Изобретение относится к пульсирующим воздушно-реактивным двигателям с резонансными камерами сгорания.
Известны пульсирующие двигатели детонационного горения, в которых детонационная камера содержит плоскую или специальную форму передней стенки, переходящую в цилиндрическую форму, а противоположный (задний) конец камеры открыт и снабжен обычным соплом типа сопла ракетного двигателя (см. Р.И.Курзинер. Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета. М. Машиностроение, 1989, с.214-215).
Наиболее близким по принципу работы и техническому исполнению к заявляемому изобретению является устройство по патенту Великобритании N 1118078, кл. G 02 K 7/00, опубл. 1968. Одним из существенных его недостатков является низкая экономичность работы двигателя.
Задача изобретения состоит в повышении экономичности работы двигателя.
Решение поставленной задачи достигается за счет более полного (ударного) дожигания продуктов сгорания ракетного топлива с сопловой части ПДДГ и обеспечения наиболее благоприятных условий для возникновения детонации.
Указанный эффект достигается тем, что сопло снабжено насадком и устройством для создания ударных волн. При этом насадок выполнен в виде закритической части сопла Лаваля, внутренняя поверхность которого является продолжением поверхности полузамкнутой полости. Устройство для создания ударных волн выполнено в виде полого обтекаемого тела, а узел подачи рабочего тела в виде кольцевой щели, образованной корпусом камеры двигателя и центральным телом. Устройство для создания ударных волн жестко закреплено внутри сопла и установлено коаксиально относительно оси последнего.
На чертеже представлена камера ПДДГ с соплом. Она состоит из полузамкнутой полости 1, выполненной в центральном теле 2 и узла подачи рабочего тела 3.
Полузамкнутая полость 1 является детонационной камерой и предназначена для образования детонационных волн. Насадок 4, являющийся частью корпуса камеры двигателя 5, выполнен в виде закритической части сопла Лаваля, внутренняя поверхность которого является продолжением поверхности полузамкнутой полости 1. Насадок 4 предназначен для детонационного дожигания рабочего тела и разгона продуктов детонации.
Узел подачи рабочего тела 3 выполнен в виде кольцевой щели, образованной корпусом 5 камеры двигателя и центральным телом 2 и предназначен для подвода рабочего тела в детонационную камеру.
Устройство для создания ударных волн 6 представляет собой полое обтекаемой тело, жестко закрепленное внутри сопла и установленное коаксиально относительно его оси. Оно предназначено для надежного возбуждения ударных (детонационных) волн в ползуамкнутой полости 1 и поддержания их в процессе всего времени работы двигателя.
Работает двигатель следующим образом. При поступлении рабочего тела через узел подвода 3 в детонационную камеру 1 происходит ее заполнение. По мере заполнения камеры 1 она перекрывается плоской сверхзвуковой сходящейся к центру струей. Одновременно часть рабочего тела поступает в насадок 4.
В процессе заполнения полузамкнутой полости 1, давление и температура в ней скачкообразно увеличиваются, что приводит к образованию детонации. Одновременно часть плоской сверхзвуковой сходящейся к центру струи, которая не участвовала в рабочем процессе, проходящем в детонационной камере 1, устремляется в сопло и натекает на устройство для создания ударных волн 6. Образуется система скачков уплотнений, в которых происходит резкое повышение температуры и давления. В свою очередь это приводит к детонационному дожиганию рабочего тела в насадке 4 и дальнейшему его истечению.
Более полное использование энергетических характеристик рабочего тела приводит к повышению экономичности работы двигателя, т.е. к повышению удельного импульса тяги.
Кроме того, когда детонационная волна встречается с тяговой стенкой, расположенной в передней части камеры ПДДГ, она рикошетирует от нее, ускоряя большую часть продуктов сгорания в сторону сопла. При этом они "пробивают" плоскую сверхзвуковую газовую струю, образуя новую систему скачков уплотнений (ударных и детонационных волн) на устройстве создания ударных волн 6, что также способствует более полному догоранию рабочего тела. Кроме того, истечение отраженных детонационных волн через сопло приводит к дополнительному увеличению осевой составляющей силы тяги, что также приводит к повышению экономичности работы двигателя.
Подбирая конфигурацию и месторасположения устройства для создания ударных волн можно добиться наибольшей экономичности работы двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕТОНАЦИОННАЯ КАМЕРА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2078969C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ КАМЕРА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ ДЕТОНАЦИОННОГО ГОРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2080466C1 |
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЕТОНАЦИОННОГО ГОРЕНИЯ | 1993 |
|
RU2066778C1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ДЕТОНАЦИОННАЯ КАМЕРА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2078974C1 |
КАМЕРА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ДВИГАТЕЛЯ ДЕТОНАЦИОННОГО ГОРЕНИЯ | 1994 |
|
RU2084675C1 |
ДЕТОНАЦИОННАЯ КАМЕРА ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2106509C1 |
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЕТОНАЦИОННОГО ГОРЕНИЯ ТИПА ПОРФЕД | 1997 |
|
RU2142058C1 |
ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ДЕТОНАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИЛЫ ТЯГИ | 2013 |
|
RU2526613C1 |
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ | 2007 |
|
RU2347097C1 |
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2432483C1 |
Использование: в реактивных двигательных установках, в частности, в пульсирующих воздушно-реактивных двигателях с резонансными камерами сгорания. Сущность изобретения: реактивное сопло пульсирующего двигателя снабжено насадком 4 и устройством 6 для создания ударных волн. Насадок 4 выполнен в виде закритической части сопла Лаваля, внутренняя поверхность которого является продолжением поверхности полузамкнутой полости 1. Устройство 6 для создания ударных волн выполнено в виде полого обтекаемого тела, а узе подачи рабочего тела 3 - в виде кольцевой щели, образованной корпусом камеры двигателя 5 и центральным телом 2. Устройство 6 для создания ударных волн жестко закреплено внутри сопла и установлено коаксиально относительно оси последнего. 1 ил.
Реактивное сопло пульсирующего двигателя детонационного горения с центральным телом, содержащее полузамкнутую полость, расположенную в центральном теле камеры двигателя, и узел подвода рабочего тела, отличающееся тем, что оно снабжено насадком и устройством для создания ударных волн, насадок выполнен в виде закритической части сопла Лаваля, внутренняя поверхность которого является продолжением поверхности полузамкнутой полости, устройство для создания ударных волн в виде полого обтекаемого тела, узел подачи рабочего тела в виде кольцевой щели, образованной корпусом камеры двигателя и центральным телом, при этом устройство жестко закреплено внутри сопла и установлено коаксиально с последним.
Р.И.Курзинер | |||
Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета | |||
М.: Машиностроение, 1989, с | |||
Устройство для вытяжки и скручивания ровницы | 1923 |
|
SU214A1 |
СПОСОБ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ДВУХФАЗНЫХ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ | 1983 |
|
SU1118078A1 |
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
Авторы
Даты
1996-09-20—Публикация
1993-06-10—Подача