СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ МОМЕНТА ИСКРООБРАЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1996 года по МПК F02P5/04 

Описание патента на изобретение RU2065075C1

Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением топливно-воздушной смеси (ТВС) в камерах сгорания поршневых двигателей.

Известен способ изменения момента искрообразования ДВС (1), согласно которому оперативно, с рабочего места водителя изменяют угол опережения зажигания (УОЗ) от 0 до 16,8 град. ПКВ относительно начального угла, определяемого механическим октан-корректором (ОК). Угол задержки момента искрообразования определяют по формуле:

где Lз угол задержки, град. ПКВ;
fзап частота импульсов, заполняющих реверсивный счетчик, Гц;
fвыч частота вычитающихся импульсов, Гц;
180 постоянный коэффициент для четырехтактного четырехцилиндрового ДВМ, град. ПКВ.

Число импульсов, учтенных счетчиком, а значит, и время задержки строго обратно пропорционально частоте вращения коленчатого вала (ЧВКВ) ДВС, т. е. Lз, вносимый электронным ОК, будет оставаться постоянным во всем диапазоне ЧВКВ.

Существенным недостатком данного способа является неоптимальный закон изменения УОЗ, что ухудшает работу ДВС.

Известны также способы изменения периода сигнала, основанные на преобразовании последовательности импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением КВ ДВС, в последовательность импульсов треугольной формы с последующим их сравнением с опорным уровнем, где изменение периода сигнала подчинено закону управления, сочетающему формирование первой и второй составляющих (2), однако такой способ не влияет на формирование УОЗ, допуская работу ДВМ в зоне неоптимальных углов, что ухудшает надежность и долговечность двигателя.

Наиболее близким техническим решением является способ изменения момента зажигания, реализованный в устройстве (3). Согласно способу прототипа на интеграторе 10 преобразуют последовательность импульсов входного сигнала в последовательность импульсов треугольной формы и на компараторе 5 сравнивают их с заданным опорным уровнем, причем изменение момента зажигания количественно связано с периодом изменения входных импульсов и представляет собой "жестко" заданный алгоритм, изменение которого в рамках заданного способа невозможно.

Последнее является основным недостатком способа прототипа, что приводит к неоптимальному закону изменения УОЗ и ухудшает работу ДВС.

Предполагаемое изобретение позволит изменять момент зажигания по выбранному закону управления, что улучшит мощностные и экономические показатели ДВС.

Положительный эффект по предполагаемому способу заключается в:
улучшении мощностных и экономических показателей ДВС за счет оптимального изменения УОЗ в зависимого от требуемого текущего момента искрообразования;
адаптации устройств, выполненных по данному способу, ко всему автомобильному парку, имея в виде большую номенклатуpу автомобильных ДВС, типов источников импульсов входного сигнала и т.д.

простой и эффективной реализации способа на конкретном устройстве, что уменьшает себестоимость устройства в целом.

Для этого, согласно способу, преобразуют последовательность импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала двигателя, в последовательность импульсов треугольной формы, сравнивают сигнал треугольной формы с опорным уровнем, фиксируют текущий момент зажигания при равенстве опорного уровня и среза импульса треугольной формы, причем множество изменений текущего момента зажигания подчинено закону управления моментом зажигания, где закон управления может быть выражен математической формулой, содержащей первую и вторую составляющие, где для формирования первой составляющей выражают первую константу и определяют отношение градиентов фронта и среза сигнала треугольной формы, причем градиент фронта сигнала регулируют в зависимости от требуемого текущего момента зажигания, а для формирования второй составляющей определяют опорный уровень, градиент среза сигнала, значение частоты вращения коленчатого вала и вычисляют вторую константу, причем определяют детонационную стойкость ДВС и в зависимости от детонационной стойкости ДВС изменяют текущий момент зажигания, причем детонационную стойкость ДВС определяют субъективным слуховым методом.

С помощью этих средств реализуется способ формирования момента зажигания, обладающий новыми свойствами, которые не проявляются в известных технических решениях.

На фиг. 1 приведены эпюры, поясняющие осуществление способа; на фиг. 2 - диаграммы изменения Lкорр в функции ЧВКВ.

Способ осуществляется следующим образом.

Определяют состояние источника импульсов входного сигнала, в качестве которого можно использовать механические контакты прерывателя-распределителя (ПР), частота вращения которого синхронизирована с положением коленчатого вала ДВС. В этом случае период импульса входного сигнала будет складываться из периода угла разомкнутого состояния контактов (УРСК) высокий уровень и периода угла замкнутого состояния контактов (УЗСК) низкий уровень, где переход от низкого уровня сигнала к высокому определяет момент искрообразования ДВС (фиг. 1 "ПР"). Последовательность прямоугольных импульсов входного сигнала преобразуют в последовательность импульсов треугольной формы (эпюра "И"), которые сравнивают с опорным уровнем Uоп и в момент равенства среза импульса треугольной формы и Uоп фиксируют момент зажигания (эпюры "К1.К3"). Закон изменения УОЗ при таком способе может быть выражен математической формулой вида:

где Lкорр угол коррекции (изменение момента зажигания), град. ПКВ;
G градиент фронта сигнала треугольной формы;
g градиент среза сигнала треугольной формы;
Uоп уровень опорного напряжения, В;
C1 константа, зависящая от периода импульса входного сигнала, град. ПКВ;
C2 константа, зависящая от параметров преобразователя треугольной формы импульса, град. ПКВ• мин/В;
n ЧВКВ, 1/мин ПКВ.

Как следует из (2), изменение момента зажигания подчинено закону управления, сочетающего формирование первой и второй составляющих, причем при неизменных параметрах преобразователя треугольной формы импульса значения Lкорр зависят только от периода входных импульсов, т.е. ЧВКВ, т.к. остальные значения постоянны.

Lкорр.прот. Р1 Р2n, (3)
где Lкорр.прот. угол коррекции прототипа (изменение момента зажигания), град. ПКВ;
Р1 const первая составляющая;
P2 const вторая составляющая.

Алгоритм по (3) реализован в прототипе (3) и представляет собой "жестко" заданный закон изменения момента зажигания в функции ЧВКВ (чем выше n, тем меньше значение Lкорр.прот. см. фиг. 2 диаграмму "Lкорр.прот. ").

Теоретически из (2) следует, что для получения вариантного закона управления можно изменять следующие параметры: Uоп, g и G.

Рассмотрим три случая.

I. G const, g const, Uоп var
Lкорр.I P1 P3 Uоп n, (4)
где Р3 const величина второй составляющей для варианта I.

Когда Uоп 0, ф. (4) примет вид
Lкорр.10 P1, (5)
т. е. независимо от изменения ЧВКВ момент зажигания будет постоянным (см. "Lкорр.Iо", пунктирная линия).

При других значениях Uоп закон управления Lкорр.I пример вид аналогичный (3) с той разницей, что, изменяя величину Uоп, можно варьировать величиной nвыкл.кор. ЧВКВ выключения коррекции и значениями Lкорр.I на определенной ЧВКВ.

Недостатком этого способа является нелинейная зависимость Lкорр.I f(Uоп), т. е. малому приращению Uоп соответствует значительное изменение Lкорр.I, и для устранения этого недостатка в конкретном устройстве потребуются специальные дорогостоящие и прецизионные средства компенсации (диаграмма "Lкорр.I f(Uоп)).

II. G const, Uоп const, g var,
(6)
где Р4 величина первой составляющей для варианта II,
P5 величина второй составляющей для варианта II.

Из (6) следует, что закон управления Lкорр.II при каком-то фиксированном значении g примет вид, аналогичный (3), однако при изменении параметра g от нуля до gmax изменение Lкорр.II будет подчинено закону обратно пропорциональной зависимости, что является значительным недостатком данного способа (диаграмма "LкоррII", где пунктиром обозначено изменение LкоррII f(g)).

III. Uоп const, g const, G var
Lкорр.III P6 G P2n, (7)
где P6 величина первой составляющей для варианта III.

Из (7) следует, что данный закон управления является оптимальным, т.к. устраняет отмеченные выше недостатки случаев I, II. В данном случае зависимость Lкорр.III f(G) является линейной, т.е. приращению G соответствует пропорциональное приращение Lкорр.III, кроме того, достижение максимального значения Lкорр.III возможно при плавном увеличении G от нуля до Gmax, что принципиально невозможно в случаях I и II и имеет большое значение для равномерной работы ДВС, т. к. не создает рывков тягового момента двигателя (диаграмма "Lкорр.III", где пунктиром обозначено изменение Lкорр.III f(G)).

Таким образом, вводя в первую составляющую переменный параметр G, изменяют закон управления моментом искрообразования, а меняя градиент фронта сигнала треугольной формы, регулируют УОЗ в зависимости от требуемого текущего момента искрообразования, например, при детонационных режимах сгорания ТВС, где требуется уменьшение текущего УОЗ.

Способ подразумевает выполнение следующих операций:
считывание последовательности импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала;
преобразование последовательности импульсов входного сигнала в последовательность импульсов треугольной формы;
считывание опорного уровня напряжения;
сравнение сигнала треугольной формы с опорным уровнем;
формирование первой и второй составляющих закона управления;
считывание текущего градиента фронта сигнала треугольной формы;
фиксация момента искрообразования при равенстве опорного уровня напряжения и среза импульса треугольной формы.

На фиг. 3 показан пример реализации способа изменения момента искрообразования ДВС.

Устройство может содержать: резистор 1, обеспечивающий рабочий ток через механические контакты ПР; входной инвертор, выполненный на транзисторе 2 с корректорной нагрузкой резистором 3; интегратор ДА1, выполненный на токоразностном усилителе 4 с внешним конденсатором 5 и резисторами 6 и 7 соответственно по неинвертирующему и инвертирующему входам; компаратор ДА2, выполненный на токоразностном усилителе 8 с внешними резисторами 9 по неинвертирующему и 10 по инвертирующему входу, причем номинал резистора 10 определяет уровень опорного напряжения Uоп; выходной каскад, выполненный на мощном транзисторе 11 с резисторами 12 и 13, где коллектор транзистора является выходом устройства в целом и связан с первичной обмоткой 14 КЗ, другая клемма которой соединена с источником питания устройства в целом +Епит.; вторичная обмотка 15 КЗ связана со свечами зажигания (Св.З) ДВС; другая клемма резистора 6 связана с переменным резистором 16, изменяя величину которого можно задавать закон управления, варьируя градиентом фронта интегратора 4, как показано на фиг. 1 (см. эпюру "И" значения G1.G3, которым соответствуют эпюры "К1. К3" и моменты искрообразования, задержанные на величины Lкорр.1. Lкорр.3 соответственно, где Lкорр.1 > Lкорр.2 > Lкорр.3).

При данной реализации способа формирования момента зажигания выражения (2) и (7) примут вид:

где iз ток заряда конденсатора С5, мкА; ip ток разряда конденсатора С5, мкА; L(УЗСК+УРСК) угловой период импульса входного сигнала, град. ПКВ; С5 номинал конденсатора С5, мкФ.

Похожие патенты RU2065075C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Тютина С.В.
RU2074327C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Салкин С.С.
RU2065074C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ К ДВИГАТЕЛЮ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
RU2065073C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ КЛАПАНАМИ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Салкин С.С.
RU2072440C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КОРРЕКЦИИ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 1990
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Тютина С.В.
RU2028501C1
СПОСОБ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИСКРОВЫХ РАЗРЯДОВ КОНДЕНСАТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯ 2014
  • Бойченко Виктор Фёдорович
RU2551419C2
СПОСОБ ПРОГРАММНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИСКРОВЫХ РАЗРЯДОВ КОНДЕНСАТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯ 2014
  • Бойченко Виктор Фёдорович
RU2554925C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ВРАЩЕНИЯ ПЛОСКОСТИ ПОЛЯРИЗАЦИИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОЛЯРИМЕТР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Чувашов В.Д.
RU2088896C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО 1994
RU2094260C1
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМ И ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Ибрагимов Б.Р.
  • Огарков А.Ф.
  • Слепов Ю.В.
  • Тюфяков А.С.
  • Черкасов В.А.
RU2116486C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 065 075 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ МОМЕНТА ИСКРООБРАЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: изобретение относится к электрооборудованию автомобиля, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением топливно-воздушной смеси (ТВС) в камерах сгорания поршневых двигателей, и может быть использовано в системах подавления детонационного режима сгорания ТВС. Изобретение позволит изменять момент зажигания по выбранному закону управления, что улучшит мощностные и экономические показатели ДВС. Сущность изобретения: согласно способу, преобразуют последовательность импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала двигателя, в последовательность импульсов треугольной формы, сравнивают сигнал треугольной формы с опорным уровнем, фиксируют текущий момент зажигания при равенстве опорного уровня и среза импульса треугольной формы, причем множество изменений текущего момента зажигания подчинено закону управления моментом зажигания, где закон управления может быть выражен математической формулой, содержащей первую и вторую составляющие, где для формирования первой составляющей выражают первую константу и определяют отношение градиентов фронта и среза сигнала треугольной формы, причем градиент фронта сигнала регулируют в зависимости от требуемого текущего момента зажигания, а для формирования второй составляющей определяют опорный уровень, градиент среза сигнала, значение частоты вращения коленчатого вала и вычисляют вторую константу, причем определяют детонационную стойкость ДВС и в зависимости от детонационной стойкости ДВС изменяют текущий момент зажигания. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 065 075 C1

Способ изменения момента искрообразования двигателя внутреннего сгорания, согласно которому преобразуют последовательность импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала двигателя, в последовательность импульсов треугольной формы, сравнивают сигнал треугольной формы с опорным уровнем и при равенстве опорного уровня и среза импульса треугольной формы фиксируют текущий момент искрообразования, который соответствует линейному закону управления с двумя переменными, отличающийся тем, что для формирования первой переменной определяют текущее значение константы, а в качестве аргумента используют отношение градиентов фронта и среза сигнала треугольной формы, для формирования второй переменной определяют текущее значение константы, а в качестве аргумента используют частоту вращения коленчатого вала двигателя, после чего изменяют градиент фронта сигнала треугольной формы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2065075C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
А
Бирюков
Цифровой октан-корректор
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины 1921
  • Орлов П.М.
SU34A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР N 1248372, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Аавторское свидетельство СССР N 1644582, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 065 075 C1

Авторы

Гутцайт Л.Э.

Пустельников С.Г.

Даты

1996-08-10Публикация

1992-03-24Подача