СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 1996 года по МПК A62B1/06 

Описание патента на изобретение RU2061516C1

Изобретение касается устройств для аварийного спасания людей путем их эвакуации с высоких этажей зданий и сооружений, например при пожарах, и может быть использовано в тех случаях, когда к месту аварии не могут быть поданы раздвижные лестницы и аналогичные им устройства.

Известны спасательные устройства, содержащие гибкий элемент /веревку, канат, трос/ и тормоз; эти устройства применимы или для спуска по неподвижной веревке посредством закрепленного на обвязке спасаемого тормоза, или путем травления веревки с висящим на ней спасаемым через закрепленный неподвижно тормоз /1/.

Устройства этих типов являются в основном индивидуальными и предназначены для спуска одного или двух человек, например спасаемого и сопровождающего. Для организации очередного спуска необходима подготовка /выборка веревки/. Работа в непрерывном режиме невозможна.

Известно также спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее размещенный на верхнем уровне подвес с обоймой, в которой закреплен по меньшей мере один цилиндрический тормозной элемент /в данном случае два/, огибаемые замкнутую петлю веревкой, длина которой не меньше удвоенной высоты уровня подвеса, а также не менее двух связанных с обвязками спасаемых захватов, взаимодействующих с веревкой, см. /2/.

Это устройство обеспечивает возможность работы в непрерывном режиме, но осуществим только последовательный спуск, а именно спуск только одного человека одновременно; начало спуска очередного спасаемого возможно только после завершений спуска предыдущего, причем направление движения веревки меняется на обратное. По этой причине режим непрерывного спуска, при котором к веревке последовательно присоединяется неограниченное /определяемое только прочностью веревки/ количество спасаемых, для прототипа невозможен, в силу наличия узла, который не может пройти через тормозное устройство прототипа.

Известное устройство, которое может быть принято за прототип, относительно громоздко /в комплект входит двухметровая перекладина/, для его обслуживания необходимы три человека. Указанные недостатки ограничивают функциональные возможности устройства.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем одновременного спуска нескольких человек и упрощения обслуживания устройства.

С указанной целью подвес выполнен в виде жестко связанной с цилиндрическим элементом разделительной пластины с разнесенными элементами крепления, например отверстиями, и клиновым пазом для взаимодействия с одной из ветвей веревки, обойма выполнена в виде закрепленных на торцах цилиндрического элемента концевых пластин-ограничителей, веревка выполнена методом сквозного /репсового плетения/ ее концы сплетены в замкнутое кольцо и веревка огибает цилиндрический элемент по меньшей мере на 1,5 оборота, при этом расстояния между разделительной и концевыми пластинами не меньше диаметра сплетения.

Изготовление веревки сквозным плетением позволяет иметь диаметр сплетения в пределах 1,2 1,3 от исходного, в то время как узел известной веревки не менее 2х диаметров.

Диаметр цилиндрического тормозного элемента составляет 8-12 диаметров веревки. На веревке могут быть выполнены расположенные с равными интервалами бобышки, диаметр которых не более 1,5 диаметра веревки, а связанные с обвязками спасаемых захваты, взаимодействующие с бобышками, выполнены в виде крючков с клиновым пазом.

Устройство, включающее подвес и цилиндрический тормозной элемент, может быть снабжено регулятором угла охвата цилиндрического тормозного элемента веревкой.

Компоновка и работа устройства поясняются чертежами.

На фиг. 1 показан общий вид системы в навешенном состоянии. На фиг. 2 показан общий вид тормозного устройства, вид спереди, частично в разрезе. На фиг. 3 показан общий вид тормозного устройства, вид сбоку. На фиг.4 показан общий вид тормозного устройства с заряженной веревкой в свободном и зафиксированном состоянии. На фиг. 5 показан спасаемый в спусковой беседке с пристегнутым карабином и зажимом, присоединенным к веревке. На фиг.6 показано присоединение спусковой беседки к веревке посредством петли со схватывающим альпинистским узлом. На фиг. 7 показано присоединение спусковой беседки к веревке посредством бобышки /утолщения/ и крючка зацепа с клиновидным пазом. На фиг. 8 показана принципиальная схема регулировки угла охвата цилиндрического тормозного элемента рабочей веревкой.

Спасательное устройство по фиг.1 5 содержит закрепленный на верхнем уровне тормозной блок 1, взаимодействующий с веревкой 2, образующей замкнутую петлю, а также комплект захватов /зажимов/ 3, взаимодействующих с веревкой и присоединяемых к обвязкам или подвесным системам 4 посредством альпинистских карабинов 5. Тормозной блок содержит цилиндрическую поверхность 6, разделительную пластину 7 и боковые ограничительные пластины-щечки 8 и 9. Диаметр цилиндрической поверхности 6 составляет 8 12 диаметров веревки. Разделительная пластина 7 содержит крепежные отверстия 10 и 11 для подвески на нужном уровне здания с использованием, например, вспомогательной веревки и клиновой паз 12 для возможности закладки в него ненагруженной ветви веревки 13 для ее фиксации. Боковые ограничительные пластины-щечки 8 и 9 наряду с функцией ограничения положения витков веревки 14, 15, 16 обеспечивают также отвод тепла, образующегося от трения веревки о цилиндрическую поверхность тормозного устройства. Конструкция выполнена сборной и соединяется резьбовыми стяжками 17. Размер "А" фиг. 3 со стороны сбегающей ветви веревки, между пластинами 7 и 8 и размер "В" между пластинами 7 и 9 должны быть большими, чем диаметр сплетения и могут быть равны между собой.

Используемая для спасательного устройства веревка 2, с прочностью не менее 3000 кгс выполнена сквозным /репсовым/ плетением, позволяющим производить надежное сращение концов с весьма малыми наружными габаритами /1,2-1,3 диаметра веревки/ и имеет оплетку по всей длине замкнутой петли, что позволяет вести контроль за состоянием веревки в процессе эксплуатации. Петля каната может быть выполнена любой заданной длины, соответствующей этажности здания. Как одна из модификации исполнение, веревка может быть выполнена, фиг 7, с закрепленными на ней через равные расстояния бобышками 18, взаимодействующими с захватами 19 и предназначенными для прикрепления к веревке спускаемых людей при непрерывном режиме спуска. Для этой цели захват 19 снабжен клиновидным пазом, максимальный диаметр которого соответствует диаметру веревки. Для присоединения к веревке используются альпинистские зажимы 3 типа "петля""жумар", "конг-бонаити", см. фиг. 1 и 5. Может быть для этой же цели, как одна из модификаций, петля со схватывающим альпинистским узлом "пруссик" фиг.6. Для подвески человека может быть использован спасательный треугольник 4, фиг.5, а также обвязка, сетка или пояс пожарного.

Устройство может быть снабжено по меньшей мере одним регулятором угла охвата фиг. 8 веревкой цилиндрической поверхности 6 тормозного блока 1, выполненного в виде ролика, перемещающегося эквидистантно цилиндрической поверхности за счет рычага 21. Фиксация положения ролика 20 может быть осуществлена за счет накидного фиксатора 22.

Устройство работает следующим образом:
Хранение и переноска производятся комплектно, с заряженной в тормозной блок веревкой и присоединенными к ней карабинами и спасательными треугольниками /или обвязками/. При чрезвычайной ситуации, например пожаре, закрепление тормозного блока 1, фиг.1, может производиться
а/ на заранее подготовленных и предусмотренных проектом здания точках фиксации,
б/ на веревках, закрепляемых на более высоком уровне здания, например на верхнем этаже или крыше.

Управление спуском производится одним человеком, который, зафиксировав набегающую ветвь веревки 13 в клиновом пазу 12, присоединяет спускаемого с надетой на него системой подвески /например спасательным треугольником/ посредством карабина 5 и зажима 3 к сбегающему концу витка 14, далее, сняв веревку с фиксации и выдавая ветвь 13 на протравливание, спускает первого на 3-4 метра, после чего таким же образом присоединяет следующих по мере их готовности к спуску. Место сращения концов веревки, а также равномерно расположенные по длине веревки бобышки 18 свободно проходят по цилиндрической поверхности 6 между элементами 7 и 8,9. Указанное выше соотношение диаметров цилиндрической поверхности 6 и веревки 2, с учетом повышенной жесткости участка сращения концов, обеспечивает беспрепятственный проход участка сращения при незначительном увеличении значении усилий торможения.

Количество одновременно спускаемых людей определяется прочностью рабочей веревки; так при прочности 3000кгс, что достигается использованием для ее изготовления арамидных волокон, весе спускаемого, например 90 кг и коэф. запаса 8, можно осуществлять одновременно спуск 4 человек. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4 ЫЫЫ6

Похожие патенты RU2061516C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ПО ВЕРЕВКЕ 1993
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Буянов Евгений Вадимович
RU2066559C1
Страховочное спусковое устройство 1990
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Муравьев Евгений Александрович
SU1713605A1
Устройство для спуска человека по веревкам 1989
  • Вытовтов Владимир Алексеевич
  • Кашевник Борис Лазаревич
SU1729517A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ЧЕЛОВЕКА С ВЫСОТНОГО ОБЪЕКТА 2007
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Киргирин Валерий Анатольевич
  • Коркин Игорь Васильевич
RU2352369C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ ВЕРЕВКА 1991
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Павлов Александр Васильевич
RU2016593C1
Страховочное устройство для альпинистов 1985
  • Кашевник Борис Лазаревич
SU1353448A1
Зажим для альпинистской веревки 1982
  • Кашевник Борис Лазаревич
SU1099971A1
Страховочное устройство 1980
  • Кашевник Борис Лазаревич
SU961715A1
Снежный якорь-лопата 1985
  • Кашевник Борис Лазаревич
  • Буянов Евгений Вадимович
SU1333349A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ 2005
  • Майсов Иван Александрович
RU2297862C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 061 516 C1

Реферат патента 1996 года СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Использование: в спасательной технике при пожарах. Сущность изобретения: устройство содержит обойму со щечкамм 8 и 9 и тормозным цилиндрическим элементом 6 для охвата бесконечной веревкой 13. Элемент 7 выполнен в виде пластины и служит для разделения ветвей веревки и подвеса обоймы к опоре. Для этого в нем выполнены отверстия 10 и 11 для размещения карабинов подвесок. Выполненный в этой пластине клиновидный паз 12 служит для фиксации веревки. Веревка выполнена из термостойкого материала в защитной оплетке с диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки. Цилиндрический тормозной элемент равен 8-12 диаметрам веревки. Расстояние между щечками обоймы и пластиной 7 подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки. В устройство входят также спасательные обвязки и захваты веревки. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 061 516 C1

Спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее обойму с элементом для ее подвеса, по меньшей мере один цилиндрический тормозной элемент для охвата бесконечной веревкой, длина которой не менее удвоенной высоты подвеса, размещенный между щечками обоймы несущий элемент для разделения ветвей веревки и по меньшей мере два захвата веревки со средствами для соединения с обвязкой спасаемых, отличающееся тем, что веревка выполнена с защитной оплеткой, сквозным плетением и диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки, элемент для подвеса обоймы и элемент для разделения ветвей веревки выполнены за одно целое в виде пластины с разнесенными отверстиями для карабинов подвески и клиновидным пазом для фиксации веревки, при этом диаметр цилиндрического тормозного элемента равен 8-12 диаметрам веревки, расстояние между щечками обоймы и пластиной подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки, а охват последней цилиндрического элемента составляет не менее 1,5 оборота.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2061516C1

Страховочное устройство для альпинистов 1985
  • Кашевник Борис Лазаревич
SU1353448A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Волков И.С
Машины и аппараты пожаротушения
- М.-Л.: Изд
Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1948, стр.30, рис.41.

RU 2 061 516 C1

Авторы

Кашевник Борис Лазаревич

Шейнфинкель Виталий Меерович

Даты

1996-06-10Публикация

1993-11-30Подача