Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), работающим на двух видах топлива жидком и газообразном (двухтопливные ДВС).
Известны ДВС, работающие на газовом топливе (Григорьев Е. Г. и др. Газобаллонные автомобили. М. Машиностроение, 1989). Использование таких двигателей обусловлено существенно меньшей стоимостью газового топлива по сравнению с традиционным жидким топливом и лучшими его экологическими характеристиками. Из этого же источника известны также ДВС, работающие на двух видах топлива жидком и газообразном. Такие двигатели являются более универсальными, но одновременно и более сложными в регулировании.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению (прототипом) является изобретение по пат. США N 4441475, 1984. Здесь представлен способ подачи горючего газа в двухтопливный ДВС, заключающийся в том, что газ смешивают с воздухом в заданной пропорции и подают в карбюраторный смеситель жидкого топлива. При этом впускной трубопровод ДВС содержит воздушную заслонку, карбюратор с диффузорным смесителем жидкого топлива, дроссельную заслонку и газовый смеситель с форсункой для подачи горючего газа. Схема регулирования такого двигателя оказывается довольно сложной, а качество подготовки топливо-воздушной смеси недостаточно высоким.
Целью изобретения является дальнейшее повышение эффективности двухтопливных ДВС за счет улучшения процесса смесеобразования при одновременном упрощении схемы регулирования и повышения ее надежности.
Это достигается тем, что способ подачи горючего газа в двухтопливном ДВС-прототипе предлагается дополнить смешением горючего газа с воздухом на участке с регулируемым проходным сечением, а впускной трубопровод дополнительно снабдить диффузором регулируемого проходного сечения. Последний размещается перед дроссельной заслонкой соосно диффузорному смесителю жидкого топлива и выполняется саморегулируемым, в виде подвижной в осевом направлении, подпружиненной втулки, внутренняя поверхность которой спрофилирована и образует кольцевой канал переменного сечения с наружной поверхностью диффузорного смесителя жидкого топлива. При этом форсунка подачи горючего газа выполняется в виде проставки карбюратора, размещенной между воздушной заслонкой и диффузорным смесителем жидкого топлива.
На чертеже показана конструктивная схема трубопровода, в котором реализуется предлагаемый способ подачи горючего газа в двухтопливный ДВС.
Устройство содержит участок 1 впускного трубопровода с воздушным фильтром (не показан) и воздушной заслонкой 2; карбюратор, в корпусе 3 которого размещены диффузорный смеситель 4 жидкого топлива (другие стандартные элементы карбюратора не показаны), подвижная в осевом направлении втулка 5 с профилированной внутренней поверхностью, пружина 6 и стопорное кольцо 7 проставка карбюратора 8 с форсункой 9 для подачи горючего газа во впускной трубопровод; участок 10 впускного трубопровода с дроссельной заслонкой 11. Внутренняя профилированная поверхность втулки 5 образует с наружной поверхностью диффузорного смесителя 4 жидкого топлива кольцевой канал "а" переменного сечения.
В зависимости от конкретных условий эксплуатации двигатель питается либо жидким (с использованием стандартных элементов карбюратора), либо газообразным топливом.
При запуске и работе ДВС на холостом ходу на газовом топливе за счет разрежения, обусловленного всасывающим действием цилиндров, происходит впуск и смешение горючего газа с воздухом в соотношениях, определяемых проходным сечением подвижного диффузора (в положении упора, изображенном на чертеже). При возрастании нагрузки на двигатель расход топливо-воздушной смеси регулируется соответствующим открытием дроссельной заслонки 11, а качественный состав ее устанавливается автоматически за счет осевого перемещения втулки 5 и увеличения проходного сечения "а" регулируемого диффузорного смесителя 4. Профиль внутренней поверхности втулки 5 выбирается таким образом, чтобы обеспечить оптимальное значение коэффициента избытка воздуха во всем диапазоне нагрузок двигателя.
Проведенные испытания описанного устройства в составе ДВС подтвердили реальную возможность существенного повышения топливной экономичности, снижения токсичности продуктов выхлопа и увеличения мощности двигателя по сравнению с серийно выпускаемыми устройствами аналогичного назначения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПОДГОТОВКИ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ | 1998 |
|
RU2125660C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ТОПЛИВО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2076232C1 |
СПОСОБ СМЕШЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА С ВОЗДУХОМ И СМЕСИТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2101544C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЖИДКИМ И ГАЗООБРАЗНЫМ ТОПЛИВОМ | 1995 |
|
RU2101541C1 |
Устройство для питания двухтопливного двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1386730A1 |
ДВУХТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2101542C1 |
Система питания двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1268778A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЕЙ | 1996 |
|
RU2117178C1 |
Двухтопливная система питания двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1195033A1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2008493C1 |
Использование: двигателестроение, в частности двигатели внутреннего сгорания, работающие на двух видах топлива - жидком и газообразном. Сущность изобретения: смешение газообразного топлива с воздухом происходит в карбюраторе путем подачи газа в смеситель, состоящий из проставки карбюратора и диффузора с регулируемым проходным сечением. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Патент США N 4441475, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1996-10-10—Публикация
1995-11-22—Подача