Изобретение относится к противоаварийным устройствам, предназначенным для отсоединения колонны бурильных труб от прихваченного в скважине снаряда.
Известен отсоединитель, содержащий муфту и ниппель, соединенные левой резьбой и жестко зафиксированные штифтами, взаимодействующим с полым выталкивателем, который при осевом перемещении разблокирует левое резьбовое соединение (см.а.с.СССР 438774, кл.Е21В 17/06.1973г).
К недостаткам данного устройства относится сложность конструкции и как следствие этого малая надежность в работе, а также значительная стоимость.
Известен также другой отсоединитель, включающий корпус, верхний переходник с кулачками, соединенный с корпусом левой резьбой, и кулачковую муфту (см.а.с.СССР М570693, кл.Е213 23/00, 1975г.).
Недостатком этого устройства является малый ресурс работы из-за быстрого износа левой резьбы и верхнего переходника в процессе работы в скважине.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является отсоединитель, содержащий соединенные резьбой ниппель и муфту с радиальными каналами, соединенную с муфтой фиксаторами подвижную в осевом направлении втулку с седлом под бросовый клапан и узлом передачи крутящего момента (см.а.с. 732484. кл.Е21В 17/06, 1977г.).
К недостаткам прототипа следует в первую очередь отнести малую надежность в работе из-за возможности деформации элементов узла передачи крутящего момента, что часто наблюдается в случае прихвата инструмента. Деформация стопорных штифтов может привести к неразъединению устройства, что может усугубить аварию. Другим недостатком известного устройства является необходимость вращения колонны влево для освобождения свободной части бурильной колонны от прихваченного снаряда, что невсегда приводит к разъединению колонны в заданном месте.
Еще одним недостатком прототипа является необходимость замены вышедших из строя стопорных элементов после каждого срабатывания отсоединителя.
В связи с этим основной задачей изобретения является повышение надежности работы устройства и упрощение технологии его эксплуатации за счет увеличения ресурса работы узла передачи крутящего момента и многократного использования всех его узлов.
Поставленная задача решается тем, что в отсоединителе, содержащем корпус с радиальными каналами и соединенные с ним посредством фиксаторов подвижную в осевом направлении втулку и посредством резьбы и узла передачи крутящего момента-муфту, согласно изобретению он снабжен стопорами и дополнительными фиксаторами, резьба для соединения корпуса с муфтой выполнена левой, корпус и муфта с радиальными пазами на нижнем торце, совмещенными в исходном положении для размещения стопоров, установленных с возможностью взаимодействия с втулкой и дополнительными фиксаторами, при этом корпус выполнен с кольцевой проточкой на наружной поверхности, а муфта с радиальными каналами, причем радиальные каналы корпуса и муфты сообщены с кольцевой проточкой корпуса.
Решению поставленной задачи способствует также выполнение стопоров в виде шарнирно соединенных с втулкой рычагов, фиксаторов в виде подпружиненных стержней, поджимаемых гайкой, дополнительных фиксаторов в виде подпружиненных шаров или в виде Г-образной пластины, соединенной с муфтой и взаимодействующей со стопором, контактирующих поверхностей корпуса и муфты, а также наружной поверхности муфты с уменьшающейся сверху вниз ступенчатой формой, при этом на ступенях меньшего диаметра корпуса и муфты установлены соответственно основные и дополнительные фиксаторы, а между их контактирующими торцами уплотнительные элементы, верхний из которых имеет форму кольца с коническим выступом, установленным в полости между корпусом и муфтой, выполненной с конической резьбой под ловильный инструмент или ниппель бурильной колонны.
Такое выполнение отсоединителя позволяет повысить надежность его работы за счет возможности размыва шламовой пробки промывочной жидкостью, нагнетаемой через радиальные каналы корпуса и муфты, использования стопоров необходимой прочности для передачи крутящего момента значительно большей величины, чем в прототипе и упростить технологию его применения благодаря исключению необходимости передачи левого крутящего момента, оставлению в скважине только муфты с ловильной резьбой и многократному использованию всех элементов отсоединителя.
Изобретение поясняется чертежом, на котором на фиг.1 изображен общий вид в продольном разрезе; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3- узел Б на фиг.1; на фиг.4 вариант выполнения узла передачи крутящего момента; на фиг.5 вид В на фнг.4.
Отсоединитель содержит корпус 1 с радиальными каналами 2, размещенную в полости корпуса 1 втулку 3 и соединенную с корпусом 1 посредством левой резьбы 4 охватывающую его муфту 5 с радиальными каналами 6. Нижние торцы корпуса 1 и муфты 5 выполнены с радиальными пазами 7, которые в исходном положении совмещены со стопорами а виде рычагов и один конец которых шарнирно соединен посредством осей 9 с втулкой 3, а второй конец установлен на дополнительном фиксаторе 10. Пазы 7 с рычагами 8 совместно образуют узел передачи крутящего момента от корпуса 1 к муфте 5, минуя левую резьбу 4. Втулка 3 выполнена с седлом 11 под бросовый клапан 12, основными и дополнительными проточками 13 и 14 на наружной поверхности, основные из которых служат для стопорения втулки 3 в исходном положении относительно корпуса 1, а дополнительная, имеющая большую глубину, для удержания втулки 3 от выпадения на забой после срабатывания отсоединителя.
На наружной поверхности корпуса 1 также имеется кольцевая проточка 15, соединенная с радиальными каналами 2 и 6 корпуса 1 и муфты 5.
Фиксаторы для стопорения втулки 3 от осевого перемещения относительно корпуса 1 включают стержень 16, пружину 17 и гайку I8, размещенные в радиальных каналах корпуса 1. Путем поджатия пружины 17 гайкой 18 можно регулировать усилие срабатывания фиксаторов. Дополнительные фиксаторы 10 могут быть выполнены в виде Г-образной пластины, перекладина 10а которой служит упором для свободного конца рычага и, а продольная часть 10б закреплена на наружной поверхности муфты 5, выполненной ступенчатой формы, уменьшающейся сверху-вниз. Меньшая ступень муфты 5 выполнена с продольными пазами 13 под продольные части 10б дополнительных фиксаторов 10, закрепленных штифтами 20. Пазы 19 совмещены с торцевыми пазами 7.
Контактирующие боковые поверхности корпуса 1 и муфты 5 также выполнены ступенчатой формы, причем основные фиксаторы размещены в каналах 21, просверленных в нижней ступени корпуса.
Втулка 3 снабжена уплотнительными кольцами 22. Между контактирующими торцами корпуса 1 и муфты 5 также установлены уплотнительные кольца, верхнее 23 из которых выполнено с коническим выступом 23а, размещенным между боковыми поверхностями корпуса 1 и муфты 5. Уплотнительное кольцо 23 закреплено, например, клеем к нижней грани торца корпуса 1.
Другой вариант выполнения дополнительных фиксаторов 10 м.б. в виде подпружиненных шариков 24 (см. фиг.4 и 5), которые установлены вместе с пружинами 25 в отверстиях 26, просверленных горизонтально в нижней части корпуса 1 перпендикулярно к радиальным пазам 7 с возможностью взаимодействия со стенками углублений 27, выполненных на боковых поверхностях рычагов 8.
На внутренней поверхности муфты 5 в верхней части выполняется специальная резьба 23 для соединения со спускаемым ловильным инструментом или ниппелем бурильной колонны.
Отсоединитель работает следующим образом.
Устройство в собранном виде (фиг.1) устанавливается в компоновке бурильной колонны над предполагаемом местом прихвата (долотом, турбобуром и т. д. ). В случае необходимости разъединения с поверхности сбрасывается шар 12, который перекрывает проходной канал втулки 3. Создают избыточное давление, под действием которого втулка 3 смещается вниз и канавкой 13 смещает стержни 16, сжимая пружины 17. При перемещении втулки 3 вниз рычаги и выходят из пазов 7 и соскакивают с перекладин 10а, вследствие чего происходит разблокировамие левой резьбы 4 и открываются радиальные каналы 2, через которые прокачивают промывочную жидкость с целью размыва зоны прихвата и дальнейшего освобождения инструмента.
Если прихваченный снаряд освободить не удается, вращают колонну труб вправо и разъединяют свободную часть колонны по левой резьбе 4. При подъеме освобожденной колонны втулка 3 удерживается от выпадения фиксаторами, которые своими подпружиненными стержнями 16 входят в верхнюю кольцевую проточку 14, имеющую большую глубину, чем проточка 13. При этом через радиальные каналы 2 происходит слив промывочной жидкости из полости труб. После разъединения в скважине остается муфта 5, специальная резьба 24 которой обеспечивает быстрое и беспрепятственное соединение со спускаемым ловильным инструментом или ниппелем бурильных труб, имеющим такую же резьбу.
Снабжение отсоединителя стопорами в виде шарнирно соединенных с втулкой рычагов и дополнительными фиксаторами для удержания рычагов в совмещенных пазах корпуса и муфты повышает надежность работы устройства и исключает оставление стопоров в скважине.
Выполнение муфты с радиальными каналами, а корпуса с кольцевой проточкой обеспечивает надежное сообщение радиальных каналов корпуса и муфты независимо от их взаимного расположения, т.к. из-за их резьбового соединения радиальные каналы располагаются, как правило, не в одной плоскости. Наличие уплотнительных элементов выше и ниже радиальных каналов позволяет без потерь промывочной жидкости эффективно размывать шламовые пробки.
Ступенчатая форма муфты и корпуса позволяет снизить металлоемкость конструкции при сохранении прочностных характеристик резьбовых элементов отсоединителя.
Выполнение фиксаторов в виде радиально подпружиненных стержней для взаимодействия с кольцевыми проточками втулки обеспечивает возможность использования отсоединителя в различных геологотехнических условиях путем регулирования усилия срабатывания стержней. В определенных пределах это обеспечивается также и изменением глубины кольцевых канавок. Выполнение дополнительных фиксаторов предложенной формы способствует упрощению конструкции, а схема их расположения повышению надежности работы. Это достигается благодаря исключения контакта продольной части фиксаторов с нижней компоновкой бурильного вала путем размещения ее заподлицо с наружной поверхностью муфты.
Применение данного устройства позволяет ускорить ликвидацию аварий и снизить затраты, связанные с проведением этих работ. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ | 1992 |
|
RU2071543C1 |
НАРУЖНАЯ ТРУБОЛОВКА | 1992 |
|
RU2061836C1 |
НАРУЖНАЯ ТРУБОРЕЗКА | 1993 |
|
RU2054521C1 |
ТРУБОЛОВКА | 1991 |
|
RU2010946C1 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2071542C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2433245C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛИВНОЙ ПЕРЕХОДНИК | 1992 |
|
RU2070275C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2232866C2 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2001 |
|
RU2197596C2 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ПРИХВАТА КОЛОННЫ ТРУБ В СКВАЖИНЕ | 1995 |
|
RU2106470C1 |
Использование: для ликвидации аварий путем размыва шламовой пробки и гарантированного разъединения неприхваченной части инструмента от прихваченной. Сущность: разъединение корпуса от муфты осуществляют по левой резьбе после ее разблокировки путем смещения узла передачи крутящего момента, выполненного в виде совмещенных радиальных пазов на нижнем торце корпуса и муфты, в которых устанавливаются стопоры, шарнирно соединенные с подвижной в осевом направлении втулкой и посредством дополнительных фиксаторов - с муфтой. Втулка соединена с корпусом пружинными фиксаторами. Размыв шламовой пробки осуществляется через радиальные каналы в корпусе и муфте, которые в исходном положении перекрыты втулкой. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
Утройство для автоматического регулирования активной щелочности варочного раствора | 1972 |
|
SU438744A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Компоновка низа бурильной колонны | 1975 |
|
SU570693A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Разъединительное устройство | 1977 |
|
SU732484A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1996-06-10—Публикация
1993-02-17—Подача