полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными материалами может быть охлажден до рабочей температуры. Причем в качестве нефтяного гудрона может быть использовано сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов.
Кроме того, в процессе приготовления асфальтобетонной смеси в нее вводят поверхностно-активные вещества, такие как кубовые остатки синтетических жирных кислот, катионную присадку БП-3 на основе полиэтиленполиамина и синтетических жирных кислот.
Также в способе приготовления асфальтобетонной cмеcи в нее дополнительно вводят серу или серосодержащие отходы. Причем серу вводят в битум до смешения его с минеральными компонентами.
Кроме того, в асфальтобетонную смесь дополнительно вводят резиновую крошку или отходы производства или переработки резины или резиновых изделий.
При этом в качестве минеральных компонентов в способе приготовления асфальтобетонной смеси используют щебень, песок и минеральный порошок. Причем используют известняковый щебень, дробленый шлак черной металлургии, граничный щебень. В способе используют в качестве минеральных компонентов песок и минеральный порошок. Кроме того, в способе приготовления асфальтобетонной смеси разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, а окисление осуществляют при 205-235оС. При этом технологическая теплота реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры, на смешение с минеральными компонентами. К тому же в способе приготовления асфальтобетонной смеси утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты.
Поставленная задача решается также тем, что в способе возведения транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, причалов, станций метрополитена, путепроводов, мостов, конструктивных частей и конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов типа проезжей части улицы, тротуаров, пандусов, складских площадок, полов производственный зданий, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающем подготовку земляного полотна, последовательную укладку на него конструктивных слоев основания и/или промежуточных опорно-несущих элементов и одно- или двухслойного покрытия из асфальтобетонной смеси, получаемой смешением минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора, с одновременным регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом в способе возведения транспортного сооружения полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными компонентами охлаждают до рабочей температуры.
Кроме того, конструктивные слои оcнования выполняют из монолитного бетона и/или железобетона, а основание из сборных бетонных или железобетонных плит или сборно-монолитным. При этом стыки между сборными элементами основания по крайней мере в верхней четверти их высоты заполняют асфальтобетонной смесью.
Кроме того, в способе возведения транспортного сооружения разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, и окисление осуществляют при 205-235оС.
К тому же в способе возведения транспортного сооружения технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры на смешение с минеральными компонентами, причем утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты.
Поставленная задача решается также тем, что в способе ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения типа автодорог, площадей, аэродромов, пандусов, тротуаров, конструкций для пропуска и/или размещения транспорта, людей, грузов типа проезжей части улиц, складских площадок, полов произведенных зданий, хранилищ сельхозпродукции, гаражей, включающем расчистку и по крайней мере частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия и/или нанесение адгезивного слоя праймера с последующей укладкой и уплотнением покрытия не менее чем из одного слоя асфальтобетона на ремонтируемых участках, или выполнение на ремонтируемом транспортном сооружении нового покрытия из асфальтобетонной смеси при смешении составляющих асфальтобетонной смеси минеральных компонентов с нагретым до рабочей температуры битумом, последний получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом частичное удаление изношенного или поврежденного асфальтобетонного покрытия осуществляют в виде выемок и борозд. К тому же продольную ось выемок и борозд ориентируют в плане под углом α и продольной оси проезжей части транспортного сооружения, удовлетворяющему условию 0≅ α ≅
Кроме того, в способе ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения получаемый битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными материалами охлаждают до рабочей температуры. Причем в способе ремонта и/или реконструкции транспортного сооружения разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, а окисление нефтяного гудрона осуществляют при 205-235оС.
Технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере частично утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры, на смешение с минеральными компонентами. При этом утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты.
Поставленная задача решается также тем, что в способе приготовления праймера типа жидкого битума путем нагрева вязкого битума и смешения его с разжижителем вязкий битум получают нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона и подачей воды в процессе окисления на поверхность нефтяного гудрона через верхнюю часть реактора с одновременным регулированием температуры воды и температурой в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. При этом в способе приготовления праймера полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с разжижителем охлаждают до рабочей температуры. Причем в качестве разжижителя используют соляр или дизельное топливо, а также керосин или его смесь с соляром. К тому же разогрев нефтяного гудрона до температуры начала окисления осуществляют дымовыми газами с температурой, не превышающей 500оС, а окисление нефтяного гудрона осуществляют при 205-235оС. Кроме того, в способе приготовления праймера технологическую теплоту реакции окисления нефтяного гудрона в битум по крайней мере утилизируют путем подачи непосредственно из реактора полученного битума, охлажденного до рабочей температуры на смешение с минеральными компонентами. Также в способе приготовления праймера утилизируют не менее 25% остаточной технологической теплоты. Для приготовления асфальтобетонной смеси используют в качестве минеральных компонентов известняковый и гранитный щебень, а также щебень, полученный дроблением шлаков черной металлургии по ГОСТ 3344-83, песок, соответствующий ГОСТ 8736-77, известняковый минеральный порошок по ГОСТ 16557-78. В качестве поверхностно-активных веществ используют кубовые остатки синтетических жирных кислот или БП-3 продукт на основе полиэтиленполиамина и синтетических жирных кислот С21-26.
В смесь можно вводить резиновую крошку, отходы производства и переpаботки резины и серу или серосодержащие отходы. Для получения битума используют нефтяной гудрон или сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов по ТУ 38-101582-75.
Асфальтобетонную смесь готовят следующим образом.
Сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов или нефтяной гудрон нагревают дымовыми газами с температурой 450оС. Подачу гудрона осуществляют в нижнюю часть трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона, на поверхность окисляемого гудрона подают воду через 3 патрубка в верхней части реактора, производят регулирование температуры воды и температуры в реакторе. В каждой секции реактора происходит диспергирование окисляемого гудрона. Процесс окисления экзотермический, температура окисления 220оС.
Полученный битум охлаждают до 140оС, подают на минеральные компоненты и производят окончательное перемешивание.
Приготовленную асфальтобетонную смесь используют в способах возведения и/или ремонта транспортных сооружений.
Способ возведения транспортного сооружения заключается в следующем.
Предварительно планируют, разравнивают и уплотняют грунт с образованием земляного полотна. На земляное полотно укладывают слой цементнобетонной смеси или слой черного щебня и/или бетонные или железобетонные плиты. В случае выполнения основания из сборных элементов стыки между ними заполняют в верхней четверти их высоты асфальтобетонной смесью. На полученное основание укладывают указанную асфальтобетонную смесь в один или два слоя.
Ремонт и/или реконструкцию транспортного сооружения производят следующим образом.
Ремонтируемые поверхности зачищают, на поврежденных участках сооружения производят частичное или полное удаление старого асфальтобетона в виде борозд или выемок. Целесообразно ориентировать продольную ось борозд и выемок под углом α к продольной оси проезжей части транспортного сооружения. Это угол находится в пределах 0≅ α < На подготовленную таким образом поверхность наносят адгезивный слой праймера жидкого битума, а затем укладывают асфальтобетонную смесь в один или два слоя.
Используемый в качестве адгезивного слоя праймер готовят смешением битума, полученного как описано в способе приготовления асфальтобетонной смеси с разжижителем. Только полученный битум имеет температуру 90оС. В качестве разжижителя используют соляр, дизельное топливо, керосин или смесь соляра с керосином.
Количество разжижителя подбирают в каждом конкретном случае в зависимости от вязкости битума.
Изобретение за счет использования не менее 25% технологической теплоты экзотермической реакции окисления гудрона в битум на приготовление асфальтобетонной смеси, а также использование этого же тепла в процессе укладки асфальтобетонной смеси в покрытия на возводимых и/или ремонтируемых транспортных сооружениях обеcпечивает снижение энергоемкости и повышение технологичности предлагаемых способов.
Изобретение относится к строительству, в частности к способам приготовления асфальтобетонных смесей, используемых при возведении, реконструкции или ремонте транспортных сооружений с твердым покрытием автомагистралей, аэродромов, причалов, городских и проселочных дорог, проезжей и пешеходной частей улицы, тротуаров путепроводов, мостов, тоннелей, стояночных и складских площадок, площадей, а также конструкций полов, перекрытий и покрытий производственных и складских зданий, зернотоков и хранилищ сельхозпродукции, а также к способам получения жидких битумов, используемых в качестве праймеров при ремонте транспортных сооружений. Сущность изобретения: асфальтобетонную смесь готовят следующим образом. Сначала получают битум нагреванием и окислением нефтяного гудрона путем подачи его в нижнюю часть не менее чем трехсекционного реактора через совмещенный с патрубком слива битума патрубок ввода нефтяного гудрона с одновременной подачей воды в процессе окисления на поверхность гудрона через верхнюю часть реактора, с регулированием температуры воды и температуры в реакторе и диспергированием в каждой его секции, причем подачу воды осуществляют через патрубки, число которых не менее числа диспергаторов. Затем битум, имеющий рабочую температуру, перемешивают минеральными компонентами. В качестве добавок в асфальтобетонную смесь вводят резиновую крошку, поверхностно-активные вещества, серу или серосодержащие отходы. В качестве нефтяного гудрона используют сырье для производства нефтяных вязких дорожных битумов. В качестве минеральных компонентов используют щебень, песок, минеральный порошок. Нефтяные остатки перед окислением нагревают дымовыми газами с температурой не выше 500°С, а окисляют при 205 235°С. Транспортное сооружение возводят путем подготовки земляного полотна и последовательной укладки на него конструктивных слоем основания и/или промежуточных опорно-несущих элементов и одно- или двухслойного покрытия из полученной асфальтобетонной смеси. При этом основание может быть выполнено из монолитного бетона или железобетона, или сборным из бетонных или железобетонных плит, или сборно-монолитным. Ремонтируют и/или реконструируют транспортное сооружение путем расчистки и по крайней мере частичного удаления изношенного асфальтобетона и/или нанесения адгезивного слоя праймера с последующей укладкой приготовленной асфальтобетонной смеси и уплотнением. Удалять частично изношенный асфальтобетон можно в виде выемок и борозд, причем их располагают в плане под определенным углом к продольной оси проезжей части. Праймер типа жидкого битума готовят путем получения вязкого битума нагреванием и окислением нефтяного гудрона выше с последующим разжижением его. В качестве разжижителей можно использовать дизельное топливо или соляр, или керосин, или смесь керосина с соляром. Способ позволяет частично утилизировать технологическую теплоту реакции окисления гудрона в битум путем непосредственной подачи из реактора полученного битума на смешение с минеральными компонентами в асфальтобетонной смеси или на смешение с разжижителем в способе приготовления праймера, а также в процессе укладки в покрытия асфальтобетона на возводимых и/или ремонтируемых транспортных сооружениях, что приводит к снижению энергоемкости и повышению технологичности. 4 с. и 35 з. п. ф-лы.
29. Способ по п. 26, отличающийся тем, что полученный битум непосредственно из реактора перед смешением с минеральными материалами охлаждают до рабочей температуры.
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог | |||
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1994-01-11—Подача