ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА Российский патент 2004 года по МПК B63H11/10 

Описание патента на изобретение RU2240951C2

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям скоростных судов и других плавсредств. Позволяет получить дополнительную тягу к упору водометного движителя, при этом увеличивается скорость хода или снижается расход топлива, а также повышается КПД движителя до величины, близкой КПД гребных винтов.

Известны водометные движители [С.В. Куликов, М.Ф. Храмкин. Водометные движители (теория и расчет). Издание третье. - Л.: Судостроение, 1980 г., п.1.2], содержащие насос, водовод, входной патрубок и выходное отверстие с соплом. Недостатки водометных движителей: большие гидравлические потери внутри водоводов и малый КПД (0,5-0,6), а также нерациональное использование кинетической энергии воды в водоводах движителей.

Известен двухрежимный водозаборник водометного движителя высокоскоростного судна (Положительное решение от 16 января 2002 г. по заявке №2000110453/28/010894 от 24.4.00). Водозаборник содержит насос, проточный трубопровод с приемным патрубком и выходным соплом, а также обтекаемое тело внутри трубопровода.

Недостаток аналога - необходимость затрат дополнительной энергии во время движения судна.

Известна вставка-водовод водометного движителя, содержащая входное и выходное отверстия, а также обтекаемые тела внутри вставки (патент РФ №2065375 от 13.09.1993 г.). Указанный патент принят за прототип.

Недостаток прототипа - сравнительно небольшая дополнительная сила тяги, создаваемая в водоводе на обтекаемом теле (крыльевой поверхности).

Техническим результатом изобретения является повышение силы тяги и КПД движителя до величины, близкой КПД гребного винта, повышение скорости хода или снижение расхода топлива за счет более рационального конструирования внутренней части вставки-водовода водометного движителя и использования кинетической энергии потока в ней.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, которое содержит входное и выходное отверстия и обтекаемые тела внутри вставки-водовода, по крайней мере одно обтекаемое тело выполнено в виде решетчатого крыла с регулируемым углом атаки, составляющие крылья которого размещены в плоскостях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна, при этом нижнее крыло каждой решетки установлено у кормовой обшивки вставки-водовода, а верхнее выше - у носовой обшивки, вдоль задней кромки крыльев со стороны нижней поверхности установлен пластинчатый интерцептор, а форма поверхности внутренней обшивки вставки соответствует поверхности тока реальной жидкости, обтекающей обтекаемые тела.

Заявленное устройство отличается от прототипа тем, что:

- внутри вставки закреплено одно или несколько решетчатых крыльев;

- составляющие решетку крылья имеют регулируемый угол атаки;

- составляющие решетку крылья размещены в плоскостях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна;

- нижнее крыло решетки установлено у кормовой обшивки; а верхнее - выше у носовой обшивки, другие крылья - по диагонали между нижним и верхним крыльями;

- вдоль задней кромки крыльев со стороны нижней поверхности установлен пластинчатый интерцептор;

- форма поверхности внутренней обшивки вставки-водовода соответствует поверхности тока реальной жидкости, обтекающей размещенные во вставке тела, при выбранной скорости хода судна, например крейсерской или максимальной.

Других близких аналогов не обнаружено.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена общая схема водометного движителя, на фиг.2 схематически изображена предлагаемая вставка-водовод с одним решетчатым крылом.

Водометный движитель 1 (фиг.1) состоит из водозаборного патрубка 2 и выходного сопла 3, насоса 4 и вставки-водовода 5. Вставка-водовод 5 (фиг.2) содержит 6 и 7 - входное и выходное отверстия, 8 - решетчатое крыло, 9 и 10 - нижнее и верхнее крылья решетки (промежуточные крылья решетки не показаны); 11 - пластинчатый интерцептор; 12 - форма внутренней поверхности вставки-водовода. Устройство для регулирования угла атаки крыльев решетки не показано.

Устройство работает следующим образом. При поступлении воды во вставку-водовод 5 через входное отверстие 6 на решетчатом крыле 8 возникает подъемная сила, величина которой регулируется путем установки угла атаки крыльев (устройство регулировки угла атаки не показано). Проекция подъемной силы на направление движения судна дает дополнительную силу тяги. Величина подъемной силы, а также гидродинамического качества решетки за счет взаимодействия потоков между крыльями существенно (до двух раз) выше по сравнению с одиночным крылом. Установка пластинчатого интерцептора 11 способствует еще большему повышению указанных здесь гидродинамических характеристик. Действительно, с одной стороны, интерцептор увеличивает подъемную силу каждого крыла решетки, создавая подпор на нижней поверхности крыла за счет торможения потока перед интерцептором. С другой стороны, интерцепторы сужают расстояние между соседними крыльями, что увеличивает скорость обтекания верхней поверхности нижележащего крыла.

После обтекания решетки поток под действием насоса 4 и гидродинамического подпора на входе патрубка 2 выбрасывается в направлении движения судна через выходное сопло 3, создавая реактивную часть силы тяги судна.

Для уменьшения гидравлического сопротивления во вставке форма поверхности внутренней обшивки соответствует поверхности тока жидкости, обтекающей решетчатое крыло для одной заданной заранее скорости движения судна (наибольшей или крейсерской скорости).

Выполненные оценки показывают, что предложенное устройство дает возможность существенно повысить силу тяги скоростного судна с водометными движителями (или снизить расход топлива) и КПД движительного комплекса, приблизив к КПД гребных винтов.

Похожие патенты RU2240951C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО, ПОВЫШАЮЩЕЕ ПРОПУЛЬСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОДОМЕТНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ 2003
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
  • Бирюков С.В.
RU2247058C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ 2000
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2183175C2
ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2002
  • Соловьев А.П.
RU2228879C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОДВОДНОГО СУДНА 2001
  • Соловьев А.П.
RU2213677C2
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК 1993
  • Соловьев А.П.
RU2065374C1
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ 2001
  • Соловьев А.П.
RU2219100C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ НАСОСОМ 2005
  • Соловьев Александр Петрович
  • Турышев Борис Иванович
RU2303556C1
ЭКРАНОПЛАН С ВОДОМЁТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2015
  • Гарафутдинов Асхат Абрарович
RU2582505C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА 2007
  • Соловьев Александр Петрович
RU2360832C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО СУДНА 2002
  • Соловьев А.П.
  • Турышев Б.И.
RU2219099C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 240 951 C2

Реферат патента 2004 года ВСТАВКА-ВОДОВОД ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СКОРОСТНОГО СУДНА

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям скоростных судов и других плавсредств. Вставка-водовод состоит из входного и выходного отверстий, а также по крайней мере одного обтекаемого тела, выполненного в виде решетчатого крыла, а составляющие решетку крылья имеют регулируемый угол атаки и размещены в плоскостях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна, при этом нижнее крыло решетки установлено у кормовой обшивки вставки-водовода, а верхнее выше - у носовой обшивки, вдоль задней кромки крыльев со стороны нижней поверхности установлен пластинчатый интерцептор, а форма поверхности внутренней обшивки вставки соответствует поверхности тока реальной жидкости, обтекающей содержащиеся во вставке тела. Технический результат заключается в получении дополнительной тяги к упору водометного движителя, при этом увеличивается скорость хода или снижается расход топлива, а также повышении КПД движителя до величины, близкой к КПД гребных винтов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 240 951 C2

Вставка-водовод водометного движителя скоростного судна, содержащая входное и выходное отверстия и обтекаемые тела внутри вставки-водовода, отличающаяся тем, что по крайней мере одно обтекаемое тело выполнено в виде решетчатого крыла, а составляющие решетку крылья имеют регулируемый угол атаки и размещены в плоскостях, перпендикулярных диаметральной плоскости судна, при этом нижнее крыло решетки установлено у кормовой обшивки вставки-водовода, а верхнее выше - у носовой обшивки, вдоль задней кромки крыльев со стороны нижней поверхности установлен пластинчатый интерцептор, а форма поверхности внутренней обшивки вставки соответствует поверхности тока жидкости, обтекающей содержащиеся во вставке тела.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240951C2

ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 1993
  • Соловьев А.П.
  • Чавдаров Э.А.
  • Яковлев В.С.
  • Андропов В.С.
RU2065375C1
ПОЛНОНАПОРНЫЙ ВОДОЗАБОРНИК ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 1994
  • Соловьев А.П.
  • Шевчик В.А.
RU2185307C2
US 4775341, 04.10.1988
МЕМБРАНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ НАПРАВЛЕННОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ТКАНЕЙ 1998
  • Экмейер Зденек
  • Шлоссер Лотар
  • Гйештлих Петер
RU2217171C2

RU 2 240 951 C2

Авторы

Турышев Б.И.

Войцех О.Г.

Соловьев А.П.

Даты

2004-11-27Публикация

2002-12-24Подача