Изобретение относится к области автомобилестроения, а конкретно к устройствам для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях, и предназначено для транспортировщиков мостовых блоков к местам сооружения мостовых переходов, способных автономно действовать в сложной дорожной обстановке.
Известно устройство для подъема и опускания запасного колеса (заявка ФРГ N 3740819, кл. В 62 D 43/00, опубл. 1989 или ЕПВ N 0319013, кл. В 62 D 43/00, опубл. 1986), содержащее запасное колесо, закрепленное за кабиной в поперечной плоскости, поворотный рычаг из шарнирно сочлененных между собой частей, последняя из которых через несуще-фиксирующее устройство связана с колесом.
Недостатком известного устройства является невозможность применения его на большегрузных автомобилях, имеющих колеса большого веса, по следующим причинам:
отсутствие лебедки не дает возможности поднять тяжелое колесо большегрузного автомобиля на сам автомобиль или опустить колесо с него;
консольность крепления несуще-фиксирующего устройства (планки с двумя болтами) к диску обода колеса при действии с тяжелыми колесами создает изгибающий момент, для преодоления которого потребуется ввод усиляющих элементов, которые усложнят и утяжелят конструкцию.
Известно устройство для закрепления запасного колеса на больших автомобилях (ЕПВ N 0357570, кл. B 62 D 43/02, опубл. 1990), содержащее рычаг, один конец которого поворачивается на несущей цапфе, установленной горизонтально на переднем конце кузова автомобиля в продольном направлении к кузову. На рычаге подвижно установлен наружный телескопический рычаг, прикрепленный к запасному колесу. К внешнему концу телескопического рычага прикреплен трос, проходящий от него вниз через два шкива, прикрепленные к переднему борту кузова ниже точки крепления троса к телескопическому рычагу, когда последний находится в вертикальном положении. Трос переходит на лебедку, расположенную на уровне пола кузова.
Недостатком устройства является сложность конструкции, вызванная телескопичностью выполнения наружного рычага, и по этой же причине большие потребные мощности лебедки, т.к. подъем и опускание производят по радиусу с полностью выдвинутым телескопическим рычагом. Кроме того, невозможно закрепить колесо в подвешенном положении для снятия нагрузок от внешней среды из-за отсутствия каких-либо элементов фиксации колеса или самого рычага.
Известен держатель запасного колеса транспортного средства (авт.св. СССР N 1756194), содержащий закрепленный на раме транспортного средства неподвижный кронштейн, откидные кронштейны, шарнирно установленные на неподвижном кронштейне, упоры запасного колеса, выполненные сменными и установленные по крайней мере на одном из откидных кронштейнов, лебедку подъема и опускания откидного кронштейна и элементы фиксации запасного колеса относительно откидных кронштейнов. Откидные кронштейны выполнены в виде двух рамок из продольных и поперечных элементов каждая, шарнирно соединенных друг с другом с возможностью фиксации относительно друг друга и охватывающих запасное колесо по двум хордам к его окружности с противоположных относительно его центра сторон, при этом поперечные элементы рамок выполнены в виде сменных под разные размеры запасных колес П-образных деталей, соединенных с продольными элементами рамок с возможностью фиксации их относительно друг друга, и представляют собой упоры для запасного колеса, один из элементов фиксации запасного колеса относительно откидных кронштейнов выполнен в виде гибкой ленты, состоящей из двух частей, одна из которых установлена поворотно на поперечном элементе одной рамки, а вторая на поперечном элементе второй рамки, соединенных между собой посредством механизма регулирования длины гибкой ленты, охватывающей часть окружной поверхности запасного колеса, а другой элемент фиксации, выполненный в виде сменной оси с шарнирно закрепленным на ней дугообразным упором, установлен на откидном кронштейне с противоположной первому элементу фиксацией стороны запасного колеса с возможностью перемещения вдоль продольных элементов кронштейна.
Недостатком известного держателя (устройства для подъема) запасного колеса является сложность конструкции устройства и длительность процесса монтажа и демонтажа, связанная с большим количеством операций по работе с элементами фиксации, упорами и механизмом изменения длины.
Целью предложенного устройства для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях является упрощение конструкции устройства и повышение его эксплуатационных свойств путем сокращения монтажно-демонтажных работ и снятия внешних нагрузок на шину колеса в закрепленном на автомобиле положении.
Поставленная цель в устройстве для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузном автомобиле, содержащем лебедку подъема и опускания колеса, закрепленную на грузонесущей раме транспортировщика, в передней части которой за кабиной закреплены защитно-ограничительная стойка и шарнирно через проушины с возможностью поворота в поперечной плоскости транспортировщика поворотный рычаг, выполненный из шарнирно сочлененных друг с другом рамной и сцепной частей, последняя из которых связана через несуще-фиксирующее устройство с ободом колеса, достигается тем, что несуще-фиксирующее устройство выполнено в виде опорного каркасного барабана из продольных относительно его оси стержней уголкового профиля, жестко связанных между собой через поперечные, крестообразные промежуточные и торцовые пластины, последние из которых разнесены по торцовым поверхностям выемки обода колеса и снабжены центральными резьбовыми бонками под концевые проушины сцепной части поворотного рычага, при этом одна из торцовых пластин снабжена резьбовыми втулками под болты крепления колеса к стойке, а промежуточные пластины снабжены центральным отверстием, окантованным защитным кольцом, причем одна промежуточная пластина поджата к диску колеса, а другая установлена симметрично первой пластине относительно центральной диаметральной плоскости колеса и снабжена консольными распорками, выполненными в ее диаметральных плоскостях с опорными торцами под внутреннюю поверхность обода колеса, при этом через защитное кольцо промежуточных пластин пропущен трос погрузочно-разгрузочного стропа с концевыми петлями под захватный элемент троса лебедки, выведенными за наружную поверхность шины колеса.
Кроме того, в качестве привода подъема и опускания запасного колеса использована лебедка транспортировщика для самовытаскивания, трос которой выведен в плоскость поворота поворотного рычага через закрепленные на защитно-ограничительной стойке нижний приемный и верхний направляющий блоки и связана крюком с концевыми петлями троса погрузочно-разгрузочного стропа.
При этом на защитно-ограничительной стойке закреплен кронштейн подвески колеса с отверстиями под болты резьбовых втулок торцовой пластины барабана и жестко закреплены разнесенные от кронштейна подвески упоры под торцовую поверхность шины колеса, а на раме закреплена дугообразная опорная планка.
При этом на грузонесущей раме транспортировщика между проушинами крепления поворотного рычага жестко закреплены опорные кронштейны с наклонной вниз привалочной поверхностью под рамную часть рычага в откинутом положении, а концевые петли троса погрузочно-разгрузочного стропа снабжены быстроразъемным элементом, например карабином.
Анализ отличительных признаков предложенного устройства показал, что:
выполнение несуще-фиксирующего устройства в виде опорного каркасного барабана указанной формы обеспечивает ему одновременно легкость и высокую степень прочности, дающие возможность облегченной установки его внутри колеса по его оси, обеспечивается простота фиксации колеса за счет взаимного положения промежуточных пластин, их формы и оборудования одной из них распорками;
обеспечивается простота продольной фиксации колеса на барабане сцепной частью поворотного рычага за счет закрепленных в торцовых пластинах барабана бонок с болтами;
обеспечивается снижение необходимого усилия лебедки за счет стропа, т.к. диаметр колеса выполняет в этом случае функцию дополнительного рычажного звена;
обеспечивается защита колеса, его шины от старения и воздействия внутреннего давления за счет крепления на защитно-ограничительной стойке кронштейна подвески колеса, при этом упоры под торцовую поверхность шины дают колесу сохранность эксплуатационных свойств, а опорная дугообразная планка обеспечивает защиту колеса снизу и облегчает манипуляции с колесом при монтаже его на кронштейне подвески;
обеспечивается простота конструкции за счет использования в качестве привода подъема и опускания колеса лебедки для самовытаскивания;
обеспечивается возможность снизить усилия лебедки на подъем и опускание путем разложения этого процесса на два этапа с укороченными плечами поворота, первый этап укладка рамной части рычага на упоры, второй этап поворот сцепной части на рамной части, которая в данном случае выполняет функцию консольной опоры.
На фиг.1 изображен общий вид сбоку на переднюю часть транспортировщика, его кабину, грузонесущую раму с защитно-ограничительной стойкой, на которой закреплены запасное колесо и блоки троса лебедки для самовытаскивания; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг. 1 (вид сзади на транспортировщик, на стойку с колесом и сложенным поворотным рычагом, положением колеса и поворотного рычага в откинутом положении показано штрих-пунктирными линиями; на фиг.3 вертикальное сечение Б-Б на фиг.2 по запасному колесу, опорному каркасному барабану и стропу с концевыми петлями, соединенными карабином; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.3 по ободу колеса и барабану с видом на одну из его промежуточных пластин с консольными распорками.
Устройство для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях содержит само колесо 1, имеющее пневматическую шину 2, установленную на ободе 3, снабженном диском 4.
Транспортировщик имеет кабину 5, грузонесущую раму 6, в передней части которой за кабиной 5 закреплена в поперечной плоскости защитно-ограничительная стойка 7. Между кабиной 5 и стойкой 7 на наружной продольной балке рамы 6 закреплены проушины 8 с осями 9, на которых с возможностью поворота в поперечной плоскости транспортировщика установлена рамная часть 10 поворотного рычага, имеющего вторую, сцепную часть, выполненную в виде двух параллельных между собой тяг 11 с концевыми проушинами 12 и 13. Проушинами 12 тяги 11 шарнирно связаны с рамной частью 10 поворотного рычага, а в проушинах 13 с возможностью вращения установлены болты 14.
На грузонесущей раме 6 между проушинами 8 жестко закреплены опорные кронштейны 15 с наклонной вниз привалочной поверхностью 16 под рамную часть 10 поворотного рычага в откинутом положении. Кроме того, на грузонесущей раме 6 закреплена лебедка для самовытаскивания транспортировщика (условно не показана), тяговый трос 17 которой имеет сцепной элемент в виде крюка 18.
Устройство снабжено несуще-фиксирующим устройством, выполненным в виде опорного каркасного барабана из продольных относительно его оси наружных стержней 19 уголкового профиля, жестко связанных между собой через поперечные, крестообразные торцевые и промежуточные пластины 20, 21, 22, 23.
В обеих торцовых пластинах 20 и 21 по центру жестко закреплены бонки 24 с резьбовыми отверстиями, выполненными по оси барабана под ввернутые в них болты 14. При этом торцовые пластины 20 и 21 разнесены по торцовым поверхностям обода 3 колеса 1, что обеспечивает продольную фиксацию колеса 1 на каркасном барабане за счет тяг 11.
Торцовая пластина 20 снабжена резьбовыми втулками 25 под болты 26 для крепления барабана с колесом 1 на защитно-ограничительной стойке 7. Промежуточные пластины 22 и 23 барабана снабжены центральным отверстием а, окантованным защитным кольцом 27. Промежуточная пластина 22 поджата к диску 4 колеса 1, а стержни 19 барабана введены в центральное отверстие диска 4. Вторая промежуточная пластина 23 установлена симметрично пластине 22 относительно центральной вертикальной плоскости колеса 1 и снабжена консольными распорками 28, выполненными в диаметральных плоскостях пластины с опорными торцами 29 под внутреннюю поверхость обода 3 колеса 1.
Через отверстия а с кольцами 27 промежуточных пластин 22 и 23 пропущен трос 30 с концевыми петлями 31 погрузочно-разгрузочного стропа. Петли 31 выведены за наружную поверхность шины 2 колеса 1 и сцеплены с крюком 18 тягового троса 17 лебедки для самовытаскивания. В транспортном (походном) положении петли 31 троса 30 соединены карабином 32 для сохранности погрузочно-разгрузочного стропа.
Трос 17 лебедки для самовытаскивания пропущен через закрепленные на защитно-ограничительной стойке 7 нижний приемный блок 33 и верхний направляющий блок 34.
На защитно-ограничительной стойке 7 закреплен кронштейн 35 подвески колеса 1 в виде параллельной стойке 7 пластины с отверстиями под болты 26, ввернутые во втулки 25 на торцовой пластине 20 каркасного барабана.
Кроме того, на защитно-ограничительной стойке 7 по среднему радиусу шины 2 вокруг кронштейна 35 подвески колеса закреплены упоры 36 под торцовую поверхность шины 2 колеса 1, а на грузонесущей раме 6 в основании стойки 7 под кронштейном 36 подвески колеса 1 жестко закреплена дугообразная защитная планка 37.
Работа устройства. Работает устройство в режиме подъема колеса 1, режиме его крепления на стойке 7 рамы 6 транспортировщика и в режиме опускания колеса 1 с транспортировщика.
В режиме подъема колеса 1 с грунта на транспортировщик первоначально поворотный рычаг вручную (что обеспечивает облегченность конструкции) откидывают вниз. При этом рамную часть 10 рычага укладывают на привалочную поверхность 16 опорных кронштейнов 15, а внутрь обода 3 колеса 1 вводят барабан таким образом, что его стержни 19 проходят через центральное отверстие в диске 4 колеса 1, промежуточная пластина 22 поджимается к диску 4 колеса 1, а опорные торцы 29 распорок 28 поджимаются к внутренней поверхности обода 3 колеса 1, что обеспечивает радиальную фиксацию колеса 1 на барабане. Затем в проушины 13 тяг 11 сцепной части рычага устанавливают свободно вращающиеся в них болты 14, которые ввертывают в бонки 24, соединяя тяги 11 с барабаном в единое целое, что обеспечивает дополнительно фиксацию колеса 1 в продольном относительно барабана направлении.
Затем через центральные отверстия а с кольцами 27 промежуточных пластин 22 и 23 пропускают трос 30 стропа, выводя его концевые петли 31 на наружную поврехность шины 2 колеса 1, и соединяют с крюком 18 тягового троса 17 лебедки для самовытаскивания. Включают лебедку, трос 17 поступает на нее и, перекатываясь по блокам 34 и 33, тянет за собой за петли 31 трос 30 стропа, который относительно проушин 13 тяг 11 создает дополнительный рычажный элемент. В конце этого поворота колесо 1 укладывается на рамную часть 10 поворотного рычага. По рамной части 10 колесо 1 поступает на грузонесущую раму 6 и далее на дугообразную опорную планку 37.
В конце данного режима производят крепление колеса 1 на защитно-ограничительной стойке 7. Для того колесо 1 тросом 17 лебедки для самовытаскивания над планкой 37, вывешивая колесо 1 на направляющем блоке 34. После этого, вращая колесо 1, совмещают втулки 25 торцовой пластины 20 барабана с отверстиями в кронштейне подвески 35, в которые вставляют болты 26 и ввертывают их во втулки 25. При этом колесо 1 поджимается торцовой поверхностью шины 2 к упорам 36, а окружной поверхностью шина 2 находится в объеме дугообразной планки 37, непосредственно не касаясь ее.
В конце режима крепления запасного колеса 1 концевые петли 31 троса 30 стропа соединяют карабином 32 для обеспечения сохранности стропа в походном положении.
Режим опускания запасного колеса 1 производят в обратной последовательности. Карабин 32 разъединяют и оставляют на одной петле 31, болты 26 кронштейна подвески 35 вывертывают из втулок 25 торцовой пластины 20 барабана, после чего колесо 1 оказывается вывешенным на направляющем блоке 34 через трос 17 лебедки для самовытаскивания. Затем колесо 1 катят по грузонесущей раме 6 в сторону проушин 8, после чего начинается поворот с постепенным вытравливанием троса 17 и колесо 1 с рамной частью 10 опускается на привалочную поверхность 16 опорных кронштейнов 15. Затем из-за наклона привалочной поверхности 16 кронштейнов 15 под действием силы тяжести колеса 1 начинается поворот тяг 11 сцепной рамы относительно проушин 12. Когда колесо опустится на грунт, болты 14 вывертывают из бонок 24, а концевые петли 31 троса 30 стропа снимают с крюка 18 троса 17 лебедки для самовытаскивания транспортировщика и трос 17 стропа вытаскивают из центральных отверстий а с защитным кольцом 27 промежуточных пластин 22 и 23 каркасного барабана. После этого каркасный барабан выводят из обода 3 колеса 1.
Таким образом, предложенное устройство для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях обеспечивает устройству простоту и облегченность конструкции, упрощение монтажно-демонтажных работ с колесом, снижение усилий мощности лебедки, необходимых для подъема колеса, и защищает от нагрузки колесо путем крепления его на автомобиле в кронштейне подвески.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОЗЛОВАЯ ОПОРА МОСТА | 1992 |
|
RU2072405C1 |
МОСТОВОЙ БЛОК МНОГОПРОЛЕТНОГО МОСТА И КАРЕТКА ПРИВОДА (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2057836C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ ДЛИННОМЕРНОГО ГРУЗА С ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2057660C1 |
МОСТОВОЙ БЛОК МНОГОПРОЛЕТНОГО МОСТА | 1992 |
|
RU2065515C1 |
МОСТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ И МОСТОСБОРОЧНАЯ МАШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, СБОРКИ И УКЛАДКИ НА ПРЕГРАДУ МОСТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2001 |
|
RU2210656C2 |
МАШИНА ДЛЯ ЭКСКАВАЦИИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУНТА | 1992 |
|
RU2038446C1 |
СПОСОБ РАЗГРУЗКИ ДВУХКОЛЕЙНОГО СЕКЦИОННОГО МЕХАНИЗИРОВАННОГО МОСТА С ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2111874C1 |
МОБИЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2097305C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 1996 |
|
RU2102554C1 |
МОСТОВОЙ БЛОК МНОГОПРОЛЕТНОГО МОСТА | 1995 |
|
RU2083757C1 |
Использование: применяется в автомобилестроении, а именно в устройствах для подъема, крепления и опускания запасного колеса на большегрузных автомобилях, и предназначено для транспортировщиков мостовых блоков к местам сооружения мостовых переходов, способных автономно действовать в сложной дорожной обстановке. Сущность изобретения: несуще-фиксирующее устройство выполнено в виде опорного каркасного барабана, состоящего из продольных стержней уголкового профиля, жестко связанных между собой через поперечные, крестообразные промежуточные и торцовые пластины, последние из которых выполнены в торцовых плоскостях обода колеса и снабжены центральными резьбовыми бонками под сцепную часть рычага, а промежуточные пластины снабжены центральным отверстием, окантованным защитным кольцом, одна пластина поджата к диску колеса, а другая установлена симметрично первой относительно центральной диаметральной плоскости колеса и снабжена консольными распорками с опорными торцами под внутреннюю поверхность обода колеса, при этом через защитное кольцо промежуточных пластин пропущен трос погрузочно-разгрузочного стропа с концевыми петлями, выведенными за наружную поверхность шины колеса под захватный элемент троса лебедки. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Держатель запасного колеса транспортного средства | 1990 |
|
SU1756194A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-11-20—Публикация
1993-01-11—Подача