СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 1995 года по МПК F02K9/96 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2050459C1

Изобретение относится к технике испытаний жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в наземных условиях.

Имитацию высотных условий при наземных испытаниях ЖРД осуществляют с помощью вакуумного стенда, основными элементами которого являются барокамера, выхлопной диффузор, системы вакуумирования и откачки выхлопных газов и подачи топлива. При испытании двигателя с многосопловым блоком может быть реализована схема истечения продуктов сгорания из каждого сопла в индивидуальный, присоединенный к соплу диффузор [1] Откачивающая система может быть общей для нескольких стендов, при этом выхлопные диффузоры барокамер с испытуемыми двигателями различных типов подсоединены к откачивающей системе с помощью коллектора [2] В этом случае может быть проведено одновременное испытание двигателей при тем не менее различных условиях испытания. Невозможность воспроизведения одинаковых условий испытания двигателей отражается на представительности результатов испытаний, например контрольно-выборочных или сравнительных.

Изобретение направлено на исключение влияния отклонений условий эксперимента (параметры окружающей среды и топлива) на результаты испытаний. Для этого совмещают прожиг идентичных двигателей в одной барокамере (при общей системе откачки) по общей для двигателей программе и подаче топлива из общего источника питания.

Изобретение поясняется чертежом, где представлена принципиальная схема стенда для реализации способа испытаний ЖРД.

В состав стенда входит охлаждаемая барокамера 1, на основании 2 которой установлены рабочее место 3 для двигателей, и охлаждаемая газодинамическая труба (ГДТ) 4 системы откачки, которая включает также соединенный с ГДТ парогазовый 5 и водяной 6 эжекторы; система подачи компонентов топлива, содержащая источники питания топливом 7, топливопроводы 8 с пускоотсечными клапанами 9, электрически соединенными с пультом управления 10 (на чертеже показаны магистрали только одного компонента топлива).

Барокамера имеет дополнительное рабочее место 11 для идентичного двигателя, система откачки дополнена ГДТ 12 (по числу дополнительных рабочих мест) и парогазовым эжектором 13 в качестве второй ступени эжекции; первая ступень эжекции водяной эжектор 6 выполнена общей, при этом все выходы парогазовых эжекторов 5 и 13 соединены газоводами 14 со входом общего водяного эжектора 6, питаемого из бассейна 15 по схеме оборотного водоснабжения. Система подачи компонентов топлива дополнена топливопроводом 16 с пускоотсечным клапаном 17 и снабжена раздаточным коллектором 18 каждого компонента топлива, соединенным гидравлической трубой 19 с соответствующим общим топливным источником питания 7. Пускоотсечный клапан 17 электрически подсоединен к пульту 10. Двигатели 20 устанавливаются на рабочих местах 3 и 11 и подключаются своими входами к топливопроводам 8 и 16. Сопла двигателей совмещены с ГДТ 4 и 12. Охлаждение барокамеры 1 и ГДР 4 и 12, а также подача воды в эжектор I-ой ступени 6 производится насосом 21 через открытые задвижки 22 и 23. Рабочие места 3 и 11 размещены одно от другого на расстоянии, исключающем температурное влияние работающих двигателей друг от друга.

Способ испытания ЖРД осуществляется следующим образом.

Сначала создают натурные условия разрежения в одной барокамере 1 вокруг идентичных двигателей 20 и на срезе их сопел путем запуска общего водяного 6 и парогазовых 5 и 13 эжекторов. Затем одновременно подают компоненты топлива из общих источников питания 7 на вход всех идентичных двигателей 20 под общим давлением вытеснения, используя для этого общие топливораздаточные коллекторы 18, одинаковые пускоотсечные клапаны 9 и 17 на топливопроводах 8 и 16, согласованных по гидравлическому сопротивлению, и общий пульт управления 10. После этого синхронно прожигают идентичные двигатели 20 по общей для них программе, управляя с пульта 10 подачей топлива через пускоотсечные клапаны 9 и 17. Продукты сгорания топлива, смешиваясь с рабочим телом эжекторов 5,6 и 13, поступают под уровень бассейна 15 и далее транспортируются на очистку. Результаты испытаний идентичных двигателей анализируют при постоянных условиях эксперимента.

Похожие патенты RU2050459C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВАКУУМИРОВАНИЯ БАРОКАМЕРЫ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МАЛОЙ ТЯГИ В РЕЖИМЕ МНОГОКРАТНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1991
  • Баклыков Ю.Д.
  • Швайковский Ю.В.
  • Новиков А.С.
  • Андреев П.П.
  • Голобородько А.И.
  • Фабрин Ю.Н.
RU2011175C1
ВАКУУМНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ОГНЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2015
  • Морозов Владимир Иванович
  • Кузнецов Андрей Васильевич
  • Гудков Михаил Михайлович
  • Бесфомильная Екатерина Игоревна
RU2602464C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ХИМИЧЕСКОМ ТОПЛИВЕ 1992
  • Андреев П.П.
  • Смирнов И.Н.
  • Фабрин Ю.Н.
RU2031389C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1992
  • Бацура Л.В.
  • Жулин В.А.
  • Новиков В.Н.
  • Селезнев Е.П.
RU2040703C1
Стенд для высотных испытаний ракетных двигателей твердого топлива 2016
  • Ефремов Андрей Николаевич
  • Тимаров Алексей Георгиевич
RU2618986C1
СПОСОБ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ КРУПНОГАБАРИТНОГО РДТТ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Соломонов Юрий Семенович
  • Жарков Александр Сергеевич
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Коваленко Геннадий Павлович
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Евгеньев Алексей Майевич
  • Смирнов Михаил Григорьевич
  • Нестеров Александр Алексеевич
  • Власова Людмила Владимировна
RU2492341C1
СТЕНД ДЛЯ ВЫСОТНЫХ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ТОНКОСТЕННЫМИ СОПЛАМИ 2013
  • Назарцев Александр Александрович
  • Патрулин Сергей Владимирович
RU2513063C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И СТЕНД, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЕГО 1997
  • Завальнюк А.Г.
  • Зотов В.Ф.
  • Колотилин В.И.
RU2133457C1
Стенд для высотных испытаний ракетных двигателей 2017
  • Ефремов Андрей Николаевич
  • Тимаров Алексей Георгиевич
RU2646278C1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 1994
  • Гончаров Г.И.
  • Гончаров Н.С.
  • Липлявый И.В.
  • Орлов В.А.
  • Плис А.Г.
  • Рачук В.С.
  • Шостак А.В.
RU2065068C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 050 459 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Использование: в области испытательной техники, в частности в стендах для испытания жидкостных ракетных двигателей. Сущность изобретения: в одной барокамере размещают идентичные двигатели, создают вокруг них и на срезе сопел натурные условия разрежения, топливо подают из общего источника питания и осуществляют одновременный их прожиг. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 050 459 C1

СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, основанный на одновременном прожиге двигателей и создании вокруг них и на срезе сопл натурных условий разряжения, отличающийся тем, что прожиг проводят в одной барокамере по общей для двигателей программе, при этом двигатели выбирают идентичные, а топливо подают из общего источника питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2050459C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Шишкина А.А
и Силина Б.М
Высотные испытания реактивных двигателей
М., 1985, с.25-26, рис.1.15.

RU 2 050 459 C1

Авторы

Андреев П.П.

Баклыков Ю.Д.

Гудков М.М.

Ерофеев Б.С.

Фабрин Ю.Н.

Даты

1995-12-20Публикация

1992-04-24Подача