СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1995 года по МПК B22F3/26 

Описание патента на изобретение RU2048269C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известен способ изготовления подшипников скольжения из бронзовой стружки.

Однако данный способ разработан для пористых, но не самосмазывающихся подшипников трения, поскольку в материал подшипника при изготовлении не вводится элемент смазки.

Наиболее близким к предлагаемому является способ изготовления пористого подшипника способного передавать жидкую смазку по капиллярным порам.

Данный способ изготовления подшипников скольжения из бронзовой стружки применим также только для изготовления пористых, но не самосмазывающихся подшипников. Поэтому вследствие своих технологических особенностей он не может быть применен для изготовления самосмазывающихся металлофторопластовых подшипников скольжения из бронзовой стружки.

Цель изобретения разработка такого способа, который бы позволил создавать самосмазывающийся износостойкий подшипник скольжения на основе медного антифрикционного материала.

Поставленная цель достигается тем, что в способе включающем холодное прессование и спекание, с целью повышения износостойкости изделия его вначале изготавливают с остаточной пористостью 20-25% с размерами пор 0,3-0,5 мм, а затем под давлением 1,5-2,0 т/см2 со стороны внутренней поверхности вводят в поры жидкий фторопласт марки "Фторопласт-4", с последующей сушкой изделия при температуре воздуха 18-20оС в течение 1,5 ч и дополнительной калибровкой наружной и внутренней поверхности методом протяжки. Изготовление изделий с указанной остаточной пористостью и размерами пор является наиболее оптимальными, обеспечивающими высокую механическую прочность и хорошую пропиточную способность.

Необходимость применения избыточного давления для пропитки диктуется в первую очередь тем, что фторопласт обладая довольно высокой вязкостью и низкой текучестью в поры размером до 0,5 мм не может войти самопроизвольно. К тому же этому препятствует находящийся в порах воздух. Введение фторопласта желательно проводить со стороны внутренней рабочей поверхности подшипника с целью полного заполнения всех пор смазкой, которая после высыхания образует на рабочей поверхности твердую антифрикционную пленку. С целью придания подшипнику точных размеров и дополнительного втирания твердой фторопластовой смазки в поры осуществляется последующая калибровка готового изделия.

Применение предлагаемого способа изготовления металлофторопластовых подшипников трения из бронзовой стружки позволит существенно повысить износостойкость подшипников трения, а также расширить сферу их применения, в тех областях, где из-за загрязнения графитом рабочих органов не допускается применение медно-графитовых подшипников.

П р и м е р. Изготавливались автостартерные подшипники скольжения из бронзовой стружки ОЦС-5-5-5 методом порошковой металлургии с остаточной пористостью 20-25% и размерами пор 0,3-0,5 мм. Спрессованные и спеченные детали заполнялись внутри жидким фторопластом, и под давлением 2,0 т/см2 с использованием пресса и специальной оснастки последний загонялся в поры. Контроль полной пропитки пор фторопластом осуществлялся по моменту выхода фторопласта на наружную поверхность. Затем пропитанные подшипники просушивали на открытом воздухе при температуре 20оС в течение 1,5 ч, после чего с использованием пресса и калибровочной пресс-формы осуществляли калибровку и втирание сухого фторопласта в поры.

Контроль физико-механических свойств деталей осуществлялся путем замеров износостойкости и прочности сцепления фторопласта с металлом. Результаты испытаний приведены в таблице.

Как следует из таблицы, наиболее высокими физико-механическими свойствами по износостойкости обладают подшипники пропитанные фторопластом, у которых величина износа за один час испытаний в 2,1 раза меньше, чем у традиционных подшипников. У данных подшипников абсолютно отсутствует отслаивание и задиры фторопласта, которые как правило присутствуют у подшипников, изготовленных в виде напыленной мелкодисперсным порошком металлической подложки и пропитанной фторопластом. Сочетание прочного антифрикционного бронзового материала с фторопластом создает благоприятные условия скольжения для средне и тяжелонагруженных деталей, что абсолютно не приемлемо для чистой фторопластовой пленки, в результате чего износостойкость таких подшипников возрастает в 1,54 раза. Расширяются технологические возможности этих изделий за счет применения их в тяжелонагруженных узлах трения.

Отсутствие эффекта отслаивания и задиров увеличивает долговечность предлагаемых изделий на 35-40% что является весьма существенным фактором при эксплуатации техники.

Похожие патенты RU2048269C1

название год авторы номер документа
Способ получения металлофторопластового материала с сетчатым антифрикционным слоем 2018
  • Бохоева Любовь Александровна
  • Чермошенцева Анна Сергеевна
  • Рогов Виталий Евдокимович
RU2686969C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИСТОВЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2009
  • Корнопольцев Василий Николаевич
RU2438829C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОЙ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОЙ ЛЕНТЫ 2002
  • Калиниченко Владимир Георгиевич
  • Коваленко Денис Валерьевич
  • Чугунов Валерий Федорович
  • Щеглов Евгений Леонидович
RU2286231C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ С ВЫСОКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 2001
  • Антонов А.И.
  • Зайчиков А.А.
  • Коптева Г.Б.
  • Федорченко Д.Г.
  • Фомин М.И.
RU2267034C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИСТОВОГО АРМИРОВАННОГО ФТОРОПЛАСТОВОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2008
  • Рогов Виталий Евдокимович
RU2384412C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛЕНТЫ С БРОНЗОВЫМ СЛОЕМ С РИФЛЕНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ДЛЯ ПРОПИТКИ ФТОРОПЛАСТОВОЙ ПАСТОЙ 2020
  • Корнопольцев Василий Николаевич
  • Гарифуллин Ахнаф Раисович
RU2764531C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО МАТЕРИАЛА 2004
  • Бузник Вячеслав Михайлович
  • Корнопольцев Василий Николаевич
  • Корнопольцев Николай Васильевич
  • Могнонов Дмитрий Маркович
  • Рогов Виталий Евдокимович
RU2277997C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОГО МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО МАТЕРИАЛА 2002
  • Корнопольцев В.Н.
  • Корнопольцев Н.В.
  • Рогов В.Е.
  • Могнонов Д.М.
  • Грешилов А.Д.
RU2212307C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2004
  • Бузник Вячеслав Михайлович
  • Корнопольцев Василий Николаевич
  • Корнопольцев Николай Васильевич
  • Могнонов Дмитрий Маркович
  • Рогов Виталий Евдокимович
RU2277998C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2008
  • Корнопольцев Василий Николаевич
  • Могнонов Дмитрий Маркович
  • Никитин Валентин Евгеньевич
RU2389585C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 048 269 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Сущность изобретения: способ изготовления самосмазывающегося металлофторопластового подшипника скольжения состоит в том, что из бронзовой стружки изготавливают втулку с остаточной пористостью 20 25% и размером пор 0,3 0,5 мм, а затем под давлением 1,5-2,0 т/см2 пропитывают жидким фторопластом с последующей сушкой и калибровкой изделия при комнатной температуре. Способ позволяет в 2,1 раза повысить износостойкость по сравнению с существующими стружковыми подшипниками и на 30 40% увеличить их долговечность за счет уменьшения отслаивания и задиров фторопластовой пленки. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 048 269 C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, включающий прессование и спекание, отличающийся тем, что в качестве исходного материала используют бронзовую стружку, прессуют втулку до пористости 20 25% с размерами пор 0,3 0,5 мм, после спекания проводят сквозную пропитку жидким фторопластом с внутренней стороны втулки под давлением 1,5 2,0 т/см2, сушку при 18 20oС в течение 1,5 ч и последующую калибровку наружной и внутренней поверхностей методом протяжки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2048269C1

Конструкционные материалы
Справочник/под ред.Б.Н.Арзамасова
М.: Машиностроение, 1990, с.183.

RU 2 048 269 C1

Авторы

Иваненко Владислав Владимирович

Даты

1995-11-20Публикация

1993-06-22Подача