Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляных .сооружении железных дорог в районах с вечной, мерзлоты на участках, где в основании насьтей залегают слабые протаивающие многолетнемерзлые грунты.
Целью изобретения является снижение интенсивности деформаций насьши Ю на участках залегания слабых протаивающих многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения.
На чертеже -представлена схема зем-15 ляного сооружения.
Земляное сооружение содержит насыпь 1 из мелкодисперсного несвязного грунта с откосами. В верхней части откосов насыпи 1 расположены жесткие 20 железрбетонные блоки 2, выполненные Z-образной формы в сечении. Под блоками 2 сохраняется воздушный зазор З треугольной формы в сечении, максимальная величина которого равна 1/6- 25 1/9 длины блока 2. На поверхности блоков 2 .размещена теплоизоляция 4. Нагрузки от подвижного состава в насыпи 1 распределяются по направляющим 5.3Q
В сооружении Z-образная форма блоков позволяет образовать в верхней части откосов насыпи воздггшный зазор и разместить теплоизоляцию над блоками, что существенно изменяет темпе- 35 ратурный режим грунтов верхней части этого земляного сооружения, позволя- ет уменьшить темп сезонного .протаи- вания грунтов его прибровочных .зон и практически полностью исключить се-до зонные расстройства пути.
Наличие воздушного зазора у бровок размерами 1/6-1/9 от длины блока и.теплоизоляции над блоками обеспе- чивает глубокое сезонное промерзание 45 грунтов под блоками и их незначительное протаивание в летний период времени. Вследствие этого к поздней осени в теле земляного полотна сохраняется переле-ток из прочного мерзлого ел грунта, который воспринимает временную нагрузку от подвижного состава и равномерно распределяет ее на нижележащие талые грунты.
Мас.сив мерзлого грунта гасит мик- осдвижки в непосредственной близос- и от основной площадки земляного олотна, а также исключает передачу
потоков тепла в подстилающие талые грунты тела насьти.
Таким образом, возникает возможность в несколько раз уменьшить интенсивность деформаций (осадок) насы пи из-за протаивания вечномерзлых грунтов ее основания и практически устранить сезонные расстройства пути из-за формирования и развития микроподвижек грунтов вдоль образующих откосов.
Земляное сооружение работает следующим образом.
С наступлением отрицательных температур воздуха грунты насыпи 1 промерзают под Z-образными блоками 2, Тепловая изоляция 4 при наличии воздушного зазора. 3 уменьшает влияние снежного покрова на процесс промерзания .грунтов откосов верхней части земляного сооружения. При этом максимальная величина воздушного зазора 3 равная 1/6-1/9 длины блока 2, обеспечивает в зимний период времени глубокое сезонное промерзание грунтов прибровочной зоны земляного сооружения, а также его расчистку и сохранение в период интенсивных снегопадов и метелей за счет незначительного возвьш ения блоков над бровками земляного сооружения.
В теплый период времени указанная величина зазора 3 приводит к прогреванию лучами солнца поверхности от- косов (в направлении, нормальном чертежу) на протяжении до 1-1,2м. Ширина 3,0 м блоков 2 оказьгеает заметное влияние на интенсивность и глубину протаивания грунтов насыпи под ними.
Большая величина зазора 3 приводит к существенному прогреванию верхней части откосов (с торцов блоков) на их протяжении в 1,2-1,5 м, что значительно снижает эффективность их тепловой защиты теплоизоляцией 4. Кроме того, такая величина зазора 3 приводит к возвьш1ению верхних торцов блоков 2 над постельй шпал, что заметно затрудняет смену элементов верхнего строения пути.
При меньшей величине зазора 3 затрудняется циркуляция холодного воздуха зимой, а в теплый период времени не исключается возможность заполнения зазора балластом при выполнении работ по выправке, подъемочному, среднему или капитальному ремонтах пути.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Земляное сооружение | 1989 |
|
SU1710666A1 |
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах | 2019 |
|
RU2732774C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОСНОВАНИЯ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2010 |
|
RU2443828C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА СЛАБОМ ПРИ ПРОТАИВАНИИ ОСНОВАНИИ | 2021 |
|
RU2795020C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ОСНОВАНИИ | 1992 |
|
RU2029813C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2004 |
|
RU2256032C1 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ КАНАЛ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ СКЛОНА | 2009 |
|
RU2392376C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ОСНОВАНИИ | 1999 |
|
RU2160336C2 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2003 |
|
RU2256030C2 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ КАНАЛ, ЗАГЛУБЛЕННЫЙ В МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫЕ ГРУНТЫ СКЛОНА, И СПОСОБ ЕГО СОЗДАНИЯ | 2009 |
|
RU2385986C1 |
Изобретение относится к транспортному строительству. Цель - снижение интенсивности деформаций насыпи на участках залегания слабых протаивающих многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения. На откосах насыпи земляного сооружения расположены блоки Z-образной формы в сечении. Под блоками сохраняется воздушный зазор треугольной формы в сечении. Максимальная величина воздушного зазора составляет 1/6-1/9 длины блока. Над блоками расположена теплоизоляция, ..которая при наличии воздушного зазора способствует глубокому сезонному промерзанию в зимнее время и уменьшению протаивания грунтов прибровочной зоны земляного сооружения в летнее время, Это приводит к тому, что нагрузки от подвижного состава не выходят за пределы вогнутых зон поверхностей прота- ивания. 1 ил. СЛ
Способ возведения земляного полотна | 1984 |
|
SU1189942A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССР № 648681, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-01-23—Публикация
1986-12-26—Подача