Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к масляным радиаторам систем смазки двигателей внутреннего сгорания.
Известен масляный радиатор, устанавливаемый на двухтактных двигателях внутреннего сгорания ЯАЗ-204, выпускаемых Ярославским моторным заводом, с пластинчато-ребристой структурой, состоящий из секций, имеющих прямоугольную форму в поперечном сечении, перпендикулярном направлению движения смазочной жидкости во входном и выходном каналах.
Такая форма элементов теплообменника препятствуют его применению в сочетании с агрегатами, у которых элементы имеют другие формы, например, с масляными фильтрами.
Известен масляный радиатор для двигателя внутреннего сгорания, содержащий кожух и размещенный внутри его полости пакет попарно соединенных пластин, образующих соединенные между собой секции, в которых установлены турбулизаторы, при этом в упомянутых пластинах выполнены отверстия, образующие входной и выходной каналы для подвода в секции и отвода из них смазочной жидкости, а к полости внутри кожуха подключены патрубки для подвода к этой полости и отвода из нее охлаждающей жидкости из системы охлаждения, смещенные относительно друг друга вдоль осей упомянутого пакета, первая из которых расположена в продольной плоскости пакета, а вторая в поперечной его плоскости. Входной и выходной каналы отделены друг от друга перегородкой, образованной выштамповками, выполненными в упомянутых пластинах. Патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости расположены относительно упомянутых входного и выходного каналов с возможностью обеспечения противотока двух упомянутых текучих сред (патент США N 4271901, кл. 165-165, опубл. 1981 г.). Недостатком известного теплообменника является отсутствие в нем внутренних и наружных распределительных пластин, что существенно снижает жесткость и надежность конструкции, затрудняет оптимизацию формы входного и выходного каналов и надлежащее их уплотнение.
Известен теплообменник, содержащий кожух и размещенный внутри его полости пакет попарно соединенных пластин, образующих соединенные между собой секции, в которых установлены турбулизаторы и внутренние разделительные пластины, а между секциями размещены наружные разделительные пластины, при этом во всех упомянутых пластинах выполнены отверстия, образующие входной и выходной каналы для подвода в секции и отвода из них первой из двух текучих сред, а к полости внутри кожуха подключены патрубки для подвода в эту полость и отвода из нее второй текучей среды, смещенные относительно друг друга вдоль осей упомянутого пакета, первая из которых расположена в его продольной плоскости, а вторая в его поперечной плоскости. Входной и выходной каналы разнесены относительно друг друга и расположены по разные стороны от оси пакета пластин, расположенной в поперечной плоскости и перпендикулярной упомянутой его оси, расположенной в той же плоскости. Входной и выходной каналы имеют в поперечном сечении соответственно прямоугольную и круглую формы, наружная распределительная пластина имеет в плане профиль с неплавным сопряжением образующих его элементов, а турбулизатор выполнен цельным и имеет каналы, ориентированные под одним и тем же углом к оси пакета пластин, расположенной в поперечной плоскости (патент США N 4360055, кл. 165-38, опубл. 1982 г.).
Указанные конструктивные особенности известного теплообменника обуславливают такую организацию движения в нем потоков текучих сред, при которой в два раза снижаются скорости смазочной жидкости, увеличивается сопротивление входных и выходных каналов, увеличивается сопротивление на входе и выходе смазочной жидкости из каналов турбулизатора, увеличивается сопротивление движению охлаждающей жидкости при обтекании ею наружных разделительных пластин, создаются условия для возникновения отрывных зон и возвратных течений упомянутых текучих сред. В результате отмеченного снижается эффективность работы теплообменника.
Задачей заявляемого изобретения является создание жидкостно-масляного теплообменника для двигателя внутреннего сгорания, обладающего необходимой жесткостью конструкции и имеющего повышенную эффективность работы за счет соответствующей организации в нем движения смазочной и охлаждающей жидкостей и снижения сопротивлений движению этих текучих сред по всей траектории их движения.
Указанная задача решается тем, что в теплообменнике, содержащем кожух и размещенный внутри его полости пакет попарно соединенных пластин, образующих соединенные между собой секции, в которых установлены турбулизаторы и внутренние разделительные пластины, а между секциями размещены наружные разделительные пластины, при этом во всех упомянутых пластинах выполнены отверстия, образующие входной и выходной каналы для подвода в секции и отвода из них первой из двух текучих сред, а к полости внутри кожуха подключены патрубки для подвода в эту полость и отвода из нее второй текучей среды, смещенные относительно друг друга вдоль осей упомянутого пакета, первая из которых расположена в продольной его плоскости, а вторая в поперечной плоскости, входной и выходной каналы для первой текучей среды, расположенные в непосредственной близости друг от друга, отделены друг от друга перегородкой, образованной перемычками пластин, разделяющими упомянутые отверстия, выполненные в пластинах, внутренняя разделительная пластина, контактирующая хвостовиком упомянутой перемычки с внутренней боковой поверхности секции, имеет на этом хвостовике уплотнитель, а патрубки подвода и отвода второй среды расположены относительно упомянутых входного и выходного каналов с возможностью обеспечения противотока двух сред.
Упомянутые входной и выходной каналы имеют в поперечном сечении каплеобразный профиль, вытянутый в направлении упомянутого хвостовика.
Наружная разделительная пластина имеет в плане профиль с плавным сопряжением образующих его элементов.
Турбулизатор состоит из двух составных частей, размещенных по разные стороны от второй из упомянутых осей пакета пластин, каналы для циркуляции первой среды в каждой из составных частей его расположены под углом 30-45 o к этой оси, а угол между направлениями циркуляции среды в каналах двух его составных частей составляет 60-90 o. При таком выполнении теплообменника, при его работе обеспечиваются направленные потоки смазочной и охлаждающей жидкостей, необходимые величины скоростей движения при одновременном снижении сопротивления на всем пути движения текучих сред и обеспечении надежного уплотнения каналов для смазочной жидкости.
На фиг.1 показана установка заявляемого теплообменника в системе смазки ДВС. На фиг.2 представлено продольное сечение заявляемого теплообменника, на фиг. 3 поперечное сечение, на фиг.4 и 5 изображены пластины, образующие секцию теплообменника, на фиг.6 внутренняя разделительная пластина, а на фиг.7 наружная разделительная пластина.
Жидкостно-масляный теплообменник для двигателя внутреннего сгорания содержит прикрепленный к блоку 1 кожух 2 и размещенный внутри его полости 3 цилиндрический пакет 4 попарно соединенных пластин 5 и 6, образующих секции 7, в которых установлены турбулизаторы 8 и внутренние разделительные пластины 9, а между секциями 7 размещены наружные разделительные пластины 10. Пластины 5 и 6 соединены между собой завальцовкой и последующей пайкой медью всех сопрягаемых поверхностей деталей. В кожухе 2 со стороны его крепления к блоку двигателя образована приемная полость 11, с противоположной стороны выходная полость 12, оси которых совпадают с осью 13 цилиндрического пакета, а в пластинах 5, 6, 9 и 10 выполнены отверстия соответственно 14 и 15, 16 и 17, 18 и 19, 20 и 21, образующие входной 22 и выходной 23 каналы для подвода и отвода смазочной жидкости. Приемная полость 11, подключенная к масляной магистрали блока (не показана), сообщена с входным каналом 22, а выходная полость 12, сообщенная с выходным каналом 23, подключена к масляному фильтру 24. К масляному фильтру 24 теплообменник подключен также центральным каналом 25, выполненным в стяжном болте 26, установленном по оси 13 и проходящим через отверстия (в пластинах 9 и 10 отверстия 27 и 28), выполненные во всех пластинах. Приемная полость 11 через перепускной клапан 29 имеет непосредственную связь с выходной полостью 12. К полости 3 внутри кожуха 2 подключены патрубки 30 и 31 для подвода в эту полость и отвода из нее охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя, смещенные относительно друг друга вдоль осей 13 и 32 цилиндрического пакета. Входной 22 и выходной 23 каналы расположены по одну сторону от перпендикулярной оси 32 оси 33 пакета 4 симметрично относительно оси 32. Расположенные вплотную друг к другу, каналы 22 и 23 отделены друг от друга перегородкой 34, образованной перемычками пластин, разделяющих отверстия 14-21, выполненные в пластинах (в пластинах 9 и 10 эти перемычки соответствуют позициям 35 и 36). Внутренняя разделительная пластина 9 контактирует хвостовиком 37 перемычки 35 с внутренней боковой поверхностью 38 пакета 4 пластины и имеет на этом хвостовике уплотнитель 39, например, лабиринтного типа. Отверстия 14-21 и соответственно каналы 22 и 23 имеют в поперечном сечении каплеобразный профиль, вытянутый в направлении хвостовика 37. Наружная разделительная пластина 10 имеет в плане профиль, выполненный в виде плавно сопряженных между собой дуг 40, 41 и 42 окружностей и кривых 43.
Каждый из турбулизаторов 8 выполнен составным и состоит из двух половин 44 и 45, расположенных по разные стороны от оси 32. Выполненные в них каналы 46 и 47 для циркуляции потока смазочной жидкости расположены под углом 30-45 o к оси, а угол между направленными циркуляции смазочной жидкости в каналах 46 и 47 составляет 60-90 o.
Жидкостно-масляный теплообменник работает следующим образом. Смазочная жидкость из масляной магистрали системы смазки, расположенный в блоке 1, поступает в приемную полость 11, из которой поступает во входной канал 22, проходит в секции 7, движется в них по каналам 46 и 47 турбулизатора и поступает через выходной канал 23 в выходную полость 12 и далее в масляный фильтр 24 или, в зависимости от степени его засоренности, непосредственно в канал 25 и по нему возвращается в двигатель. В случае, если вследствие низких отрицательных температур смазочная жидкость загустеет и движение ее через секции становится невозможным, смазочная жидкость из приемной полости 11 через перепускной клапан 29 поступает непосредственно в выходную полость 12 и далее в масляный фильтр 24 или в зависимости от его состояния сразу через канал 25 в масляную магистраль двигателя.
Охлаждающая жидкость из жидкостной системы охлаждения поступает по патрубку 30 в полость 3 кожуха 2 и отводится из него через патрубок 31. При выбранном расположении каналов 22 и 23 и патрубков 30 и 31 обеспечивается противоток смазочной и охлаждающей жидкостей. Благодаря расположению вплотную каналов 22 и 23, разделенных перегородкой 34, обеспечивается направленное тангенциальное движение смазочной жидкости со скоростями, обеспечивающими интенсивный теплообмен. Уменьшение сопротивления движению смазочной и охлаждающей жидкостей на всем пути их движения и дополнительное повышение эффективности теплообмена достигается благодаря каплеобразной форме каналов 22 и 23, выбранному профилю пластины 10 с плавным сопряжением образующих его элементов и составной конструкции турбулизатора 8 и выбранным направлениям каналов в них для циркуляции смазочной жидкости. Использование разделительных пластин обеспечивает требуемую жесткость конструкции в то же время облегчает выполнение входного и выходного каналов оптимальной формы. Выполнение при этом на хвостовике внутренней распределительной пластины уплотнителя обеспечивает надежное уплотнение этих каналов друг от друга. Следствием отмеченного является повышение эффективности работы теплообменника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛООБМЕННИК ДЛЯ ДИЗЕЛЯ | 1992 |
|
RU2083864C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ | 1991 |
|
RU2015377C1 |
НАГРЕВАТЕЛЬ ТОПЛИВА ДИЗЕЛЯ | 1990 |
|
RU2008498C1 |
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР | 1998 |
|
RU2205966C2 |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2006660C1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2158681C2 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2021918C1 |
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ | 1993 |
|
RU2105888C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2187661C2 |
ПРЕДПУСКОВОЙ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2066783C1 |
Сущность изобретения. Изобретение относится к масляным радиаторам систем смазки двигателей внутреннего сгорания. Теплообменник содержит кожух и размещенный внутри его полости 3 пакет 4 попарно соединенных пластин 5 и 6, образующих секции 7, в которых установлены турбулизаторы 8 и внутренние разделительные пластины 9, а между секциями размещены наружные разделительные пластины 10. В пластинах выполнены отверстия, образующие входной 22 и выходной 23 каналы для подвода в секции и отвода из них смазочной жидкости, а к полости 3 внутри кожуха подключены патрубки 30, 31 для подвода и отвода охлаждающей жидкости. Входной 22 и выходной 23 каналы для первой текущей среды отделены друг от друга перегородкой 34, образованной перемычками пластин, разделяющими отверстия 14-21, выполненные в пластинах. В поперечном сечении эти каналы имеют каплеобразный профиль, наружная разделительная пластина 10 имеет в плане профиль с плавным сопряжением образующих его элементов, а турбулизатор 8 состоит из двух составных частей. При работе теплообменника обеспечиваются потоки обеих текучих сред и снижение, сопротивления на всем пути их движения, что повышает эффективность работы теплообменника. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
US N 4271902, Нкл | |||
Устройство для отыскания металлических предметов | 1920 |
|
SU165A1 |
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Авторы
Даты
1996-09-20—Публикация
1992-11-26—Подача