Изобретение относится к судостроению и касается конструирования парусного судна с ветродвигателем в качестве элемента комбинированной энергоустановки.
Известно судно с комбинированной ветроэнергетической установкой, содержащее парус и ветродвигатель, расположенные на одной вертикальной мачте судна.
Однако такое судно обладает низкой остойчивостью, а его эксплуатация затруднена.
Цель изобретения повышение остойчивости и облегчение эксплуатации судна.
Поставленная цель достигается тем, что парус выполнен веерообразным с центральной осью веера, закрепленной на вершине мачты.
Кроме того, веерный парус и ветродвигатель выполнены соосными, а также веерный парус выполнен из упругих элементов, из мягких элементов с упругими поясами жесткости, с тросовой проводкой для управления его положением.
Кроме того, судно выполнено с надстройкой и поворотно-опорным кольцом, а веерный парус с крайними радиальными силовыми элементами, причем надстройка расположена в пределах конуса, описываемого этими элементами при вращении паруса, а поворотно-опорное кольцо выполнено с внутренней неподвижной частью, закрепленной на надстройке, и внешней подвижной частью, установленной на парусе.
На фиг.1 изображен общий вид описываемого судна; на фиг.2 вид сверху на это судно; на фиг.3 сечение А-А на фиг.1; на фиг.4- узел I на фиг.1; на фиг. 5 узел II на фиг.3.
Судно с комбинированной ветроэнергетической установкой содержит корпус 1, располагаемые на верхней палубе надстройки 2, на которых в центре установлены мачты 3 с веерообразными парусами 4, закрепленными своим центром на вершине мачты. Ось вращения ветродвигателя 5 совпадает с центром крепления веерообразного паруса 4. Сами паруса 4 выполнены из сплошных упругих элементов 6 (фиг.3а) или мягких парусов 7 (фиг.3б) с упругими элементами в виде окантовки. Мягкие паруса 7 могут быть одинарными или двойными в виде надуваемых оболочек. В районе расположения упругих элементов 6 веерные паруса 4 снабжены тросовой проводкой 8 и закрепленными на них шайбами 9. На уровне надстроек 2 установлено опорно-поворотное кольцо 10, состоящее из внутренней неподвижной части 11, закрепленной на надстройке, и внешней подвижной части 12, закрепленной на радиальных силовых элементах 13 парусов 4.
Судно эксплуатируется следующим образом.
При наличии ветра паруса 4 путем поворота вокруг мачты 3 устанавливают на определенный угол атаки и освобождают тросы 8 на лебедке (на чертежах не показана), распускают под действием упругих элементов 6 упомянутые паруса 4 на необходимую высоту. В пределе высота каждого паруса превышает высоту мачты более, чем в два раза. Для уравновешивания нагрузок, передаваемых на мачту, целесообразно левую и правую сторону парусов 4 распускать на одну и ту же высоту. Носовые и кормовые паруса могут работать независимо друг от друга как по установке угла атаки, так и по высоте раскрытия паруса. При сложенных или частично раскрытых парусах 4 в работу может включаться, в т.ч. на стоянке или в дрейфе, расположенный параллельно парусам ветродвигатель 5. Тандемная установка лопастей позволяет работать каждой лопасти ветродвигателя 5 либо совместно и синхронно, либо автономно. Целесообразна установка однолопастного ветродвигателя 5, что дополнительно улучшает проход судна под мостами при положении лопасти вниз. При установке обратимого электродвигателя возможна крутка лопасти ветродвигателя 5 от запасенной энергии, что может быть необходимо для маневрирования судна в безветренную погоду, а также обдувки веерного паруса 4, например, с целью его очистки от снега. Для создания большей жесткости конструкции радиальных силовых элементов 13 в нижней части парусов 4 они снабжены поворотно-опорным кольцом 10, передающим механические нагрузки, возникающие на парусе, и при работе ветродвигателя 5 на силовые элементы надстроек 2.
Форма веерных парусов дана как предпочтительная, возможна и иная их конструкция, например в виде разрезных парусов Кербелини, в виде жестких крыльевых профилей с круткой профиля по винтовой линии или в виде надувных. В последнем случае бегучий такелаж может быть заменен подачей воздуха в полые оболочки парусов при раскрытии, а их уборка может осуществляться под действием силы тяжести ограждающих парус радиальных силовых элементов 13.
Таким образом, совмещение на одной вертикальной оси надстроек, ветродвигателя, мачт и веерообразных парусов освобождает судовую верхнюю палубу, уменьшает высоту мачт и упрощает механизацию уборки и постановки парусов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО-ТЕРМИНАЛ | 1996 |
|
RU2100247C1 |
Парусная ветроустановка | 2017 |
|
RU2669064C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2230932C1 |
ОГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА | 1993 |
|
RU2053157C1 |
АЭРОСТАТНО-ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ | 2016 |
|
RU2602650C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | 1999 |
|
RU2153600C1 |
Ветросиловая установка судна /ее варианты/ | 1982 |
|
SU1057374A1 |
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 2007 |
|
RU2335428C1 |
Использование: изобретение относится к судостроению и касается конструирования парусного судна с ветродвигателем в качестве элемента комбинированной энергоустановки. Сущность заключается в том, что парус выполнен веерообразным с центральной осью веера, закрепленной на вершине мачты, причем веерный парус и ветродвигатель выполнены соосными. Кроме того, веерный парус выполнен из упругих элементов. 5 з. п. ф-лы, 5 ил.
Волошаник В.В | |||
и др | |||
Серия "Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии", т.I, Использование энергии ветра, океанских волн и течений | |||
М.: ВНИИТИ АН СССР, 1983, с.100. |
Авторы
Даты
1995-11-20—Публикация
1992-09-14—Подача