ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1996 года по МПК F01N1/10 F01N1/24 

Описание патента на изобретение RU2065064C1

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к глушителям шума выхлопа двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен глушитель шума газового потока, содержащий звукопоглощающую насадку, выполненную в виде радиально размещенных вокруг оси в несколько рядов вдоль оси упругих элементов, размещенную в трубе (см.а.с.СССР N 515879, кл. F 01 N 1/22, 1974 г.).

Недостаток известного глушителя шума заключается в низкой эффективности глушения шума выхлопа ДВС. Это связано с тем, что принцип глушения шума известного глушителя основан на турбулизации потока выхлопных газов вследствие взаимодействия потока газа с упругими элементами, приводящего к их колебаниям, вызывающим дробление и перемешивание отдельных струй потока между собой. А также на торможении потока при взаимодействии с упругими элементами. В связи с тем, что звукопоглощающая насадка представляет собой протяженный каркас достаточно большой массы, на котором закреплены ряды радиально размещенных упругих элементов, то эффективность глушения будет определяться только в узком диапазоне спектра частот выхлопа ДВС, для которых конкретная насадка эффективна. Поскольку шумовой спектр частот выхлопа ДВС довольно широк, то и эффективность снижения шума будет низкой. Кроме того, поскольку эффективность глушения шума такой насадкой заключается в ее восприятии частот выхлопа ДВС резонансных ее собственным колебаниям, то возбуждение резонанса данной массивной насадки возможно на строго фиксированной частоте работы двигателя, а в некоторых случаях возможно и полное отсутствие резонанса в силу несовпадения спектра частот выхлопа ДВС и собственной частоты насадки. Поэтому желательно иметь малогабаритные насадки обладающие малой массой, но позволяющие глушить шум невысокой интенсивности, гораздо ниже интенсивности выхлопа ДВС и имеющих различную собственную частоту резонанса, лежащую в спектре частот выхлопа ДВС. Кроме того, размещенные друг от друга на некотором расстоянии вдоль оси ряды упругих элементов не передают колебания друг к другу, т.е. не могут эффективно влиять на процесс глушения шума.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эффективности глушения шума выхлопа ДВС.

Это задача решается тем, что в известном глушителе шума, содержащем звукопоглощающую насадку, выполненную в виде радиально размещенных вокруг оси и в несколько рядов вдоль оси упругих элементов, размещенную в трубе, согласно изобретению, звукопоглощающая насадка выполнена в виде пакета дисков, размещенных без зазора вдоль оси, каждый из которых сформирован из металлических проволок, ряды которых по оси установлены без зазора, при этом диаметр проволоки в дисках уменьшается от диска к диску по длине трубы к ее выходу, к которому подсоединен коллектор из нескольких участков труб, размещенных в одной горизонтальной плоскости параллельно друг другу с зазором, герметично закрытым с образованием замкнутой полости, при этом в соседних трубах коллектора на противоположных концах выполнены, выходящие в полость, окна, площадь поперечного сечения которых не меньше площади поперечного сечения трубы, причем при выполнении коллектора из двух участков труб дополнительно заглушены их торцы с противоположных концов, а при выполнении коллектора более чем из двух участков труб дополнительно заглушены торцы промежуточных участков труб, при этом в каждой трубе размещен пакет дисков, каждых из которых сформирован из металлических проволок, размещенных по радиусу и в несколько слоев без зазора вдоль оси.

Кроме того, в каждом участке трубы коллектора размещен завихритель, выполненный в виде винтовой спирали, размещенной на внутренней поверхности участка.

На фиг. 1 и фиг.2 изображены варианты глушителей шума и зависимости от объема двигателя, а на фиг.3 диск звукопоглощающей насадки.

Глушитель шума выхлопа ДВС содержит трубу 1, внутри которой размещена звукопоглощающая насадка 2, выполненная в виде пакета дисков 3, размещенных вдоль оси без зазора. Каждый диск 3 сформирован из металлической проволоки 4 одинакового диаметра радиально размещенной вокруг оси и в несколько рядов вдоль оси без зазора. При этом диаметр проволоки уменьшается от диска 3 к диску 3 по длине трубы 1 к ее выходу. К выходу трубы 1 подсоединен коллектор 4 из нескольких участков труб того же диаметра (количество участков труб зависит от объема двигателя, на котором он устанавливается): на фиг.1 из 2-х участков, а на фиг.2 из 3-х участков. Трубы 5 размещены в одной горизонтальной плоскости параллельно друг другу с зазором "е", закрытым пластинами 6 сверху и снизу и боковыми стенкам 7, образуя замкнутую полость 8. В соседних трубах 5 коллектора 4 с противоположных концов выполнены окна 9, выходящие в полость 8, образуя зигзагообразный путь движения выхлопным газом. Если коллектор 4 состоит из двух участков труб 5 (см.фиг.1), то заглушаются торцы 10, т. е. с противоположных концов крайних труб 5. Если коллектор 4 состоит из более чем две трубы 5 (см. фиг.2), то заглушаются торцы 10 всех промежуточных труб 5. В каждой трубе 5 размещен пакет дисков 11, каждый из которых выполнен аналогично диску 3, размещаемому в трубе 1, при этом диаметр проволоки во всех дисках 11 может быть одинаковым, а может и уменьшаться от диска 11 к диску 11 по ходу движения выхлопных газов. В каждой трубе 5 размещено по завихрителю 12, выполненному в виде винтовой спирали, размещенной на внутренней поверхности трубы 5. Кроме того, в стенках труб 5, образующих замкнутую полость 8, могут быть выполнены перфорационные отверстия только со стороны выходного окна 9.

Глушитель шума выхлопа ДВС работает следующим образом.

Отработавшие выхлопные газы поступают в трубу 1, где они взаимодействуют с дисками 3 звукопоглощающей насадки 2, выполненными из проволоки. При этом радиально размещенные проволоки, размещенные без зазора в несколько слоев вдоль оси разделяют поток на отдельные струйки. При взаимодействии потока газов с дисками 3 часть энергии газа поглощается упругой проволокой, при этом свободные концы проволоки в первом диске 3 и диск 3 в целом начинают колебаться, приходя в резонанс от определенной частоты из диапазона спектра шума. При этом в колебания на разных частотах диапазона спектра шума приходят последующие диски 3. Поскольку диски 3 могут обмениваться колебательной энергией (они установлены без зазора вдоль оси), то они могут перестраиваться с одной частоты на другую. На насадке 2 в основном гасится механическая (силовая) составляющая энергии струи, которая затрачивается на торможение потока (снижение скорости) и приведение в колебания на резонансных частотах каждого диска 3 и групп дисков 3 в пакете. Поскольку ряды проволоки в дисках 3 размещены без зазора вдоль оси в каждом диске 3 это повышает упругость и жесткость звукопоглощающих дисков 3, повышая эффективность разделения потока на струйки и их торможение. При этом происходит турбулизация потока и перемешивание отдельных струй между собой, что приводит к снижению шума.

Кроме того, разные (уменьшающиеся) диаметры проволоки в дисках 3, изменяют (уменьшают) зазоры между проволоками для прохождения потока к выходу из трубы 1, что позволяет дополнительно снизить его скорость. Поступившие в коллектор 4 выхлопные газы также начинают взаимодействовать с упругими элементами дисков 11. Механизм глушения шума на них аналогичен описанному выше на дисках 3. Поскольку окна 9 выполнены с противоположных концов труб 5, то на поток выхлопных газов оказывает воздействие смена направления движения, на что также затрачивается энергия потока. Поскольку площадь окон 9 выполнена не меньше поперечного сечения трубы 5, то это не создает сопротивления движению потока, что не нарушает работу двигателя в целом. Наличие завихрителей 12 способствует дополнительному завихрению (турбулизации) потока в виде отдельных струй и их перемешивание с осевыми слоями, что усиливает эффект турбулизации и торможения и соответственно приводит к дополнительной диссипации кинетической и акустической энергий потока. Наличие перфорационных отверстий 13 на трубах 5 со стороны выходных окон 9 (выходящих в полость 8) создает условия для дросселирования выхлопных газов, перетеканию их в полость 8, из которых они поступают во водное окно 9 следующей трубы 5, предварительно перемешиваясь с потоком газов, выходящих из окон 9. Это также способствует поглощению акустической энергии выхлопных газов. Выходя из окна 9 труб 5 выхлопные газы испытывают внезапное расширение входя в замкнутую полость 8, что дополнительно снижает уровень шума и энергии газов. Такое комбинированное суммарное воздействие на поток выхлопных газов значительно повышает эффективность глушения шума.

Опытные образцы глушителя шума, изготовленные в соответствии с заявленным изобретением показал высокую эффективность глушения шума выхлопа ДВС.

Похожие патенты RU2065064C1

название год авторы номер документа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270989C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270987C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270988C1
ГЛУШИТЕЛЬ-РАЗДЕЛИТЕЛЬ ГАЗОВ 2021
  • Сижук Владимир Иванович
  • Уфимцев Сергей Алексеевич
RU2764641C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Басов Владимир Александрович
RU2061883C1
Глушитель шума 1982
  • Гешлин Леонид Абрамович
SU1023118A2
МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Фесина Михаил Ильич
  • Ломакин Валерий Владимирович
  • Малкин Илья Владимирович
  • Дерябин Игорь Владимирович
  • Андреянов Сергей Александрович
RU2333371C2
Глушитель шума выхлопа газового потока 1987
  • Ворочаев Дмитрий Афанасьевич
  • Ворочаева Валентина Тарасовна
SU1483057A1
Глушитель горной машины 1983
  • Мелиди Георгий Евстафьевич
  • Гайдин Павел Тихонович
  • Монингер Гарри Гейнрихович
  • Филиппов Петр Алексеевич
  • Логунова Людмила Геогриевна
SU1114789A1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Анацкий В.С.
  • Кондратьев Ю.Н.
  • Казанцев С.В.
  • Мотькин В.М.
  • Паутин О.В.
  • Самылин П.Л.
  • Чебыкин Г.Н.
RU2241126C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 065 064 C1

Реферат патента 1996 года ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: в области двигателестроения, в частности глушителях шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении эффективности глушения шума ДВС. Сущность изобретения: глушитель шума выхлопа ДВС содержит трубу 1 с звукопоглощающей насадкой 2, выполненной в виде пакета дисков 3. Каждый диск выполнен из проволоки, радиально размещенной вокруг оси и в несколько рядов без зазора вдоль оси. К трубе 1 подсоединен коллектор 4, состоящий из труб 5, размещенных в одной горизонтальной плоскости параллельно друг другу с зазором между собой. Зазор закрыт пластинами 6 и боковыми стенками 7, образуя замкнутую полость 8. В соседних трубах 5 на противоположных концах выполнены окна 9, выходящие в полость 8. При выполнении коллектора из более чем двух труб 5, то заглушаются торцы 10 всех промежуточных труб 5. Кроме того, в каждой трубе 5 размещен пакет дисков 11, выполненных аналогично дискам 3, и на внутренней поверхности размещен завихритель 12, выполненный в виде винтовой спирали.

Принцип работы глушителя шума заключается в отборе энергии от потока вследствие турбулизации потока при прохождении через зазоры в дисках 3 и 11 и дроблении его на струи, и при колебаниях упругих элементов дисков 3 и 11 и самих дисков 3 и 11 на частотах диапазона спектра шума выхлопных газов. Кроме того, используются явления гидродинамического воздействия на поток выхлопных газов; при движении его с резким изменением направления движения, расширения и завихрения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 065 064 C1

1. Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания, содержащий звукопоглощающую насадку, выполненную в виде радиально размещенных вокруг оси и в несколько рядов вдоль оси упругих элементов, размещенную в трубе, отличающийся тем, что звукопоглощающая насадка выполнена в виде пакета дисков, размещенных без зазора вдоль оси, каждый из которых сформирован из металлических проволок, ряды которых установлены без зазора вдоль оси, при этом диаметр проволоки в дисках уменьшается от диска к диску по длине трубы к его выходу, к которому подсоединен коллектор из нескольких участков труб, размещенных в одной горизонтальной плоскости параллельно друг другу с зазором, герметично закрытым с образованием замкнутой полости, причем в соседних трубах коллектора на разных концах выполнены выходящие в полость окна, площадь поперечного сечения каждого из которых не меньше площади поперечного сечения трубы, при выполнении коллектора из двух труб заглушены их торцы с противоположных концов, а при выполнении коллектора более чем из двух труб дополнительно заглушены торцы промежуточных труб, при этом в каждой трубе размещен пакет дисков, каждый из которых сформирован из металлических проволок, размещенных по радиусу и в несколько слоев без зазора вдоль оси. 2. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что в каждой трубе коллектора размещен завихритель, выполненный в виде винтовой спирали, размещенной на внутренней поверхности трубы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2065064C1

Глушитель шума газового потока 1974
  • Сурус Василий Иванович
  • Петров Александр Антонович
SU515879A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 065 064 C1

Авторы

Денисов М.В.

Кульков А.В.

Батраков С.Н.

Оконишников А.Н.

Даты

1996-08-10Публикация

1994-11-02Подача