Изобретение относится к судостроению, а именно к парусному вооружению сухогрузных судов, предназначенных не только для транспортировки грузов, а также и их накопления и хранения в местах их изготовления и/или заготовления, в частности лесоматериала.
Известны различные плавсредства, например сухогрузные суда, оборудованные парусным вооружением, представляющим собой поворотные мачты с жесткими парусами, связанными с мачтой посредством привода поворота в горизонтальной плоскости и привода поворота в вертикальной плоскости и обеспечивающие при этом два положения парусов: рабочее и транспортное [1]
Недостатками известных подвижных транспортных средств являются ограниченные технические возможности, обусловленные относительно невысокой эффективностью использования энергии ветра, а также сложностью конструкции ввиду наличия приводных механизмов. Кроме этого, подобные суда не позволяют обеспечить нормальное функционирование механизмов судна в условиях отсутствия источников сырья для производства энергии, что особенно важно при использовании судна в режиме накопления грузов в период их изготовления.
Известно также судно-терминал, содержащее корпус с грузовыми трюмами, имеющий днищевое, бортовые и палубное перекрытия и выполненный с надстройкой, верхнее палубное перекрытие который выполнено во всю длину судна, стенки надстройки установлены по периметру проемов грузовых трюмов, являющихся продолжением бортовых перекрытий и межтрюмных перегородок с образованием дополнительного трюмного пространства, длину судна и жестко соединено со стенками надстройки, причем на боковых стенках надстройки выполнены лацпорты для погрузочно-разгрузочных работ [2]
Однако эти суда, хотя позволяют использовать их для транспортировки и длительного хранения грузов в период и в местах из изготовления и последующей доставки непосредственно потребителю, обладает ограниченными техническими возможностями, обусловленными невозможностью обеспечения транспортировки грузов, а также нормальной работы судовых механизмов, в частности погрузочно-разгрузочных механизмов, в период накопления грузов, при отсутствии источников энергии, в частности топлива.
Задачей изобретения является разработка универсального транспортного судна-терминала, обладающего широкими техническим возможностями, позволяющими функционирование судна как в транспортном режиме работы, так и в режиме его работы в качестве терминала за счет эффективного использования энергии ветра, а также экономичностью и мобильностью, предназначенного для хранения и транспортировки различных грузов, в частности пакетируемых грузов.
Для достижения указанного технического результата известное судно-терминал, содержащее корпус с грузовыми трюмами, имеющий днищевое, бортовые и палубное перекрытия и выполненный с надстройкой, верхнее палубное перекрытие которой выполнено во всю длину судна, стенки надстройки установлены по периметру проемов грузовых трюмов, являющихся продолжением бортовых перекрытий и межтрюмных перегородок с образованием дополнительного трюмного пространства, причем на боковых стенках надстройки выполнены лацпорты для погрузочно-разгрузочных работ, снабжено ветросиловой установкой, выполненной в виде по меньшей мере одной мачты с поворотно установленными жесткими парусами, оборудованными ветродвигателями, при этом мачта установлена на верхней палубе и связана с ней посредством механизмов поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей с возможностью обеспечения складывания парусов на верхнюю палубу.
Кроме этого, ветросиловая установка имеет установленные на мачте центральный парус и два боковых паруса, расположенных по обе стороны от центрального паруса и установленных на мачте с возможностью поворота относительно центрального паруса, при этом ветродвигатели размещены в центральном парусе.
Кроме этого, ширина центрального паруса определяется из соотношения 1/2 B < B1 < B, где: B ширина судна, B1 ширина центрального паруса.
Кроме этого, боковые паруса спрофилированы по форме крыла, а центральный парус выполнен плоским.
Кроме этого, на верхней палубе надстройки по ее боковым сторонам выполнены дополнительные стенки с возможностью образования полости для размещения мачты с жесткими парусами в их транспортном положении, при этом дополнительные стенки выполнены за одно целое с боковыми стенками надстройки.
На фиг. 1 изображено судно-терминал с ветросиловой установкой; на фиг. 2 вид сверху судна-терминала; на фиг. 3 вид сверху ветросиловой установки; на фиг. 4 судно-терминал с ветросиловой установкой в транспортном положении, поперечный разрез; на фиг. 5 вид А по фиг. 4; на фиг. 6 ветросиловая установка в изометрии.
Изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения данной совокупности признаков заданного технического результата.
Судно-терминал содержит корпус 1 (фиг. 1), который оборудован надстройкой 2, включающей боковые и торцевые стены соответственно 3 и 4, установленные на палубе по периметру проемов грузовых трюмов 5 и являющихся продолжением их стен 6.
Корпус 1 (фиг. 1 и 4) имеет грузовое отделение, выполненное секционным, каждая секция представляет собой трюмное пространство 5, образованное грузовым трюмом вместе с внутренним пространством надстройки, расположенным над ними.
Закрытие надстройки 2 (фиг. 1, 4, 6), закрепленное на ее стенках 3 и 4, образует верхнюю палубу 7 надстройки, выполненную во всю длину судна. Закрытие, как и стены надстройки выполнены несущими. Внутри надстройки 2 над соответствующей секцией трюмного пространства расположены грузовые устройства 8. Каждое грузовое устройство размещено над соответствующим трюмным пространством 5 и выполнено в виде двухбалочного мостового крана, обеспечивающего погрузочно-разгрузочные работы, а также размещение грузов 9 внутри трюмного пространства.
На боковых стенках 3 (фиг. 1, 2, 4 и 5) надстройки выполнены лацпорты 10 для осуществления грузовыми устройствами 8 погрузочно-разгрузочных работ. Двери 11 лацпортов установлены на боковых стенах 3 надстройки с возможностью поворота относительно вертикальной оси и опорой на палубу или борт судна.
Судно снабжено ветровой установкой (фиг. 1, 3, 6), выполненной в виде по меньшей мере одной мачты 12 с поворотно установленными жесткими парусами, оборудованными ветродвигателями 13. Мачта 12 установлена на верхней палубе 7 надстройки и связана с ней посредством механизмов 14 и 15 поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей с возможностью обеспечения складывания парусов на верхнюю палубу 7.
Ветросиловая установка (фиг. 6) в одном из вариантов имеет установленные на мачте центральный парус 16 и два боковых паруса 17, спрофилированных в форме крыла (фиг. 3) и расположенных по обе стороны от центрального паруса 16 и установленных с возможностью поворота относительно центрального паруса.
Ширина В центрального паруса определяется из соотношения выполнен: B1 < B < B2, где B1 половина ширины судна, B2 ширина судна.
Верхний предел величины ширины B центрального паруса обусловлен габаритными возможностями палубного пространства, предназначенного для размещения центрального паруса без его демонтажа, а нижний предел величины B обусловлен параметрами эффективности использования энергии ветра для преобразования ее в движущую силу судна.
В одном из вариантов центральный парус может быть выполнен плоским (фиг. 6) или вогнутым.
Ветродвигатели 13 (фиг. 6) размещены в центральном парусе 16. Мачта 12 связана с механизмом 14 поворота относительно оси 17, расположенной в горизонтальной плоскости поперек судна, посредством поворотной балки 18, несущей также поворотные мачты 19 боковых парусов 17, связанные с механизмами 15 поворота последних вокруг оси 20.
Для осуществления поворота балки 18 (фиг. 2) относительно корпуса судна и обеспечения изменения положения парусов в зависимости от направления ветра на верхней палубе надстройки выполнен поворотный механизм, выполненный, например, в виде поворотного круга 21.
Корпус судна-терминала имеет трубообразную форму (фиг. 1 и 2), замкнутую как в продольном, так и в поперечном направлениях, и воспринимающую повышенные ударные и динамические переменные силы, такие как силы инерции при качке, удары волн и др. действующие на корпус. Улучшение прочностных свойств корпуса достигается за счет исключения незамкнутых силовых контуров, обусловленных, в частности, наличием в конструкции корпуса открытых люковых проемов, наличия минимального (оптимального) количества герметически закрывающихся грузовых люков, жесткого соединения стенок надстройки как с закрытием, так и с конструктивными элементами бортов, образуя, тем самым, замкнутый силовой контур.
Наличие свободного пространства на верхней палубе позволило решить задачу размещения ветросиловой установки в транспортном положении непосредственно на ней почти в рабочем положении. Для повышения прочностных свойств корпуса по боковым сторонам надстройки 2 выполнены дополнительные стенки 22 (фиг. 4 и 6) с возможностью образования полости для размещения мачты с жесткими парусами в их транспортном положении, при этом дополнительные стенки 22 выполнены за одно целое с боковыми стенками 3 надстройки 2 с возможностью образования продольных ребер жесткости корпуса судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО-ТЕРМИНАЛ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2100246C1 |
ПЛАВУЧИЙ ПРИЧАЛ-ТЕРМИНАЛ | 1996 |
|
RU2100249C1 |
СУДНО-ТЕРМИНАЛ | 1999 |
|
RU2152329C1 |
СУДНО-ТЕРМИНАЛ | 1995 |
|
RU2064738C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТЕРМИНАЛ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2064737C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
Многофункциональное судно обеспечения морских буровых платформ и комплекс судовой системы грузообработки для применения на многофункциональном судне | 2020 |
|
RU2747109C1 |
Судно для перевозки массовых грузов | 1979 |
|
SU950584A1 |
ПЛАВУЧИЙ ОСТРОВ | 2014 |
|
RU2545128C1 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: судно снабжено ветросиловой установкой, выполненной в виде по меньшей мере одной мачты 12 с поворотно установленными жесткими парусами, оборудованными ветродвигателями 13. Мачта 12 установлена на верхней палубе 7 и связана с ней посредством механизмов 14 и 15 поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей с возможностью обеспечения складывания парусов на верхнюю палубу 7. Ветросиловая установка имеет установленные на мачте центральный парус 16 и два боковых паруса 17, спрофилированные по форме крыла и расположенных по обе стороны от центрального паруса 16 и установленных с возможностью поворота относительно центрального паруса. Ветродвигатели 13 размещены в центральном парусе 16. Мачта 12 связана с механизмом 14 поворота относительно оси, расположенной в горизонтальной плоскости поперек судна, посредством поворотной балки 18, несущей также поворотные мачты 19 боковых парусов 17, связанные с механизмами 15 поворота последних вокруг оси 20. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
SU, авторское свидетельство, 1159829, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
RU, патент, 2064738, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1996-09-12—Подача