Изобретение относится к области автомобильной электроники, в частности к средствам защиты транспортного средства от угона и предназначено для использования, например, на автомобиле, оборудованном двигателем внутреннего сгорания с системой зажигания.
Известно противоугонное устройство для транспортного средства, например, автомобиля, содержащее секретный тумблер, выключающий противоугонное устройство, реле и схему управления им, которая дает возможность запускать двигатель на время 20-40 сек. а затем формирует фазу, имитирующую неисправность двигателя, длительность несколько минут. Кроме того, замыкающий контакт реле в этом устройстве включен последовательно в цепь прерывателя зажигания, а размыкающий контакт подключен в цепь питания зажигания (авт. свд. СССР N 1657429 B 60 R 25/04, 1991).
Недостатками известного устройства являются: наличие секретного тумблера, который легко обнаруживается опытным угонщиком; явно выраженные признаки наличия противоугонного устройства двигатель запускается, работает 20-40 сек, затем глохнет на несколько мин, после чего его можно вновь запустить, интервал времени в 20-40 сек достаточен для перемещения автомобиля на десятки метров от места парковки; защита наброса прямого провода малоэффективна, так как такое устройство не защищает при одновременном набросе прямого провода и дополнительного провода от катушки к прерывателю (такой способ является известным приемом профессиональных угонщиков); при открытии капота автомобиля в электрической схеме легко обнаруживают провода, ведущие к замыкающим контактам реле, включенные последовательно в цепь прерывателя.
Кроме того такое устройство не блокирует работающий двигатель при попытке пассажиров высадить водителя с целью последующего угона автомобиля.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату, принятое за прототип, является устройство защиты транспортного средства от угона, содержащее ключ, источник помех и секретный тумблер (авторское свидетельство СССР N 1745581 B 60 R 25/04, 1992).
Однако и это устройство недостаточно эффективно как противоугонное, так как оно не защищает от наброса прямого провода, не блокирует двигатель во время езды при попытке пассажиров высадить водителя с целью последующего угона автомобиля, имеет легко обнаруживаемый секретный тумблер, отключающий устройство, и формирует сбои в работе двигателя, имеющие явно выраженный искусственный характер.
Изобретение позволяет устранить указанные недостатки и направлено на повышение эффективности защиты транспортного средства, например автомобиля, оборудованного двигателем внутреннего сгорания с системой зажигания, путем более надежной дезориентации угонщика в отношении неисправности двигателя, надежной защиты от наброса "прямого провода" и блокировки работы двигателя после насильственной высадки водителя при работающем двигателе.
Указанные преимущества существенно повышают технический уровень предлагаемого противоугонного устройства в сравнении с известными аналогами, который обеспечивается тем, что в автомобильное противоугонное устройство, содержащее электронный ключ, установленный в цепи питания катушки зажигания, формирователь помех, выход которого соединен с первым управляющим входом ключа, режимный тумблер, введены выполненный с памятью блок управления, блок коммутации, пусковая кнопка и интегратор напряжения реле стартера, причем блок коммутации включен в одну входную цепь блока управления, а последовательно соединенные пусковая кнопка и режимный тумблер в его другую входную цепь, один выход блока управления подключен ко второму управляющему входу ключа, а другой выход к блокирующему входу интегратора.
Повышению технического уровня способствует то, что в устройство введен детектор соединения катушки зажигания с аккумуляторной батареей прямым проводом, подключенный к обмотке реле стартера и выполненный с возможностью ограничения времени включения реле до 0,1 0,3 сек, а также то, что блок коммутации выполнен в виде магнитоуправляемого контакта, установленного в потайном месте.
Снабжение противоугонного устройства блоком автоматического управления ключом совместно с коммутирующим блоком дает возможность исключить применение секретного тумблера, так как в исходном состоянии при включении зажигания противоугонного устройства всегда находится в режиме защиты (охраны). Блок коммутации представляет собой геркон, установленный в любом удобном для водителя месте, например за обшивкой, и позволяет исключить снятие с режима охраны противоугонного устройства угонщика. Снятие с охранного режима возможно только владельцем при одновременном включении стартера и кратковременном замыкании коммутирующего блока с помощью поднесенного в определенное место магнита.
Снабжение двери водителя пусковой кнопки, соединенной с блоком автоматического управления ключом через режимный тумблер, не являющийся секретным и установленный в любом удобном месте, например на приборной панели, позволяет защитить транспортное средство при попытке высадить водителя из работающего автомобиля.
Интегратор напряжения реле стартера (блок управления источником помех) позволяет более правдоподобно, по сравнению с аналогами, имитировать неисправность двигателя, проявление которой определяется временем работы стартера.
Включение в электрическую схему противоугонного устройства между ключом и обмоткой реле стартера детектора прямого провода надежно защищает транспортное средство от угона путем наброса прямого провода.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена блок-схема противоугонного устройства; фиг. 2 диаграмма (а) изменения напряжения блоком управления источника помех и (б) напряжения источника помех (напряжение управления ключом) от момента времени t1 включения стартера до момента t2 выключения стартера (t3 окончание цикла; U1 напряжение при открытом ключе; U2 напряжение при закрытом ключе).
На схеме фиг. 1 обозначены: катушка индуктивности 1, блок управления (с памятью) 2, электронный ключ 3, формирователь (источник) помех 4, интегратор напряжения реле стартера (блок управления источником помех) 5, детектор соединения катушки зажигания с аккумуляторной батареей, (детектор прямого провода) 6, обмотка реле стартера 7, замок зажигания 8, режимный тумблер 9 на приборной панели, блок коммутации 10, пусковая кнопка 11 в двери водителя.
Электронный ключ 3 установлен в цепи питания катушки зажигания. Выход помех 4 соединен с первым управляющим входом ключа 3. Блок коммутации 10 включен в одну входную цепь блока управления 2, а последовательно соединенные пусковая кнопка 11 и режимный тумблер 9 в его другую входную цепь. Один выход блока управления подключен ко второму управляющему входу ключа 3, а другой выход к блокирующему входу интегратора 5, соединенному выходом со входом формирователя помех 4.
Противоугонное устройство работает следующим образом.
При подаче напряжения на катушку 1 индуктивности блок 2 автоматического управления ключом 3 разрешает работу источника 4 помех, который представляет собой генератор импульсов переменной скважности, управляемый блоком 5 управления источника помех. Блок 5 управления источником помех является интегрирующей цепью, на которой напряжение питания реле стартера.
В исходном положении 4 помех находится в состоянии лог. 0, при этом ключ 3 закрыт, система зажигания не работает. При включении стартера угонщиком блок 5 управления источником помех совместно с источником 4 помех начинает вырабатывать импульсы лог. 1, переменной скважности (фиг. 2), которые открывают ключ 3, при этом скважность постепенно уменьшается и спустя некоторое время (3-10 сек) источник 4 помех переходит в состояние лог. 1, система зажигания работает.
После отключения стартера угонщиком блок 5 управления источником помех совместно с источником 4 помех вырабатывает импульсы лог. 0 с переменной скважностью и затем переходит в состояние лог. 0, система зажигания не работает. Вышеописанный процесс проявляется в виде затрудненного запуска двигателя с перебоями (некоторое время он неустойчиво работает и затем глохнет). Причем в отличие от прототипа симптомы неисправности при каждом запуске двигателя различные, они зависят от того как долго работал стартер, т.е. от интервала времени (t1-t2). Поэтому в одном случае двигатель может устойчиво запуститься и работать 1-2 сек, потом опять давать перебои и глохнуть, в другом случае двигатель сразу будет давать перебои и глохнуть, в третьем двигатель совсем не заводится, а только "схватывает".
При набросе прямого провода детектор 6 прямого провода блокирует обмотку реле стартера 7 таким образом, что при попытке его включить, реле 7 замыкается на 0,1 0,3 сек, что воспринимается как неисправность стартера или пониженное напряжение аккумулятора, или повреждение, вызванное набросом прямого провода.
Для запуска двигателя владельцем транспортного средства необходимо после включения замка 8 зажигания при включенном стартере, кратковременно замкнуть коммутирующий блок 10, например геркон, установленный за обшивкой или в другом месте, удобном для владельца. При этом блок 2 автоматического управления ключом открывает ключ 3 и блокирует блок 5 управления источника помех. Противоугонное устройство в этом случае заблокировано, двигатель запускается.
Для исключения угона транспортного средства путем высадки водителя, водитель должен замкнуть тумблер 9 на приборной панели. Этот тумблер не секретный и замкнуть его можно либо перед посадкой незнакомых лиц, или в момент посадки, или после посадки. Если тумблер 9 замкнут, то при открывании водительской двери замыкаются контакты кнопки 11 и блок 2 автоматического управления ключом переводит противоугонное устройство в режим блокировки и оно может быть разблокировано только владельцем через коммутирующий блок 10. После высадки владельца транспортного средства при работающем двигателе, если тумблер 9 был своевременно замкнут, двигатель будет устойчиво работать несколько секунд, затем начинает "троить" и глохнет. При последующих попытках завода двигателя угонщиком противоугонное устройство будет имитировать неисправность двигателя.
Предложенная конструкция противоугонного устройства позволяет повысить эффективность защиты транспортного средства от угона, так как обеспечивает более надежную имитацию неисправности двигателя (топливной или электросистемы), исключает применение потайного тумблера, надежно защищает от наброса прямого провода и позволяет автоматически переводить противоугонное устройство в режим блокировки при насильственной высадке водителя из работающего автомобиля.
Использование: автомобильная электроника, средства защиты от угона транспортного средства, оборудованного двигателем внутреннего сгорания с системой зажигания. Сущность изобретения: повышение эффективности защиты транспортного средства путем надежной дезориентации угонщика в отношении неисправности двигателя, надежная защита от наброса прямого провода между аккумуляторной батареей и катушкой зажигания, блокировка работы двигателя после насильственной высадки водителя при работающем двигателе. Это достигается тем, что противоугонное устройство, состоящее из электронного ключа, включенного последовательно между контактом замка зажигания и катушкой индуктивности, формирователя помех, выход которого соединен с ключом, и тумблера, дополнительно снабжено блоком управления ключом, блоком коммутации, пусковой кнопкой, детектором наброса прямого провода и интегратором напряжения реле стартера. Блок управления ключом совместно с блоком коммутации, например герконом, установленным за обшивкой, позволяет исключить применение секретного тумблера, включающего и отключающего противоугонное устройство. Снятие с охранного режима возможно только владельцем при одновременном включении стартера и кратковременном замыкании блока коммутации с помощью магнита. Интегратор напряжения реле стартера позволяет правдоподобно имитировать неисправность двигателя, проявление которой определяется временем работы стартера. Детектор наброса прямого провода надежно защищает транспортное средство от угона путем наброса прямого провода между аккумуляторной батареей и катушкой зажигания. Кнопка в двери водителя, подключенная через тумблер на приборной панели к блоку управления ключом, после включения тумблера перед посадкой незнакомых лиц блокирует работу двигателя при попытке высадить водителя из работающего автомобиля. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Устройство защиты транспортного средства от угона | 1989 |
|
SU1745581A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Даты
1997-10-27—Публикация
1994-01-28—Подача