АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 1995 года по МПК B60T1/14 

Описание патента на изобретение RU2048324C1

Изобретение относится к автомобилестроению, преимущественная область применения скоростные автомобили, эксплуатируемые при высокой вероятности возникновения аварийных ситуаций.

Известны дополнительные тормоза транспортных средств, применяемые для расширения функциональных возможностей, а также в тех случаях, когда штатные тормоза выходят из строя или не обеспечивают требуемого темпа торможения при возникновении аварийной ситуации.

Данные тормоза включают в себя привод в виде силового цилиндра со штоком, выдвигаемым давлением сжатого воздуха или жидкости, и исполнительный механизм, выполненный в виде башмака, прижимаемого к колесу и поверхности дороги.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является аварийный тормоз транспортного средства, включающий в себя гидроцилиндр со штоком, расположенный с возможностью перемещения в направляющей, закрепленной на днище кузова, и тормозной башмак, прижимаемый в процессе торможения к поверхности дороги.

Недостатком всех перечисленных решений являются невысокое быстродействие привода тормозного устройства и ограниченная величина силы торможения, что приводит к большому остановочному пути. Кроме того, эффективность указанных дополнительных тормозов (как и штатных тормозов автомобилей) зависит от состояния поверхности дорожного покрытия, что может приводить к заносу или опрокидыванию автомобиля в процессе торможения.

Задачей предлагаемого решения является сокращение величины остановочного пути автомобиля в случае возникновения аварийной ситуации. Технический результат возможность предотвращения аварийной ситуации.

Это достигается тем, что в аварийном тормозе, содержащем тормозное устройство и его привод, закрепленные на кузове автомобиля, привод размещен в задней части автомобиля и выполнен в виде газогенератора, содержащего герметичный раздвижной телескопический корпус с размещенным в нем пороховым зарядом и электровоспламенителем, связанным с системой зажигания, при этом нижним звеном корпуса является тормозное устройство, выполненное в виде проникателя и связанное с автомобилем силовыми тягами, закрепленными на кузове автомобиля за его центром масс. При этом точки крепления силовых тяг лежат в одной горизонтальной плоскости с центром масс автомобиля.

Сопоставительный анализ предлагаемого решения и прототипа показывает, что описываемый аварийный тормоз отличается наличием новых конструктивных признаков:
выполнением привода в виде газогенератора, содержащего герметичный раздвижной телескопический корпус с размещенным в нем пороховым зарядом и электровоспламенителем, связанным с системой зажигания автомобиля;
выполнением исполнительного механизма (тормозного устройства) в виде проникателя, являющегося одним из звеньев раздвижного телескопического корпуса и дополнительно связанного через силовые тяги с кузовом автомобиля;
креплением силовых тяг за центром масс автомобиля таким образом, что точки крепления и центр масс автомобиля лежат в одной горизонтальной плоскости.

Последний из перечисленных признаков (расположение точек крепления силовых тяг в одной горизонтальной плоскости с центром масс автомобиля) не является обязательным и может быть использован при наличии технической возможности, определяемой конструкцией конкретного автомобиля.

Выполнение привода аварийного тормоза в виде газогенератора, содержащего герметичный раздвижной телескопический корпус с пороховым зарядом, обеспечивает повышение быстродействия аварийного тормоза, а выполнение тормозного устройства в виде проникателя, являющегося одним из звеньев раздвижного телескопического корпуса и дополнительно связанного через силовые тяги с кузовом автомобиля, обеспечивает возможность увеличения силы торможения. Благодаря этому сокращается остановочный путь автомобиля в случае возникновения аварийной ситуации. Крепление силовых тяг за центром масс автомобиля обеспечивает его устойчивое движение в процессе торможения.

На фиг. 1 и 2 схематически изображены предлагаемый аварийный тормоз и его размещение на автомобиле; на фиг. 3 и 4 то же, в процессе работы.

На чертежах обозначены герметичный раздвижной телескопический корпус 1, пороховой заряд 2, электровоспламенитель 3, электрические провода 4 системы зажигания, проникатель 5, силовые тяги 6 и вентиль 7.

Аварийный тормоз работает следующим образом. При возникновении аварийной ситуации водитель нажимает на тумблер, замыкающий цепь подачи электрического напряжения на электровоспламенитель 3. Электровоспламенитель поджигает пороховой заряд 2, и образующиеся в результате пороховые газы раздвигают телескопический корпус 1 на полную длину. При этом его нижнее звено проникатель 5, дополнительно связанный с кузовом силовыми тягами 6, пробивает дорожное покрытие, в результате чего автомобиль начинает интенсивно тормозиться, "пропахивая" проникателем борозду в дорожном покрытии. Благодаря тому, что точка приложения равнодействующей силы торможения находится за центром масс автомобиля, движение последнего будет устойчивым даже при возникновении вращения в горизонтальной плоскости, т.е. при заносе.

Крепление силовых тяг в одной горизонтальной плоскости с центром масс автомобиля исключает возникновение опрокидывающего момента от силы торможения.

Для того, чтобы исключить возможность выскакивания проникателя из дорожного покрытия в процессе торможения (например, при сколе перед ним бетона), параметры порохового газогенератора подбираются таким образом, чтобы проникатель гарантированно пробивал дорожное покрытие насквозь. После остановки автомобиля производится стравливание пороховых газов из внутренней полости газогенератора через вентиль 7 и раздвижной телескопический корпус приводится в исходное состояние.

Величина остановочного пути может быть дополнительно сокращена, если при возникновении аварийной ситуации запуск порохового газогенератора производить автоматически. Для этого автомобиль должен быть оснащен приборами, регистрирующими наличие аварийной ситуации (радаром, датчиками линейной и угловой скоростей, датчиками перегрузок, логическим устройством), и устройством инициирования электровоспламенителя.

Для предотвращения травмирования водителя и пассажиров при резком торможении аварийный тормоз должен применяться совместно с ремнями безопасности или надувными баллонами.

Оценим для примера параметры аварийного тормоза автомобиля ГАЗ-24 при следующих условиях: масса автомобиля 1825 кг, скорость движения 100 км/ч, путь торможения до полной остановки 10 м, дорожное покрытие из бетона/марки 100 толщиной 150 мм. При указанных параметрах движения автомобиля средняя величина перегрузки в процессе его торможения составит nx ≈4, время торможения τт≈0,72 с (названные величины перегрузки и времени ее действия являются безопасными для нетренированного человека).

Проведенные расчеты показывают, что аварийный тормоз, обеспечивающий требуемые параметры торможения автомобиля, будет иметь следующие характеристики: масса проникателя 2 кг, масса порохового заряда 30 г, общая масса аварийного тормоза 10 кг, максимальное давление в раздвижном телескопическом корпусе 160 МПа, давление в телескопическом корпусе в раздвинутом состоянии 55 МПа.

Время срабатывания аварийного тормоза (от момента подачи напряжения на электровоспламенитель до начала торможения) составляет ≈7˙ 10-3 с. Величина вертикального перемещения задней части автомобиля, вызванная отдачей при выдвижении проникателя, не превышает 2 мм.

Похожие патенты RU2048324C1

название год авторы номер документа
АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ 1992
  • Бердников В.А.
  • Калмыков П.Н.
  • Крот М.Р.
  • Шляпников Г.П.
RU2048325C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1998
  • Лапичев Н.В.
  • Шляпников Г.П.
  • Янбаев Г.М.
RU2149780C1
Устройство экстренной остановки автомобиля 2020
  • Перфилов Александр Александрович
RU2739088C1
Устройство экстренной остановки автомобиля 2019
  • Перфилов Александр Александрович
RU2724443C1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Макаров Лев Александрович
RU2378139C1
АППАРАТ ДЛЯ НАПОЛНЕНИЯ ГАЗОМ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДУШЕК СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Гаин П.В.
SU1795617A1
УСТРОЙСТВО НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Вдовиченко А.В.
  • Журавлев С.М.
  • Яценко Л.В.
  • Тихонов В.И.
RU2020090C1
УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2019
  • Гарафутдинов Асхат Абрарович
RU2715507C1
КУМУЛЯТИВНАЯ ТАНДЕМНАЯ БОЕВАЯ ЧАСТЬ 2005
  • Питиков Сергей Викторович
  • Гришин Валерий Васильевич
  • Кашин Валерий Михайлович
  • Вуколов Александр Сергеевич
  • Огнев Владимир Николаевич
  • Власов Леонид Дмитриевич
  • Климов Станислав Алексеевич
  • Кирюшкин Игорь Николаевич
  • Пирог Андрей Владимирович
RU2292007C1
ИМПУЛЬСНЫЙ ГЕНЕРАТОР ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ СКВАЖИН 2001
  • Вахрушев В.В.
  • Голубев В.А.
  • Усков А.А.
  • Харламов М.В.
  • Чернышёв В.К.
  • Лобанов В.Н.
RU2211324C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 048 324 C1

Реферат патента 1995 года АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ

Использование: преимущественно в автомобилях, эксплуатируемых при повышенной вероятности возникновения аварийных ситуаций. Сущность изобретения: привод аварийного тормоза выполнен в виде порохового газогенератора, а тормозное устройство в виде заостренного стержня, способного проникать под действием давления пороховых газов в дорожное покрытие. Газогенератор содержит герметичный раздвижной телескопический корпус 1 с размещенным в нем пороховым зарядом 2 и электровоспламенителем 3, связанным с системой зажигания автомобиля. Тормозное устройство выполнено в виде звена раздвижного телескопического корпуса 1 и дополнительно связано с автомобилем тягами 6, закрепленными на его кузове за центром масс автомобиля. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 048 324 C1

АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ, содержащий тормозное устройство и его привод, закрепленные на кузове автомобиля, отличающийся тем, что привод размещен в задней части автомобиля и выполнен в виде газогенератора, содержащего герметичный раздвижной телескопический корпус с размещенными в нем пороховым зарядом и электровоспламенителем, связанным с системой зажигания, при этом тормозное устройство выполнено в виде нижнего выдвижного элемента телескопического корпуса, выполненного с возможностью проникания в грунт и дополнительно связанного с кузовом автомобиля силовыми тягами, закрепленными на кузове автомобиля за его центром масс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2048324C1

Аварийный тормоз транспортного средства 1986
  • Гаврилюк Михаил Юльянович
SU1366436A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 048 324 C1

Авторы

Калмыков П.Н.

Файков Ю.И.

Шляпников Г.П.

Даты

1995-11-20Публикация

1992-08-03Подача