Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в водометных и гидрореактивных движителях с глубокопогруженной приемной частью.
Известен принятый в качестве ближайшего аналога водозаборник, содержащий проточный трубопровод с поворотными коленами и водозаборным отверстием (А.А. Русецкий. Движители судов с динамическими принципами поддержания. Л. Судостроение, 1978, с.188, 189). Водозаборник имеет большое внешнее сопротивление и гидравлические потери.
Предложенное изобретение предназначено для решения технической задачи снижения сопротивления водозаборника и гидравлических потерь в нем.
Технический результат достигается тем, что на внутренней кормовой поверхности проточного трубопровода между поворотными коленами в плоскостях его поперечного сечения установлены один или несколько пластинчатых интерцепторов с концевыми шайбами.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 дано продольное сечение водозаборника с различными формами поперечного сечения проточного трубопровода.
Устройство содержит входной патрубок 1, проточный трубопровод 2, поворотные колена 3 и 4, пластинчатые интерцепторы 5 с концевыми шайбами 6, рабочий насос движителя 7.
Устройство работает следующим образом. При работе насоса 7 вода со скоростью движения судна V набегает на интерцептор 5а, при этом перед ним создается зона повышенного давления, а за ним разрежение потока, в связи с чем на внутренней кормовой поверхности трубопровода 2 появляется подъемная сила Рy. Одновременно на интерцепторе 5а возникает сила сопротивления Px, направленная вверх. При этом концевые шайбы 6 устраняют индуктивные потери на интерцепторе. Зона действия положительного и отрицательного давления простирается на 7-10 высот интерцептора перед ним и на 10-14 высот за ним. Поэтому следующий по потоку интерцептор 5в может быть размещен не ближе 17-24 высот интерцептора. Аналогично размещаются и другие интерцепторы. При этом первый интерцептор устанавливается в начале прямолинейного участка трубопровода, а последний не ближе 14 высот до начала верхнего поворотного колена.
Оценим эффект изобретения на примере водометного движителя быстроходного судна с глубокопогруженными крыльями с характерными для реального судна параметрами: скорость судна V 34 узла, (16,2 м/сек). Упор 8300 кгс, диаметр винта 0,91 м, расход воды 6 м3/сек. При этом площадь поперечного сечения трубопровода F 0,37 м2/с учетом поправок 0,45 м2. Длина трубопровода между коленами 4,5 м, высота интерцепторов 2/20 длины поперечного сечения (0,75 м), т.e. h 0,75/20 0,0375 м, а его длина l равна ширине сечения (60 см).
При этом по длине трубопровода можно разместить три интерцептора с расстоянием между ними L 1,5 м, что соответствует 40h.
Подъемная сила и сила сопротивления от одного интерцептора будут:
Суммарные силы от трех интерцепторов составят Рyсум 19470 Н, Pxсум10240 Н.
Таким образом, сила тяги увеличилась на 24% Сила Px уменьшит массу судна на 1044 кг. С учетом гидравлического сопротивления интерцепторов следует ожидать, что при Сy/Cx 1,9 реальное увеличение тяги составит не менее 15% и повышение КПД до 10%
Устройство просто в исполнении и поэтому возможно его применение на существующих проектах судов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК | 1993 |
|
RU2065374C1 |
ВОДОЗАБОРНИК СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ | 1994 |
|
RU2079420C1 |
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2065375C1 |
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2185307C2 |
ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА | 1994 |
|
RU2185308C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 1992 |
|
RU2068796C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ | 2000 |
|
RU2183175C2 |
ДВИЖИТЕЛЬ ПЛАВСРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2068797C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА | 1994 |
|
RU2086464C1 |
ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА | 2002 |
|
RU2240951C2 |
Использование: судостроение, в водометных и гидрореактивных движителях судов. Сущность изобретения: на внутренней кормовой поверхности по длине проточного трубопровода водозаборника в его поперечных плоскостях между поворотными коленами установлены один или несколько пластинчатых интерцепторов с концевыми шайбами, симметрично диаметральной плоскости трубопровода. 1 ил.
Водозаборник быстроходного судна, содержащий проточный трубопровод с поворотными коленами и водозаборным отверстием, отличающийся тем, что на внутренней кормовой поверхности проточного трубопровода между поворотными коленами в плоскостях его поперечного сечения установлены один или несколько пластинчатых интерцепторов с концевыми шайбами.
А.А.Русецкий | |||
Движители судов с динамическими принципами поддержания, Л., Судостроение, 1979, с.188, 189. |
Авторы
Даты
1996-08-20—Публикация
1993-08-19—Подача