Изобретение относится к разъединителям гидромеханического действия, преднаа1аченным для отсоединения свободной части колонны бурильных труб от прихваченной в стволе скважины. Известен разъединительный безопасный замок, состоящий из муфты и ниппеля, соединенных специальной упорной резьбой i , Торец ниппеля и муфты снабже ны двумя диаметрально расположенными скошенными зубьями, которые ограничивают затяжку упорной резьбы. Недостатком этого устройства являетс невозможность передачи допустимого кру тящего момента в обоих направлениях. Известен также гидравлический«отсое- динитель, содержащий муфту и ниппель, соединенные левой резьбой и жестко .зафиксированные штифтами, Взаимодействую щими с полым выталкивателем, который при перемещении в осевом направлении (вниз) обеспечивает разфйксацию резьбо вого соединения и разъединение муфты от ннпшля . Недостатком данного отсоединителя является невозможность использования его в глубоком бурении иэ-за ослабл&ния поперечного сечения элементов в сравнении с утяжеленными бурильными трубами (УБТ) и надежности конструкции узла фиксации, способной деформироваться при длительном воздействии знакопеременных нагрузок осевого и радиального направлений .Сложность и ненадежность конструкции известного отсоединителя ограничивает область его гфименения для отбора керна в неглубоких геологоразведочных скважинах. Цель изобретения - упрощение конструкции устройства. Цель достигается тем, что узел стопорения резьбового соединения вьтолнен из цилиндрического щтифта и промежуточного элемента, установленных в совмещенных радиальных каналах ниппеля и муфты, при этом промежуточный элемент контактирует с конической проточкой, выполненной на наружной поверхности полой втулки, а продольный размер его соответствует длине радиального канала в ниппеле. Это значительно упрощает конструкгдию, исключает ослабленные в сравнении с УБТ места, обеспечивает передачу крутяшего момента любой величины без деформации элементов . стопоре ния и резко повышает его надежность. На фиг, 1 изображено предлагаемое устройство в транспортном положении, продольный разрез; на фиг, 2 - схема разъединения муфты от ниппеля после срабатывания узла стопорения. Устройство состоит из муфты 1, снаб женной присоединительной резьбой для бурильных труб и трапецеидальной резь бой для соединения с ниппелем 2j имек щим ответную трапецеидальную резьбу и присоединительную резьбу для бурильных труб, подвижной полой втулки 3, на наружной поверхности которой выполнена коническая проточка 4 и снабженной сменным седлом 5 под клапан, узла стопорения 6 с промежуточным элементом 7, подпружиненного фиксатора 8, на котором фиксируется полая втулка после .срабатывания узла стопорения; и утшотнительных колец 9, Для слива бурового раствора из бурильных труб в процессе их подъема в муфте имеются отверстия 1О. Для удержания полой втулки фиксатором 8 в ней выполнен паз :, Устройство работает следующим о разом Несколько разъединительных устройст с различным диаметром седел под клапа уменьшающимся сверху вниз размешаются в определенных интервалах компоновки низа бурильной колонны. Для отсоединения части труб в заданном месте внутри бурильных труб с поверхности сбрасььвают клапан (шар) определенного диамет (фиг, .2), который садится на седло 5 и перекрьшает внутреннее сечение труб. В колонне создается нужное избыточное давление, под действием которого полая втулка 3 перемещается вниз и коническо проточкой 4 давит на промежуточный элемент 7. Последний воздействует на узел стопорения, заставляя его перемещаться по радиальному каналу к внешней стенке муфты, В точке перехода конусной проточки на цилиндрическую поверхность плоскость контакта узла стопорения с промежуточным элементом совпадает с плоскостью контакта муфты 1 и ниппеля 2 и прржзходит освобождение ниппеля. Вращением колонны влево отсоединяют муфту от ниппеля по трапецеидальной резьбе. Под пружине нньШ фиксатор 8 предохраняет от произвольного перемещения полой втулки путем фиксации ее за счет паза. При подъеме труб полая втулка переместившись вниз открывает отверстия 1О, через которые обеспечивается переток раствора в затрубное пространство. Формула изобретения Разъединительное устройство, содержащее муфту и ниппель, соединенные резьбой и зафиксированные узлом стопо- рения, взаимодействующим с полой втулкой, установленной с возможностью осевого перемещения в полости ниппеля и муфты, выполненной с седлом под клапан, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции устройства, узел стопорения выполнен из цилиндрического щтифта и промежуточного элемента, установленных в совмещенных радиальных каналах ниппеля и муфть, при этом промежуточный элемент контактирует с конической проточкой, выполненной на наружной поверхности полой втулки, а продольный размер его соответствует длине радиального канала в ниппеле. Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе 1,Азербайджанское нефтяное хозяйство. Вьшо 7„ Баку, 1974, с. 12. 2.Авторское свидетельство СССР № 438774, кл. Е 21 В 23/00, 1973 (прототип).
. Фиг. 1
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2061833C1 |
Разъединительное устройство | 1980 |
|
SU927955A1 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2071542C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ | 1992 |
|
RU2071543C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОДНИК | 2001 |
|
RU2197595C2 |
СКВАЖИННЫЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ КОЛОННЫ ТРУБ И КАБЕЛЯ | 2013 |
|
RU2537465C2 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2232866C2 |
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ КОЛОННЫ НАПОРНЫХ ТРУБ В СКВАЖИНЕ ЖУРАВЛЕВА | 2004 |
|
RU2262582C1 |
Разъединительное устройство | 1982 |
|
SU1116139A1 |
Разъединитель бурильной колонны | 2020 |
|
RU2757481C1 |
Авторы
Даты
1980-05-05—Публикация
1977-06-15—Подача