Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в качестве амортизатора шасси летательного аппарата.
Известен амортизатор, являющийся наиболее близким техническим решением, содержащий цилиндр с верхней и нижней буксами, шток с буксой в верхней части, стакан с зарядной трубкой камеры расширения, размещенный в штоке с образованием кольцевой камеры и закрепленный в цилиндре [1] Недостатком указанного амортизатора является наличие отдельных гидравлических камер, создающих гидравлическое сопротивление движению штока на прямом или обратном ходах. Камера гидравлического торможения прямого хода создает гидравлическое сопротивление движению штока при прямом ходе штока и не создает при обратном, а кольцевая камера создает гидравлическое сопротивление только при обратном ходе штока.
Наличие двух гидравлических камер увеличивает габариты и вес амортизатора. Кроме этого при заливке камер амортизатора выполняется стравливание давления из газовых камер, после чего выполняют заливку жидкости и последующее восстановление давления.
Целью изобретения является уменьшение массы и габаритов, а также ограничение пиковых нагрузок, повышение надежности, предотвращение образования воздушных полостей в гидравлической камере и обеспечение безопасности при заливке жидкости в эксплуатации.
Указанная цель в амортизаторе шасси летательного аппарата, содержащем цилиндр с верхней и нижней буксами, шток с буксой в верхней части, стакан с зарядной трубкой камеры расширения, размещенный в штоке с образованием кольцевой камеры и закрепленный в цилиндре, достигается тем, что в стакане установлен плавающий поршень, в нижней части стакана установлена диафрагма, взаимодействующая своей верхней частью с плавающим поршнем, причем в верхней части диафрагмы выполнены пазы, а в кольцевой камере установлена закрепленная на стакане втулка с дросселирующими отверстиями прямого и обратного ходов, а также с отверстиями и кольцевыми проточками, сообщающими ее полость через отверстия, выполненные в стакане, с внутренней полостью стакана, и предназначенными для размещения в них клапана обратного торможения, при этом букса штока зафиксирована от вращения относительно штока и в ней установлена заливная пробка, а в цилиндре выполнено соответствующее ей отверстие, в которое установлен сапун, и в нижней части штока установлена зарядная трубка камеры сжатия.
Кроме этого, цель изобретения достигается тем, что букса штока выполнена с опорным пояском и закреплена в штоке от осевого перемещения гайкой, а от вращения относительно штока шпоночным соединением.
Цель изобретения достигается также тем, что букса штока закреплена от вращения относительно штока радиальным болтовым соединением.
Цель изобретения при заливке гидравлической камеры амортизатора, которая выполняется стравливанием давления из газовых камер, заливку жидкости и последующее восстановление давления, достигается тем, что сначала стравливают давление из камеры сжатия, затем из камеры расширения, снимается сапун, затем отвинчивают заливную пробку и подают давление газа в камеру расширения, после чего заливают жидкость в камеру через заливную пробку с последующей установкой пробки.
На чертеже представлена конструкция предлагаемого амортизатора.
Он состоит из цилиндра 1 с верхней 2 и нижней 3 буксами. Внутри цилиндра 1 установлен шток 4, в верхней части которого установлена букса 5, закрепленная гайкой 6. В буксе установлена заливная пробка 7, доступ к которой при обжатом амортизаторе осуществляется через отверстие в стенке цилиндра 1, в которое установлен сапун 8. Внутри штока 4 установлен стакан 9, в котором размещен плавающий поршень 10. В нижней части стакана 9 установлена диафрагма 11 с пазами в верхней части. В верхней части стакана 9 размещена газовая камера А, а в нижней части гидравлическая камера В. В кольцевой полости между штоком и стаканом установлена, закрепленная на стакане, втулка 12 с дросселирующими отверстиями 13. На внутренней поверхности втулки 12 имеются две кольцевые выточки. В стенке нижней части втулки 12 имеются отверстия для прохода жидкости.
Втулка 12 прижата к диафрагме 11 через упор 14, который необходим для правильного размещения клапана обратного торможения 15. В стенке стакана 9 имеются отверстия 16, сообщающие внутреннюю полость стакана с кольцевой выточкой втулки 12. Для контроля начальных объемов газа в камерах расширения и сжатия установлены зарядные трубки 17, 18 в стакане и штоке. Стыки буксы 5 со стаканом 9 и штоком 4, плавающего поршня 10 и стакана 9, диафрагмы 11 со штоком 4, зарядных трубок 16, 17 со стаканом 9 и штоком 4 снабжены герметичными уплотнениями. Стакан 9 закреплен от осевых перемещений гайкой 19.
Наличие пазов на диафрагме 11, отверстий 16 в стенках стакана 9 и втулки 12, ступенчатой формы цилиндрической части диафрагмы 11, размещения верхнего торца упора диафрагмы 11 в области отверстий 16 стакана 9, позволяет сообщить между собой все внутренние полости гидравлической и кольцевой камеры и обеспечить их заливку без образования воздушных полостей.
Для фиксации положения пробки 7 относительно отверстия 8 в цилиндре 1, обеспечивающего доступ к пробке при полностью обжатом амортизаторе, букса 5 закреплена от вращения относительно штока 4 (например шпоночным или болтовым соединением или силами трения).
Амортизатор работает следующим образом. При прямом ходе штока жидкость из гидравлической камеры В под действием давления газа в камере расширения А дросселируется через отверстия 13 в кольцевую камеру, которая образуется стаканом 9, штоком 4, буксой 5 и диафрагмой 11, создавая необходимое гидравлическое сопротивление амортизатора на прямом ходе. Особенностью работы амортизатора на прямом ходе является то, что максимальный перепад давления на дросселирующих отверстиях ограничивается давлением в камере расширения А. Поэтому одним из условий, определяющих давление зарядка камеры расширения А, является обеспечение требуемого гидравлического перепада на прямом ходе амортизатора, обеспечивающего поглощение энергии посадочного удара при допустимых нагрузках.
Указанная особенность амортизатора позволяет ограничивать максимальные нагрузки на л.а. характеристикой камеры сжатия, что повышает безопасность л. а. характеристикой камеры сжатия, что повышает безопасность л.а. в случае грубых посадок и переезде неровностей в процессе взлето-посадки.
При обратном ходе штока амортизатора клапан обратного торможения 15 потоком жидкости перемещается вверх и перекрывает вертикальное дросселирующее отверстие 13. Жидкость из кольцевой камеры будет дросселироваться в полость стакана только через боковое дросселирующее отверстие 13, обеспечивая необходимое торможение штока.
Наличие плавающего поршня, разделяющего газ и жидкость в камере расширения обеспечивает затопленное положение уплотнительных пакетов на буксе 5 и диафрагме 11 как в полете, так и при стоянке, что существенно повышает надежность герметизации подвижных стыков, не требует установки переливного устройства для заполнения кольцевой камеры после выпуска стойки и повышает стабильность характеристик амортизатора из-за отсутствия растворения газа в жидкости гидравлической камеры В. Наличие сапуна, выполняющего функции предохранительного клапана, предотвращает повышение давления в полости цилиндра при работе амортизатора.
Для обеспечения надежного заполнения гидравлической и кольцевой камер жидкостью, заливка ее производится следующим образом.
Амортизатор обжимается до упора, снимается сапун 8 и через отверстие в стенке цилиндра 1 вывинчивается заливная пробка 7, подачей давления в полость камеры расширения А плавающий поршень ставится на упор диафрагмы 11 и через отверстие под пробку 7 в буксе 5 гидравлическая камера заливается жидкостью.
После заливки пробка устанавливается в отверстие буксы, а сапун в отверстие цилиндра.
Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для пользования в качестве амортизатора шассилет летательного аппарата /л.а./. Целью изобретения является уменьшение массы и габаритов, а также ограничение пиковых нагрузок, повышение надежности, предотвращение образования воздушных полостей в гидравлической камере и обеспечение безопасности при заливке жидкости в эксплуатации. Амортизатор шасси /л.а./ содержит цилиндр 1 с верхней 2 и нижней 3 буксами, шток 4 с буксой 5 в верхней части стакан 9 с зарядной трубкой камеры расширения, размещенный в штоке с образованием кольцевой камеры и закрепленный в цилиндре 1. В стакане 9 установлен плавающий поршень 10, в нижней части стакана 9 установлена диафрагма 11, взаимодействующая своей верхней частью с плавающим поршнем 10, причем в верхней части диафрагмы 11 выполнены пазы, а в кольцевой камере установлена закрепленная на стакане втулка 12 с дросселирующими отверстиями 13 прямого и обратного ходов, а также с отверстиями и кольцевыми проточками, сообщающими ее полость через отверстия, выполненные в стакане с внутренней полостью стакана, и предназначенные для размещения в них клапана обратного торможения 15, при этом букса 5 штока зафиксирована от вращения относительно штока 4 в ней установлена заливная пробка 7, а в цилиндре выполнено соответствующее отверстие, в котором установлен сапун 8, в нижней части штока установлена зарядная трубка камеры сжатия. Букса 5 штока 4 выполнена с опорным пояском и закреплена в штоке от осевого перемещения гайкой, а от вращения относительно штока - шпоночным или радиальным болтовым соединением. Способ заливки гидравлической камеры амортизатора шасси летательного аппарата предусматривает стравливание давления из газовых камер, заливку жидкости и последующее восстановление давления, при этом сначала стравливают давление из камеры сжатия, затем из камеры расширения снимают сапун 8, затем отвинчивают заливную пробку 7 и подают давление газа в камеру расширения, после чего заливают жидкость в камеру через заливную пробку 7 с последующей установкой пробки. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР ОПОРЫ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1983 |
|
SU1129845A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1990-01-04—Подача