Техническое решение относится к горной промышленности и может быть использовано при отработке пластов угля с неустойчивой кровлей комплексами и агрегатами.
Известна конструкция механизированного перекрытия секций шахтной крепи (А.С. СССР 466336, опубликовано 05.04.75, кл. E 21 D 23/06), которая используется для перекрытия кровли в зазоре между крайней секцией мехкрепи и контурной крепью выработки, а также для перекрытия межсекционных зазоров.
Недостаток этого решения состоит в том, что жесткая плоская конструкция имеет малую площадь контакта с неровной кровлей в этой зоне, ослабленной зоной неупругих деформаций в окрестности подготовительной выработки, которая формируется при проходке выработки и активно развивается в зоне опорного давления.
При малой эффективной площади контакта в отдельных точках возникают значительные контактные напряжения, разрушающие кровлю. Вследствие этого, кровля, ослабленная трещинами давления в опорной зоне и в результате точечного контактного взаимодействия с крепью разрушается, высыпается, что приводит к образованию куполообразования, к выводам. Это создает опасность для горнорабочих, вызывает увеличение трудоемкости работ, увеличивает зольность угля. Кроме того, величина перекрытия зазора ограничена 250 мм, что недостаточно для перекрытия зазора в интервале 200 700 мм и конструкция не допускает резразгрузочного способа поддержания кровли.
Известно перекрытие концевой секции механизированной крепи (а.с. 156779) в котором к основной стороне основного перекрытия посредством шарнира закреплена дополнительная балка, одно плечо которой размещено над основным перекрытием, а другое консольно относительно последнего, причем консоль соединена с гидродомкратами поворота дополнительной балки. Другой конец гидродомкратов соединен с основным перекрытием. Шарнир закрепления дополнительной балки к основному перекрытию размещен между шарнирами выдвижения борта и шарниром крепления гидродомкрата поворота дополнительной балки.
Недостатки этой конструкции такие же, а именно:
низкая эффективная контактная площадь, высокие контактные напряжения;
недостаточный интервал обнажения;
невозможность осуществления безразгрузочного способа поддержания кровли без "многократного топтания";
невозможность поддержания уступной формы зазора.
Известно техническое решение комплект механизированной крепи (авт.св. N 1082964), включающий линейную и концевую секции кровли, перекрытия которых связаны между собой гидродомкратом передвижки, двуплечими рычагами и гидродомкратами, перекрытие концевой секции крепи выполнено с продольной С-образной в сечении направляющей, в которой установлен с возможностью осевого поворота и продольного перемещения гидродомкрат передвижки, шарнирно связанный штоком с перекрытием концевой секции, а цилиндром жестко с концами двуплечих рычагов, которые шарнирно закреплены средними частями на перекрытии линейной секции крепи и связаны с ним гидропатронами, закрепленными на вторых концах двуплечих рычагов.
Недостаток такой конструкции состоит в том, что поддержание кровли непостоянно, невозможно осуществление безразгрузочного ее поддержания.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является комплект механизированной крепи (авт.св. N 136664, доп. к авт.св. N 1082964), включающий линейную и концевую секцию крепи, перекрытия которых связаны между собой гидродомкратом передвижки, при этом на перекрытии концевой секции шарнирно закреплена консоль. Консоль выполнена с направляющими и снабжена бортом, подвижно установленным в направляющих, соединенных шарнирно через гидродомкраты с траверсой, установленной на гидростойке концевой крепи.
Известное устройство характеризуется достаточно эффективной контактной площадью перекрытия и кровли, благодаря наличию дополнительных опорных элементов. Недостаток конструкции состоит в том, что поддержание кровли непостоянно. Для того, чтобы переместить концевую секцию в крепи, необходимо разгрузить гидростойку, т.е. ослабленная трещинами кровля периодически подвергается "топтанию". При этом происходит ее разрушение на мелкие фракции и высыпание.
Сущность предлагаемого технического решения состоит в том, что в перекрытии концевой секции механизированной крепи, включающем основное перекрытие и три дополнительных опорных элемента, шарнирно соединенных между собой и с основным перекрытием, и домкраты поворота вокруг шарниров, дополнительные опорные элементы выполнены в виде крайней, центральной и боковой платформ, снабженных направляющими роликами на торцовых участках и опорными роликами со стороны кровли, при этом на платформах размещен цилиндрический пневмотор, закрепленный бесконечной лентой, проходящей через сквозную полость пневмотора, по его контактной поверхности с опорными роликами и перепасованной через направляющие ролики боковой и центральной платформ, причем хвостовик боковой платформы соединен домкратом поворота с основным перекрытием и дополнительным домкратом поворота с центральной платформой на ее границе с крайней, а хвостовик крайней платформы соединен домкратом поворота с центральной платформой, на ее границе с боковой.
Сущность технического решения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан поперечный разрез дополнительных перекрытий концевой секции механизированной крепи в положении, когда крайняя и боковая платформа повернуты нормально относительно центральной путем раздвижки хвостовиков боковой и крайней платформ на максимальное расстояние друг от друга посредством домкратов. Фрагмент поддержания цилиндрическим пневмотором кровли пласта, мощность которого меньше высоты примыкающей подготовительной выработки.
На фиг.2 разрез 1-1 фиг.1.
На фиг. 3 представлен поперечный разрез, когда крайняя и боковая платформы повернуты относительно центральной под тупым углом. Фрагмент поддержания цилиндрическим пневмотором кровли пласта, мощность которого меньше высоты примыкающей подготовительной выработки.
На фиг. 4 представлен фрагмент поддержания цилиндрическим пневмотором уступа кровли пласта, мощность которого больше высоты примыкающей подготовительной выработки.
Перекрытие концевой секции механизированной крепи включает основное перекрытие 1 (фиг. 1, 3, 4), дополнительные опорные элементы в виде платформ: центральной 2, боковой 3 и крайней 4 с установленными на них роликами 5. Центральная платформа 2 посредством проушин 6 шарнирно соединена с боковой 3 и крайней 4. Боковая платформа посредством проушин 7, 8 соединена с бортом основного перекрытия 1. Продолжения проушин боковой 3 и крайней 4 платформ в месте шарнирного соединения с центральной платформой образуют консольные хвостовики 9 и 10 криволинейной формы. Хвостовики 9 соединены с проушинами 11 центральной платформы посредством домкратов 12. Хвостовики 10 соединены с проушинами 13 центральной платформы посредством домкратов 14. Домкраты 12 и 14 позволяют изменить углы наклона боковой 3 и крайней 4 платформ относительно центральной 2. Для изменения положения взаимосвязанных платформ 2, 3, 4 относительно основного перекрытия 1 предусмотрен домкрат 15, который одним концом соединен с хвостовиком 9, а другим с проушинами 16 основного перекрытия 1. Проушина 16 закреплена на нижней поверхности основного перекрытия 1.
Для поддержания неровной кровли в зазоре между основным перекрытием 1 и контурной крепью 17 подготовительной выработки на боковых платформах смонтирован цилиндрический пневмотор 18. Фиксированное положение пневмотора обеспечивается гибкими бесконечными лентами 19, 20, перепасованными через ролики 21, 22 кронштейнов боковой 3 и центральной 2 платформ, а также взаимным расположением платформ. Одни ветви бесконечных лент 19, 20 размещены во внутренней полости цилиндрического пневмотора, другие на наружной поверхности.
Работает устройство следующим образом.
Основное перекрытие 1 концевой секции механизированной крепи поддерживает кровлю. В зазоре между контурной крепью 17 выработки и основным перекрытием 1 кровлю поддерживает цилиндрический пневмотор 18 (фиг.1, 2, 3, 4), который оперт на ролики 5 центральной платформы 2. Фиксирование местоположения пневмотора в поперечном направлении осуществляется боковой 3 и крайней 4 платформами, а в продольном направлении гибкими бесконечными лентами 19 и 20, которые натянуты между забойным 21 и завальным 22 роликами, закрепленными на центральной 2 и боковой 3 платформах.
Боковая 3, центральная 2 и крайняя 4 платформы взаимосвязаны между собой шарнирно и дополнительно домкратами 12, 14, которые присоединены к центральной платформе 2 посредством проушин 11 и 13 соответственно. Изменением длины домкратов 11 и 12 вызывается вращение хвостовиков 9 и 10 платформ 3 и 4 вокруг осей шарниров в проушинах 6 центральной платформы и соответственно вращение платформ 2, 3, 4 относительно друг друга. В результате изменяются углы наклона платформ 3 и 4 относительно центральной. Взаимосвязанные платформы 2, 3, 4 получают опору на основном перекрытии 1 путем шарнирной подвески к проушине 7 борта основного перекрытия 1 боковой платформы 3. Хвостовики 9 боковой платформы 3 дополнительно присоединены к основному перекрытию 1 посредством домкратов 15 через проушины 16.
Основное перекрытие 1, домкрат 15 и боковая платформа 3 образуют силовой треугольник и являются опорой для платформ 2 и 4. Изменение длины домкратов 15 вызывает вращение боковой платформы 3 вокруг шарнира проушины 7 и соответственно вращение платформ 2 и 4. Путем вращения боковой платформы 3 вокруг шарниры проушины 7 посредством домкратов 15 и изменением углов наклона боковой 3 и крайней 4 платформ относительно центральной 2 посредством домкратов 12 и 14 достигается возможность изменять положение платформ и форму пневмотора в зависимости от геометрии поверхности кровли (фиг.1, 3, 4) в окрестности примыкающей подготовительной выработки в зависимости от вынимаемой мощности пласта. Перемещение концевой секции крепи не требует разгрузки избыточного давления воздуха в пневмоторе. При перемещения основного перекрытия 1 на забой перемещаются и платформы 2, 3, 4 вследствие связи боковой платформы 3 с основным перекрытием 1 посредством шарнирного соединения через проушины 7, 8 и через хвостовики 9, домкраты 15 и проушины 16. При этом пневмотор расперт между роликами 5 платформ 2, 3, 4 и кровлей, осуществляя поддержание последней. В силу значительного трения о кровлю пневмотор не проскальзывает по ней, а перемещается вместе с платформами путем выворачивания внутреннего слоя поверхности на наружный под действием усилия лент 19, 20. Ленты 19, 20 перепасованы через ролики 21 и 22. Одна ветвь лент прижата к поверхности пневмотора роликами 5 платформ и относительно поверхности пневмотора не проскальзывает вследствие высокого трения. Другая ветвь лент 19, 20 размещена в сквозной полости пневмотора 18, зажата поверхностью пневмотора и имеет возможность перепасовываться через ролики 21, 20 при их перемещении, вместе с выворачиванием внутренней поверхности пневмотора на наружную. При выворачивании внутренней поверхности пневмотора на наружную он таким образом обкатывает поверхность кровли без трения скольжения. Ролики 5 платформ 2, 3, 4, которые перемещаются вместе с пневмотором на забой, при этом обкатывают его внешнюю поверхность.
Таким образом осуществляется поддержание кровли в зазоре между крепью выработки и концевой секцией крепи при перемещении секции без снятия избыточного давления воздуха в пневмоторе, т.е. перемещение осуществляется по безразгрузочному принципу. Применение пневмотора на контакте с кровлей увеличивает эффективную площадь контакта, позволяет осуществить безразгруозчный принцип перемещения при поддержании ослабленной трещинами кровли в окрестности выработки. Конструкция дополнительного перекрытия в виде взаимосвязанных платформ обеспечивает устойчивость пневмотора, его приспосабливаемость к различной геометрии поверхности поддерживаемой кровли в окрестности выработки на концевых участках лав. Таким дополнительным перекрытием можно поддержать кровлю на узкой полосе (фиг. 1), на широкой полосе (фиг.3), с уступом с прямым и обратным склонами (фиг.4).
Применение такого устройства делает работу на концевых участках лав более безопасной, снижает расход лесоматериалов и трудоемкость работ, а также зольность угля за счет снижения вывалообразования на концевых участках лав.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЕНСАЦИОННАЯ МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ КОНЦЕВЫХ УЧАСТКОВ ЛАВ | 1994 |
|
RU2069269C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОЛИНСКОГО УКД, СЕКЦИЯ КРЕПИ (ВАРИАНТЫ), ПЕРЕКРЫТИЕ КРЕПИ, ВЫДВИЖНОЙ КОЗЫРЕК, СТАВ, ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, МЕХАНИЗМ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ЛЕНТЫ, УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕЙЕРА, КОМБАЙН ОЧИСТНОЙ (ВАРИАНТЫ), УСТРОЙСТВО ПОДЪЕМА БАРАБАНА КОМБАЙНА, ПРИВОД ОТБОЙНОГО БАРАБАНА КОМБАЙНА, СПОСОБ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, МАНИПУЛЯТОР ОЧИСТНОГО КОМПЛЕКСА, ЛЕСТНИЦА СТОЕЧНАЯ | 1997 |
|
RU2130554C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ | 2001 |
|
RU2193665C2 |
Перекрытие секции механизированной крепи | 1992 |
|
SU1838624A3 |
ОЧИСТНОЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2185514C1 |
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ С КОНВЕЙЕРОМ СЕКЦИИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ | 1994 |
|
RU2069762C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ | 1972 |
|
SU353047A1 |
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ ДЛЯ КРУТЫХ ПЛАСТОВ | 2007 |
|
RU2357083C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ ОЧИСТНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ВАРИАНТЫ) И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2186218C1 |
КОМПЛЕКТ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ | 1973 |
|
SU434169A1 |
Использование: при отработке пластов с неустойчивой кровлей комплексами и агрегатами. Сущность изобретения: перекрытие концевой секции механизированной крепи включает основное перекрытие и три дополнительных опорных элемента, шарнирно соединенных между собой и с основным перекрытием, а также домкраты поворота вокруг шарниров. Дополнительные опорные элементы выполнены в виде крайней, центральной и боковой платформ, снабженных направляющими роликами на торцовых участках и опорными роликами со стороны кровли. На платформах размещен цилиндрический пневмотор, закрепленный бесконечной лентой, проходящей через сквозную полость пневмотора, по его контактной поверхности с опорными роликами и перепасованной через направляющие ролики боковой и центральной платформ. Хвостовик боковой платформы соединен домкратом поворота с основным перекрытием и дополнительным домкратом поворота с центральной платформой на ее границе с крайней. Хвостовик крайней платформы соединен домкратом поворота с центральной платформой на границах ее с боковой платформой. 4 ил.
Перекрытие концевой секции механизированной крепи, включающее основное перекрытие и три дополнительных опорных элемента, шарнирно соединенных между собой и с основным перекрытием, и домкраты поворота вокруг шарниров, отличающееся тем, что дополнительные опорные элементы выполнены в виде крайней, центральной и боковой платформ, снабженных направляющими роликами на торцовых участках и опорными роликами со стороны кровли, при этом на платформах размещен цилиндрический пневмотор, закрепленный бесконечной лентой, проходящей через сквозную полость пневмотора по его контактной поверхности с опорными роликами и перепасованной через направляющие ролики боковой и центральной платформ, причем хвостовик боковой платформы соединен домкратом поворота с основным перекрытием и дополнительным домкратом поворота с центральной платформой на ее границе с крайней, а хвостовик крайней платформы соединен домкратом поворота с центральной платформой на границах ее с боковой платформой.
Межсекционное перекрытие секции шахтной механизированной крепи | 1973 |
|
SU466336A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Комплект механизированной крепи | 1983 |
|
SU1082964A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Комплект механизированной крепи | 1986 |
|
SU1366644A2 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1996-10-27—Публикация
1994-02-17—Подача